Информационные технологии в современном образовательном процессе

Корецкая Н.А. Разработка сайта для создания и проведения образовательных веб-квестов на платформе CMS WordPress

Библиографическое описание:
Корецкая Н.А. Разработка сайта для создания и проведения образовательных веб-квестов на платформе CMS WordPress // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/70-2.pdf.

Активное внедрение информационных технологий в систему образования способствует стремительному развитию образовательных технологий. Одной из таких технологий является технология веб-квеста, способная мотивировать учащегося к познанию, организовать освоение ими учебного содержания в интересной и захватывающей форме. В отличие от традиционных технологий обучения, которые часто ориентируют учащихся на поиск готовых ответов и накопление информации, веб-квесты позволяют учащимся делать открытия и получать свой собственный результат.

Веб-квест – это развивающая технология в системе образования и представляет собой проблемное задание с элементами ролевой игры, которое решается с использованием данных Интернета [3]. Технология основана на поисково-творческом характере заданий, что способствует развитию умению находить информацию в Интернете, обобщать, анализировать и оценивать ее. Кроме этого, у обучаемых совершенствуется компьютерные навыки, вырабатывается умение учиться независимо от учителя.

Использование данной технологии в образовательном процессе дает возможность:

· заинтересовать обучающихся к изучению учебной дисциплины;

· повысить мотивацию к обучению;

· использовать различные виды информации для восприятия (текстовая, графическая, видео и звуковая);

· наглядно представлять разнообразные ситуационные задачи и т.д.;

· воспитывать информационную культуру учащихся;

· работать в группах [1].

Отмечается, что веб-квест может быть использован в следующих целях:

· для усвоения базовых знаний по дисциплине, разделу или теме урока, курса;

· при систематизации усвоенных знаний;

· при формировании навыков самоконтроля;

· для мотивации к учению в целом;

· для оказания учебно-методической помощи учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом [2, 4].

Вместе с тем создание веб-квеста – это сложный процесс для любого учителя. Во-первых, необходимо продумать этапы, структуру, задания квеста, а во-вторых, оформить соответствующий сетевой ресурс. В сети Интернет существуют образовательные сервисы, которые позволяют создавать и проводить веб-квесты, но они имеют ряд недостатков: одни платформы ориентированы на подготовку веб-квестов лишь отдельного, определенного типа, а другие, являясь универсальными в плане оформления материалов, не позволяют в полной мере обеспечить контроль и оценку степени продвижения учащихся по заданиям квеста. Это означает, что для полноценной работы необходима специализированная платформа для создания и проведения веб-квеста. Для решения данной проблемы я предлагаю экспериментальную разработку сайта «Веб-квесты» для создания и проведения образовательных веб-квестов.

Работа данного сайта осуществляется на основе разработанного программного модуля CMS WordPress. Данный плагин предоставляет форму для создания и редактирования веб-квеста, которую учитель легко может заполнить с помощью разработанного пользовательского интерфейса – frontend.

На сайте можно выделить следующие структурные элементы: каталог веб-квестов, страница создания и редактирования веб-квеста, страница для прохождения веб-квеста. Рассмотрим подробнее каждый из разделов.

Каталог веб-квестов содержит в себе квесты, созданные другими учителями. Их можно сразу использовать в образовательном процессе, или посмотреть, как примеры и создать свой собственный квест (Рисунок 1).

Рисунок 1. Каталог веб-квестов

Чтобы перейти на страницу создания и редактирования веб-квеста (Рисунок 2) необходимо нажать кнопку «новый квест» в левой части экрана. Появится форма для ввода информации о веб-квесте, которую необходимо заполнить. Заголовок – это название будущего веб-квеста, которое будет отображаться и в каталоге квестов, и на странице самого квеста. Далее нужно заполнить поле «основной текст», здесь можно описать все разделы квеста: введение, центральное задание, а также подробнее рассказать о процессе прохождения, о ролях участников, о критериях оценки и т.д. Таким образом, данное поле никак не ограничивает учителя и дает право свободно выбирать форму представления веб-квеста.

Рисунок 2. Создание и редактирование веб-квеста

Затем необходимо заполнить аннотацию – это общая информация или краткое описание веб-квеста, то, что будет отображаться в каталоге веб-квестов и привлекать внимание учеников к конкретному квесту.

Последний шаг – выбор картинки, цель которой такая же, как и у аннотации, т. е. заинтересовать (Рисунок 3). На этом описание веб-квеста заканчивается и начинается разработка конкретных вопросов и заданий.

