Библиографическое описание:
Воловичева Т.Н., Голоденко С.А. Работа с научно-популярными текстами // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/71-1.pdf.
Научиться читать – значит не только овладеть техникой чтения, но и «вычерпывать» из текста все заложенные в нём смыслы. Ученик должен уметь работать с текстом и видеть отличия одного текста от другого. А как мы, уважаемые коллеги, работаем – умеем ли определять, что за текст перед нами, и видеть его стилевые особенности? Перед вами два текста. Определите тему и стиль каждого из них, найдите отличия, заполнив таблицу. Вам помогут слова подсказки.
Текст № 1
Весна – одно из четырёх времён года. В Северном полушарии Земли она продолжается с момента весеннего равноденствия (20-21 марта) до летнего солнцестояния (21-22 июня). В обиходе весной считаются месяцы март, апрель и май. В Южном полушарии в это время бывает осень.
В средних широтах с началом весны связаны такие явления, как повышение дневных температур, таяние снежного покрова, цветение деревьев и кустарников, прилёт птиц (например, скворцов), ледоход на реках.
Текст № 2
…Приступил к работе другой художник – Весна-Красна. Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?
Вот стоит перед ней лес – хмурый, унылый.
«А дайка я раскрашу его по-своему, по-весеннему».
Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветки берёз, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные серёжки.
День за днём всё наряднее пишет свою картину Весна.
На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг неё рассыпала первые цветы подснежника, медуницы.
Всё рисует день и другой. Вот на склоне оврага кусты черёмухи, их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов. И на лесной опушке тоже белые, будто в снегу, дикие яблоньки, груши…
(По Г. Скребицкому)
Слова подсказки: проявление чувств, умозаключение, факты, как живое существо, описание картин, художественный образ, выделение признаков, самое важное, образные выражения, вывод.
Ещё раз прочитайте про себя эти тексты и скажите, почему первое описание мы называем научно-популярным, а второе – художественным?
В художественном тексте картины весны образные, они созданы с помощью художественных средств: автор изображает весну как живое существо и использует слова, которые помогают нам увидеть художественный образ, а не просто сам факт наступления весны. Кроме того, это произведение вызывает у читателя определённые чувства: весна ему нравится, она очень красива; а когда мы читаем научно-популярный текст, мы выделяем только признаки весны, факты, выявляем самое важное и делаем вывод.
Учебно-научные тексты есть в учебниках по всем предметам. Учить детей читать такие тексты и работать с ними необходимо. Это требование сегодняшнего времени и новых стандартов.
В учебно-научных текстах иной предмет познания – не образы, а понятия, в связи с этим меняется и цель чтения – усвоение связей и основных признаков понятия, явления (исторического, природоведческого содержания), усвоение элементов понятия, формулирование обобщённых выводов, заключение по поводу основной мысли текста.
Отличаются учебно-научные тексты построением, логикой изложения и особым точным, лаконичным языком. Чтобы освоить содержание текста, необходимы логическое мышление, опора на наглядные схемы, шрифтовые выделения в тексте, зарисовки деталей объекта.
Научно-популярная литература дополняет и углубляет систему знаний, даёт больше возможностей для поиска истины, при этом читатель в процессе осмысления текста использует связи между отдельными учебными предметами. Тексты научно-популярного стиля сложнее для восприятия, поэтому для эффективной работы требуется определённая предварительная подготовка, цель которой – уточнение и обогащение опыта детей.
Организация работы с учебно-научными текстами
Учащийся, приступая к чтению, должен чётко представить последовательность своих действий, знать конечный результат, продукт своей деятельности и уметь контролировать себя.
1. Первичное чтение (целостное, элементарно-аналитическое восприятие и первичное понимание). При этом важно
– сосредоточиваться на том, что читаешь;
– «выжимать» самую сущность читаемого;
– определять тему текста;
– «схватывать» общее содержание («о чём текст», «о чём говорится»).
2. Вторичное чтение (осмысление прочитанного):
– установление причинных связей (используются вопросы и выборочное чтение);
– поиск ключевых (опорных) слов, словосочетаний, предложений (внешнее описание предмета, факта, действия);
– определение того, какими признаками обладает предмет, описываемый в тексте;
– нахождение связи предмета с окружающими его другими предметами или явлениями;
– установление причины событий (почему это произошло).
