Оригинaл материала размещен в выпуске № 6 (56) https://f.almanah.su/56.pdf
Аннотация. Помимо воспитательных и образовательных задач, Федеральный государственный образовательный стандарт ставит обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детей. Растить детей здоровыми, сильными, физически развитыми — задача каждого дошкольного учреждения.
Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей является лечебная физкультура.
Ключевые слова: эффективные средства укрепления здоровья, лечебная физкультура, ЛФК,
Прежде чем начать рассказ об опыте применения ЛФК в детском саду, обратимся к истории ее появления.
В Древней Греции основоположник клинической медицины Гиппократ большую роль в лечении болезней отводил диете и лечебной гимнастике.
Физические упражнения с лечебной целью начали применяться в России еще в 1617 г. Об этом свидетельствуют сохранившиеся рукописные документы, так называемые лечебники.
Однако наука о лечебном применении физических упражнений стала развиваться в России со второй половины 18 века.
В 1928 году был принят термин «Лечебная физическая культура».
ЛФК – это система применения самых разнообразных средств физкультуры в целях профилактики, лечения и реабилитации. Основное средство ЛФК - физические упражнения - целенаправленные движения с дозированной мышечной нагрузкой. Их делят на гимнастические, спортивно-прикладные (ходьба, бег, плавание, гребля и т. д.), подвижные и спортивные игры.
Основные причины, побуждающие к внедрению лечебной физкультуры в дошкольные образовательные учреждения:
• Увеличение числа детей с врожденной патологией разных органов и систем;
• Ухудшение экологических условий, негативно сказывающихся на способности детского организма к адаптации;
• Высокая загруженность родителей на работе, недостаток времени на занятия с детьми;
• Низкая доступность медицинской помощи – удаленность поликлиник и стационаров, строгий график работы, большие очереди.
• Малоподвижный образ жизни ребенка, предпочтение игр на электронных устройствах;
Таким образом, детский сад оказывается наиболее доступным местом, где малыши могут регулярно тренироваться и укреплять здоровье.
Все чаще в детский сад приходят дети с заболеваниями опорно-двигательной системы, такими как плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз
Наш детский сад является образовательным учреждением комбинированного вида. На сегодняшний день его посещают 38 детей с ОВЗ. Ребенок с особыми возможностями здоровья — это ребенок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые приемы, методы, способы, отличные от стандартных.
У детей с нарушением речи изменен мышечный тонус, поэтому я особое внимание уделяю упражнениям на осанку, активное расслабление и напряжение мышц.
У детей с задержкой психического развития, как правило, не наблюдается тяжелых двигательных расстройств. Однако при более пристальном рассмотрении обнаруживается отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений, недостаточность двигательных качеств, несовершенство мелкой моторики рук. Общая моторная неловкость и недостаточность мелкой моторики обуславливает несформированность навыков самообслуживания: многие затрудняются в использовании ложки, в процессе одевания и др.
Для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития провожу занятия лечебной физкультурой в индивидуальной форме в зависимости от диагноза.
Есть в детском саду воспитанники, не входящие в состав групп компенсирующей направленности, но, имеющие нарушения осанки и стопы. Эти дети отличаются невысокой двигательной активностью, общей медлительностью, повышенной утомляемостью и истощаемостью.
В целом, можно выявить общие подходы к физическому воспитанию детей с нарушениями развития: огромное значение имеет целенаправленное преодоление недостатков моторики, развитие двигательной активности, охрана и укрепление здоровья детей.
В ДОУ проводятся практически все существующие формы лечебной физкультуры: утренняя гимнастика, которая проходит с обязательным включением одного - двух специальных упражнений; занятия (ведущая форма), самостоятельные занятия подгруппы детей (под контролем педагога), которые также включают 3 - 4 специальных упражнения. Каждое занятие строится по определенному плану и включает в себя три раздела: вводный, основной и заключительный.
В ЛФК придается большое значение дозированию упражнений; для этого определяют их продолжительность, количество повторений, темп, положения, амплитуду движений, рациональное чередование нагрузки и отдыха, учитывают индивидуальные особенности ребенка.
Каждый курс ЛФК начинается с обязательного тестирования силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса при нарушении осанки и плантографии при плоскостопии. Ежегодно вместе с медсестрой в карте развития ребенка регистрируем динамику изменения осанки ребенка. На основе проведенных тестируемых показателей разрабатываю комплексы физических упражнений и занятий для детей всех возрастных групп с учетом, выявленных нарушение и для профилактики нарушений.
Формы занятий. Дети до 5 лет
Чтобы заинтересовать малыша тренировками, проводим их в игровой форме, параллельно рассказывая какую-нибудь увлекательную историю, сказку. Например, выполняя упражнения, дети могут представлять себе, что они собирают грибы и ягоды, плывут по морю, летают, расправив крылья, прыгают, как зайчики.
Для детей определенный интерес представляют занятия с использованием спортинвентаря – мячей, обручей, гимнастических ковриков.
Для профилактики плоскостопия малышам полезно ходить в носочках по массажным коврикам, ребристым дорожкам.
Детям с 4-5 лет рекомендуем катать ступнями шарики, ходить на носочках и пятках.
Детям 5-7 лет уже доступны более сложные гимнастические элементы, занятия на канате, на шведской стенке. В тренировки включаю соревновательный элемент, провожу эстафеты, командные игры. Обязательны бег, приседания, растяжка, простые акробатические упражнения.
Преимущества лечебной физкультуры
ЛФК имеет ряд преимуществ перед другими лечебно-профилактическими мероприятиями:
• Общедоступность, она практически не нуждается в финансовых вложениях;
• Подходит как здоровым малышам, так и детям с патологией различных органов и систем;
• Не имеет противопоказаний кроме острого периода инфекционной болезни;
• Простота выполнения, не требует специальных навыков;
• Оказывает комплексное воздействие на организм;
• Влияет не только на физическое развитие, но и на психоэмоциональную сферу;
• Гимнастический комплекс можно в любой момент изменить в соответствии с нуждами конкретного ребенка.
Система занятий ЛФК вырабатывает осознанное отношение к своему здоровью, знакомит с доступными способами его сохранения и укрепления, формируют потребность в ежедневной двигательной активности. Дети получают хороший заряд бодрости и эмоциональный настрой, что положительно влияет на их здоровье.
Список использованных источников
1. Еремина, Р.А. Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников / Т.Г. Анисимова, С.А. Ульянова. – Волгоград: Учитель, 2009.
2. Каштанова, Г.В. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. Г,В. Мамаева, О.В. Сливина, Т.А. Чумакова.
3. Рачёва Т.А. «Роль лечебной физкультуры в оздоровлении ребенка-дошкольника» – Волгоград: Учитель, 2014.