Рисунок 3. Создание и редактирование веб-квеста

Рассмотрим сначала, какие варианты вопросов веб-квеста можно организовать. Один из возможных примеров структуры веб-квеста приведен на Рисунке 4.

Рисунок 4. Структура вопросов веб-квеста

Можно выделить два типа вопросов: условного и безусловного перехода к следующей странице. На схеме (Рисунок 4) первый и второй вопросы имеют тип условного перехода, то есть варианты ответов на эти вопросы могут быть либо верные, либо неверные.

Первый вопрос предполагает, что верный вариант приведет участника квеста ко второму вопросу, а неверный – к странице, на которой будет написано сообщение об ошибке, ссылка на дополнительную информацию (при необходимости) и ссылка для возврата к первому вопросу для того, чтобы можно было ответить правильно.

Второй вопрос отличается от первого тем, что неверные ответы могут приводить на разные страницы. Но уже с этих страниц все равно происходит переход на страницу вопроса.

Обратите внимание, от третьего вопроса отходят пунктирные стрелки, то есть в вопросах такого типа сразу несколько правильных ответов. Суть такого вопроса заключается в разветвлении, чтобы участники квеста проходили разными «дорогами», но при правильных ответах к одному и тому же результату.

Работая с сайтом «Веб-квесты», важно понимать, как учителя и участники будут пользоваться его возможностями. Краткое руководство по работе с сайтом можно представить в виде серии шагов.

Краткое руководство для учителя: создание нового веб-квеста.

1 шаг: зайти на сайт веб-квесты → Главная страница → Выбрать «Новый квест».

2 шаг: в форме для создания квеста добавить название, описание, задачи квеста, краткую информацию для каталога веб-квестов и изображение квеста.

3 шаг: добавить вопросы к квесту с соответствующими метками.

4 шаг: добавить ответы на вопросы с метками для переходов.

5 шаг: на страницах ошибочных ответов добавить подсказки или ссылки на источники информации, где можно найти ответ на неверно отвеченный вопрос.

6 шаг: сохранить получившийся квест, после этого он будет опубликован и его можно будет найти на странице «Каталог веб-квестов».

Ученики, в свою очередь, выбрав квест, попадут на страницу для прохождения веб-квеста (Рисунок 5). Последовательно отвечая на вопросы, участники должны пройти этот квест. Перед началом квеста учитель должен сообщить о структуре вопросов, «подводных камнях» в виде дополнительных вопросов, которые их ожидают, об оценивании данной работы, которую необходимо выполнить не только правильно, но и быстро.

Рисунок 5. Страница для прохождения веб-квеста

Итак, созданный сайт «Веб-квесты», основой которого является разработанный плагин для создания и проведения образовательных веб-квестов, состоит из следующих элементов: каталог веб-квестов, страница создания и редактирования веб-квеста, страница для прохождения веб-квеста.

Данный сайт позволяет:

· создать новые записи веб-квестов;

· описать веб-квест в разработанной специальной форме;

· разработать задания с метками для перехода от одного вопроса к следующему;

· провести образовательный веб-квест на данной платформе.

Таким образом, разработанная специализированная платформа для создания и проведения веб-квеста облегчает работу учителя, при этом не ограничивая его ни в форме представления квеста, ни в количестве заданий и позволяет организовать веб-квесты для школьников в соответствии с первоначальным замыслом и структурой учебного содержания.

Дальнейшая разработка плагина возможна в направлении реализации функций автоматизированного контроля и ведения статистики прохождения квестов, реализации возможностей соревновательных стратегий прохождения квестов несколькими командами и др.

Библиографический список

1. Использование технологии веб-квест в учебном процессе – 2012. – URL: http://kak.znate.ru/docs/index-973.html

2. Образовательный веб-квест как средство формирования компетенций обучающихся и учителя – URL: http://fs.nashaucheba.ru/docs/2293/index-1138060.html

3. Серебренникова, К.Ю. Технология веб-квест в учебной деятельности учащихся основной школы [Электронный ресурс] / К.Ю. Серебренникова, Д.В. Серебренников // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. – Пенза: Наука и Просвещение, 2017. – С. 268 – 270. – Режим доступа: http://elibrary.ru.

4. Щербина, А.Н. Веб-квест - как инновационная технология в системе реализации ФГОС [Электронный ресурс] / А.Н. Щербина // Наука и перспективы. – 2016. – №4. – С. 25 – 31. – Режим доступа: http://elibrary.ru.
2023