3. Перечитывание (просмотровое чтение). Корректировка работы и осмысление текста в целом.
4. Составление графического, словесного плана, схем (для закрепления и осмысления логической структуры текста).
5. Последующий просмотр (обдумывание своих схем и плана, чтобы прийти к правильному заключению). На этом этапе определяют главную мысль текста – то, ради чего он написан, и устанавливают, как это сделано: раскрыл ли текст главное, пока зав его с разных сторон, подводил ли последовательно к окончательному выводу, поставил ли перед читателем прямой вопрос, давая возможность ответить, опираясь на факты, явления, события.
6. Завершение работы. Совместное обсуждение того, что нового открыли для себя дети, зачем это нужно знать, можно ли использовать где-либо эти факты, т.е. необходимо дать свою оценку факту (выразить своё отношение к нему).
7. Закрепление. Для закрепления используется пересказ (подробный, краткий, выборочный). Он, как и составление плана, является одной из форм работы, необходимой для более глубокого понимания содержания текста, его осмысления и практического применения информации.
Последовательность действий определяется детьми устно под руководством учителя, и повторяется она перед каждым занятием, пока дети не овладеют этой последовательностью и содержательной стороной действий.
В результате учащиеся овладевают инструментом познания, развивается их речь, логическое и образное мышление, творческое воображение, воспитывается активное, заинтересованное отношение к учению.
Приёмы и формы привлечения внимания ребёнка к научно-популярной литературе:
– выставки книг;
– беседы о книгах;
– викторины;
– создание проблемных ситуаций;
– сообщение интересных сведений об авторе;
– классные часы;
– посещение выставок;
– взаимное рассказывание друг другу прочитанного;
– экскурсии.
Первостепенное значение уделяется осознанию ребёнком содержательной стороны читаемого текста.
Осознанность – это понимание текста. Что это такое?
Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путём использования имеющихся знаний. При чтении несложного текста понимание как бы сливается с восприятием – мы мгновенно вспоминаем полученные ранее знания (осознаём известное значение слов) или отбираем из имеющихся знаний нужные в данный момент и связываем их с новыми впечатлениями. Но часто при чтении незнакомого и трудного текста осмысление (применение знаний и установление логических связей) представляет собой сложный процесс. Для осмысления в таких случаях необходимо не только быть внимательным, иметь знания и уметь их применять, но и владеть определёнными мыслительными приёмами. Свести содержание текста к коротким и существенным логическим формулам, отметить центральное по смыслу понятие, ассоциировать понятия между собой и образовать таким путём единую логическую цепочку идей – вот сущность понимания текста.
Технику восприятия нужно развивать. Необходимо учить детей «обдумывающему» восприятию, умению размышлять над содержанием. Главное – привить детям привычку вчитываться в текст.
Работу можно строить следующим образом.
Стадия «вызова» – у учащихся активизируются имеющиеся знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Этапы работы.
1. Как вы думаете, о чём пойдёт речь в данном тексте? (Детям предлагается ответить на вопрос, пользуясь лишь заглавием текста.)
2. Чтение текста по частям:
– задаю вопросы, когда читаю;
– представляю, включая мысленный экран;
– думаю, что в тексте главное.
3. Остановка (осмысление предыдущего фрагмента и одновременно стадия вызова для следующего):
– Как вы полагаете, о чём далее пойдёт речь?
– Вы получили новую информацию. Как вы теперь думаете, о чём этот текст? Чем он закончится?
– Подтвердились ли наши предположения?
4. Сделай модель обложки.
5. Спроси о том, что ты не понял.
Стадия «осмысления» – формулирование тех смыслов, которые были вычитаны в тексте.
Для развития умений осознанного чтения используют следующие упражнения.
1. Наведи порядок. Расположи предложения так, чтобы получился связный текст.
2. Подбери заголовки к абзацам (одновременно дети учатся составлять план текста).
3. Прочитай текст. Выбери заглавие из данных или придумай своё.
4. Закончи текст.
5. Восстанови текст (необходимо распределить последовательность абзацев).
6. Прочитай заглавие и определи, о чём можно узнать из текста.
