Кузнецова И.С. Индивидуальной проект как основная форма интеграции профессиональной составляющей в образовательный процесс
Библиографическое описание:
Кузнецова И.С. Индивидуальной проект как основная форма интеграции профессиональной составляющей в образовательный процесс // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/67-2.pdf.
Одним из самых распространенных слов в педагогическом лексиконе современного педагога является слово «система». И мы говорим об образовательном учреждении как о системе, а также о взаимоотношениях педагога и детей как о системе.
С понятием «система» напрямую связано понятие «интеграция». Интеграция – это процесс и результат взаимодействия различных элементов, которые приводят к возникновению чего-то нового, целостного.
Высокий уровень интеграции в образовательном процессе предполагает использование педагогических средств, не регламентированных классной системой – к таким средствам относится проектная деятельность.
В данном докладе я хотел бы показать, как можно использовать индивидуальный проект для формирования профессиональных навыков обучающихся на уроках математики.
Нынешние студенты в будущем будут как раз разрабатывать и реализовывать новые проекты, связанные с их профессиональной деятельностью. Так что такое «индивидуальный проект»?
Индивидуальный проект – это учебный проект или исследовательская работа, выполняемая обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов совместно с преподавателем (руководителем проекта) в течение установленного срока, направленная на достижение профессиональных образовательных целей и результатов путем накопления опыта самостоятельной, творческой, продуктивной деятельности. По-другому можно сказать, что индивидуальный проект – это показатель профессиональных компетенций нынешнего студента и будущего специалиста.
Поговорим о математике, о том, что она в себя включает, и о том, как можно использовать создание индивидуальных проектов при изучении данного предмета для формирования профессиональных компетенций.
«Математика» согласно ФГОС СПО относится к предметам общеобразовательного цикла.
Это означает, что этот курс включает в себя:
1. Теоретический материал математических элементов учебного материала предметов профессионального цикла.
2. Насыщение практической работы математическими задачами, способствующими формированию определенных профессиональных компетенций.
3. Выполнение студентами индивидуальных профильных проектов.
Для будущего специалиста нужна профессиональная мотивация. Профессиональная мотивация предусматривает выполнение профессиональных задач, способствующих формированию профессионального интереса, а профессиональный интерес можно формировать через создание индивидуальных проектов. Тема проектов широко описана в разных источниках.
Проекты, описанные в литературе, направлены:
1. на поддержку учебного курса, например, курса математики. Цель такого проекта - познакомить учащихся с основными понятиями темы заранее, до изучения темы.
2. на связь между разделами курса математики. Цель такого проекта – научить школьника систематизировать и обобщать изученные знания.
3. на связь изучаемого курса с дисциплинами естественнонаучного цикла. Цель такого проекта – показать учащимся реализацию межпредметных связей.
4. на связь изучаемого курса с будущей профессией. Цель такого проекта – формирование у студентов начального опыта решения профессиональных задач.
Нас интересуют проекты из 4 пункта. Это проекты, направленные на связь изучаемого курса с будущей профессией, поскольку они способствуют формированию профессиональных компетенций на раннем этапе обучения.
Выполнение профильных индивидуальных проектов в рамках предмета «Математика» покажет важность полученных знаний и сформированных компетенций при изучении предметов профессионального цикла, а, следовательно, и в будущей профессии. Предлагаемые темы отдельных проектов должны способствовать тому, чтобы работа студентов над проектами способствовала формированию конкретных профессиональных компетенций.
Приведем примеры тем индивидуальных проектов по учебной дисциплине «Математика», которые имеют прямую связь с некоторыми дисциплинами профессионального цикла. Например, для специальности «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий» могут быть использованы темы: «Нерациональное использование электроэнергии», «Математика по специальности «Электромонтёр» или, например, для направление «Экономика и бухгалтерский учет «Математика в информационных системах» или «Договор дороже денег».
Таким образом, для формирования профессиональных компетенций, учащихся в процессе обучения математике необходимо:
1. Изучение теоретической информации по учебной дисциплине «Математика» совместно с теоретической информацией дисциплин профессионального цикла.
2. Выполнение лабораторно-практических работ.
3. Выполнение исследовательского проекта студентами под руководством преподавателей математики и специальных дисциплин.
4. Дальнейшее развитие профессиональных компетенций при изучении дисциплин профессионального цикла.
Сделаем вывод, индивидуальные проекты способствуют предоставлению каждому обучающемуся возможности приобретения и формирования собственных компетенций, столь необходимых для осуществления будущей профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Дубровина О. С. Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся. Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 124-126.
2. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М.: Академия, 2007.
3. Лазарев Т. Проектный метод: ошибки в использовании // Первое сентября. 2011. N 1. С. 9-10.
4. Митрофанова Г.Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении // Молодой ученый. 2011. N 5. Т.2. С. 148-151.
5. Покушалова Л.В. Формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы студентов технического вуза // Молодой ученый. 2011. N 4. Т.2. С. 115-117.
6. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся: лекции. М.: Изд-во Моск. пед. ун-та, 2009. С. 132
7. https://docs.edu.gov.ru/document/43c0a08999e830bad0dbc0e863c01441/ (дата использования 19.01.2023)
8. https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/02/02/proekt-formirovanie-professionalnykh-kompetentsiy-studentov-na (дата использования 18.01.2023)
9. https://science-education.ru/ru/article/view?id=27869(дата использования 25.01.2023)