7. Прочитай текст. Пронумеруй вопросы так, чтобы они соответствовали содержанию.
8. Объясни название текста.
9. Прочитай текст и задания к нему, отметь знаком «+» своё согласие и знаком «–» несоответствие вопроса содержанию текста.
10. Самостоятельно поставь вопрос к тексту.
11. Найди в тексте необходимые предложения для характеристики героя.
12. Восстанови перепутанные логические цепочки.
13. Спрогнозируй, о чём будет говориться в тексте (по заголовку, иллюстрации).
14. Прочитай вопросы учебника. Определи, какого вопроса не хватает.
Рефлексия – размышление, осознание, осмысление. Учащийся формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его с помощью своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний.
1. Я узнал…; запомнил…; научился…; расскажу дома о…; повторил…
2. Урок привлёк меня… Показался интересным… Взволновал, заставил задуматься… Навёл меня на размышление… Оказался поучительным…
3. Сочинение синквейнов.
4. Создание кластеров.
Для развития умений определять тему и главную мысль текста используют следующие упражнения.
1. Назови и подчеркни главные слова-ориентиры.
2. Определи тему и главную мысль текста.
3. Расскажи, как ты определяешь тему текста.
4. Укажи знаком «+», какие действия ты выполняешь, когда определяешь тему:
– громко читаю вслух;
– составляю план текста;
– записываю текст;
– думаю, о чём говорится в тексте.
5. Найди в учебнике по литературному чтению тексты, у которых
– тема общая, но разные основные мысли;
– темы разные, но основная мысль общая;
– темы разные и основные мысли разные.
6. «Прочти, спроси, ответь» (постановка друг другу вопросов: кто…? как…? что…? что делает…? какой…?).
В заключение хотелось бы привести цитату. «Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство», – говорил великий русский поэт А.С. Пушкин.
Библиографический список
1. Криволапова, Н.А. Формирование учебно-информационных умений учащихся / Н.А. Криволапова. – Курган, 2005.
2. Соколова, Т.Е. Информационно-поисковые умения: От наблюдения и описания к сравнению / Т.Е. Соколова. – Самара: Изд. дом «Фёдоров», 2008.
Воловичева Т.Н., Голоденко С.А. Работа с научно-популярными текстами // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/71-1.pdf.
Научиться читать – значит не только овладеть техникой чтения, но и «вычерпывать» из текста все заложенные в нём смыслы. Ученик должен уметь работать с текстом и видеть отличия одного текста от другого. А как мы, уважаемые коллеги, работаем – умеем ли определять, что за текст перед нами, и видеть его стилевые особенности? Перед вами два текста. Определите тему и стиль каждого из них, найдите отличия, заполнив таблицу. Вам помогут слова подсказки.
Текст № 1
Весна – одно из четырёх времён года. В Северном полушарии Земли она продолжается с момента весеннего равноденствия (20-21 марта) до летнего солнцестояния (21-22 июня). В обиходе весной считаются месяцы март, апрель и май. В Южном полушарии в это время бывает осень.
В средних широтах с началом весны связаны такие явления, как повышение дневных температур, таяние снежного покрова, цветение деревьев и кустарников, прилёт птиц (например, скворцов), ледоход на реках.
Текст № 2
…Приступил к работе другой художник – Весна-Красна. Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?
Вот стоит перед ней лес – хмурый, унылый.
«А дайка я раскрашу его по-своему, по-весеннему».
Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветки берёз, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные серёжки.
День за днём всё наряднее пишет свою картину Весна.
На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг неё рассыпала первые цветы подснежника, медуницы.
Всё рисует день и другой. Вот на склоне оврага кусты черёмухи, их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов. И на лесной опушке тоже белые, будто в снегу, дикие яблоньки, груши…
(По Г. Скребицкому)
Слова подсказки: проявление чувств, умозаключение, факты, как живое существо, описание картин, художественный образ, выделение признаков, самое важное, образные выражения, вывод.
Ещё раз прочитайте про себя эти тексты и скажите, почему первое описание мы называем научно-популярным, а второе – художественным?
В художественном тексте картины весны образные, они созданы с помощью художественных средств: автор изображает весну как живое существо и использует слова, которые помогают нам увидеть художественный образ, а не просто сам факт наступления весны. Кроме того, это произведение вызывает у читателя определённые чувства: весна ему нравится, она очень красива; а когда мы читаем научно-популярный текст, мы выделяем только признаки весны, факты, выявляем самое важное и делаем вывод.
Учебно-научные тексты есть в учебниках по всем предметам. Учить детей читать такие тексты и работать с ними необходимо. Это требование сегодняшнего времени и новых стандартов.
В учебно-научных текстах иной предмет познания – не образы, а понятия, в связи с этим меняется и цель чтения – усвоение связей и основных признаков понятия, явления (исторического, природоведческого содержания), усвоение элементов понятия, формулирование обобщённых выводов, заключение по поводу основной мысли текста.
Отличаются учебно-научные тексты построением, логикой изложения и особым точным, лаконичным языком. Чтобы освоить содержание текста, необходимы логическое мышление, опора на наглядные схемы, шрифтовые выделения в тексте, зарисовки деталей объекта.
Научно-популярная литература дополняет и углубляет систему знаний, даёт больше возможностей для поиска истины, при этом читатель в процессе осмысления текста использует связи между отдельными учебными предметами. Тексты научно-популярного стиля сложнее для восприятия, поэтому для эффективной работы требуется определённая предварительная подготовка, цель которой – уточнение и обогащение опыта детей.
Организация работы с учебно-научными текстами
Учащийся, приступая к чтению, должен чётко представить последовательность своих действий, знать конечный результат, продукт своей деятельности и уметь контролировать себя.
1. Первичное чтение (целостное, элементарно-аналитическое восприятие и первичное понимание). При этом важно
– сосредоточиваться на том, что читаешь;
– «выжимать» самую сущность читаемого;
– определять тему текста;
– «схватывать» общее содержание («о чём текст», «о чём говорится»).
2. Вторичное чтение (осмысление прочитанного):
– установление причинных связей (используются вопросы и выборочное чтение);
– поиск ключевых (опорных) слов, словосочетаний, предложений (внешнее описание предмета, факта, действия);
– определение того, какими признаками обладает предмет, описываемый в тексте;
– нахождение связи предмета с окружающими его другими предметами или явлениями;
– установление причины событий (почему это произошло).
3. Перечитывание (просмотровое чтение). Корректировка работы и осмысление текста в целом.
4. Составление графического, словесного плана, схем (для закрепления и осмысления логической структуры текста).
5. Последующий просмотр (обдумывание своих схем и плана, чтобы прийти к правильному заключению). На этом этапе определяют главную мысль текста – то, ради чего он написан, и устанавливают, как это сделано: раскрыл ли текст главное, пока зав его с разных сторон, подводил ли последовательно к окончательному выводу, поставил ли перед читателем прямой вопрос, давая возможность ответить, опираясь на факты, явления, события.
6. Завершение работы. Совместное обсуждение того, что нового открыли для себя дети, зачем это нужно знать, можно ли использовать где-либо эти факты, т.е. необходимо дать свою оценку факту (выразить своё отношение к нему).
7. Закрепление. Для закрепления используется пересказ (подробный, краткий, выборочный). Он, как и составление плана, является одной из форм работы, необходимой для более глубокого понимания содержания текста, его осмысления и практического применения информации.
Последовательность действий определяется детьми устно под руководством учителя, и повторяется она перед каждым занятием, пока дети не овладеют этой последовательностью и содержательной стороной действий.
В результате учащиеся овладевают инструментом познания, развивается их речь, логическое и образное мышление, творческое воображение, воспитывается активное, заинтересованное отношение к учению.
Приёмы и формы привлечения внимания ребёнка к научно-популярной литературе:
– выставки книг;
– беседы о книгах;
– викторины;
– создание проблемных ситуаций;
– сообщение интересных сведений об авторе;
– классные часы;
– посещение выставок;
– взаимное рассказывание друг другу прочитанного;
– экскурсии.
Первостепенное значение уделяется осознанию ребёнком содержательной стороны читаемого текста.
Осознанность – это понимание текста. Что это такое?
Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путём использования имеющихся знаний. При чтении несложного текста понимание как бы сливается с восприятием – мы мгновенно вспоминаем полученные ранее знания (осознаём известное значение слов) или отбираем из имеющихся знаний нужные в данный момент и связываем их с новыми впечатлениями. Но часто при чтении незнакомого и трудного текста осмысление (применение знаний и установление логических связей) представляет собой сложный процесс. Для осмысления в таких случаях необходимо не только быть внимательным, иметь знания и уметь их применять, но и владеть определёнными мыслительными приёмами. Свести содержание текста к коротким и существенным логическим формулам, отметить центральное по смыслу понятие, ассоциировать понятия между собой и образовать таким путём единую логическую цепочку идей – вот сущность понимания текста.
Технику восприятия нужно развивать. Необходимо учить детей «обдумывающему» восприятию, умению размышлять над содержанием. Главное – привить детям привычку вчитываться в текст.
Работу можно строить следующим образом.
Стадия «вызова» – у учащихся активизируются имеющиеся знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Этапы работы.
1. Как вы думаете, о чём пойдёт речь в данном тексте? (Детям предлагается ответить на вопрос, пользуясь лишь заглавием текста.)
2. Чтение текста по частям:
– задаю вопросы, когда читаю;
– представляю, включая мысленный экран;
– думаю, что в тексте главное.
3. Остановка (осмысление предыдущего фрагмента и одновременно стадия вызова для следующего):
– Как вы полагаете, о чём далее пойдёт речь?
– Вы получили новую информацию. Как вы теперь думаете, о чём этот текст? Чем он закончится?
– Подтвердились ли наши предположения?
4. Сделай модель обложки.
5. Спроси о том, что ты не понял.
Стадия «осмысления» – формулирование тех смыслов, которые были вычитаны в тексте.
Для развития умений осознанного чтения используют следующие упражнения.
1. Наведи порядок. Расположи предложения так, чтобы получился связный текст.
2. Подбери заголовки к абзацам (одновременно дети учатся составлять план текста).
3. Прочитай текст. Выбери заглавие из данных или придумай своё.
4. Закончи текст.
5. Восстанови текст (необходимо распределить последовательность абзацев).
6. Прочитай заглавие и определи, о чём можно узнать из текста.
7. Прочитай текст. Пронумеруй вопросы так, чтобы они соответствовали содержанию.
8. Объясни название текста.
9. Прочитай текст и задания к нему, отметь знаком «+» своё согласие и знаком «–» несоответствие вопроса содержанию текста.
10. Самостоятельно поставь вопрос к тексту.
11. Найди в тексте необходимые предложения для характеристики героя.
12. Восстанови перепутанные логические цепочки.
13. Спрогнозируй, о чём будет говориться в тексте (по заголовку, иллюстрации).
14. Прочитай вопросы учебника. Определи, какого вопроса не хватает.
Рефлексия – размышление, осознание, осмысление. Учащийся формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его с помощью своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний.
1. Я узнал…; запомнил…; научился…; расскажу дома о…; повторил…
2. Урок привлёк меня… Показался интересным… Взволновал, заставил задуматься… Навёл меня на размышление… Оказался поучительным…
3. Сочинение синквейнов.
4. Создание кластеров.
Для развития умений определять тему и главную мысль текста используют следующие упражнения.
1. Назови и подчеркни главные слова-ориентиры.
2. Определи тему и главную мысль текста.
3. Расскажи, как ты определяешь тему текста.
4. Укажи знаком «+», какие действия ты выполняешь, когда определяешь тему:
– громко читаю вслух;
– составляю план текста;
– записываю текст;
– думаю, о чём говорится в тексте.
5. Найди в учебнике по литературному чтению тексты, у которых
– тема общая, но разные основные мысли;
– темы разные, но основная мысль общая;
– темы разные и основные мысли разные.
6. «Прочти, спроси, ответь» (постановка друг другу вопросов: кто…? как…? что…? что делает…? какой…?).
В заключение хотелось бы привести цитату. «Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство», – говорил великий русский поэт А.С. Пушкин.
Библиографический список
1. Криволапова, Н.А. Формирование учебно-информационных умений учащихся / Н.А. Криволапова. – Курган, 2005.
2. Соколова, Т.Е. Информационно-поисковые умения: От наблюдения и описания к сравнению / Т.Е. Соколова. – Самара: Изд. дом «Фёдоров», 2008.