Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (60) https://f.almanah.su/60.pdf
Цель: Создание условий для ознакомления детей с новой техникой нестандартного раскрашивания; развивать навыки детей рисовать черепашку с помощью гуаши, (нетрадиционная техника рисования) вносить в рисунок дополнения с помощью ватных палочек и красок.
Программное содержание: закреплять полученные ранее умения выполнять работу в технике рисование по сырому фону; учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков. Развивать навыки передавать в рисунке образ черепахи. Развивать аккуратность, эстетический вкус, воображение. Воспитывать положительное отношение к животному миру и желание заботиться о нем.
Оборудование: презентация «Черепахи»; иллюстрация с изображением черепахи; плотный лист бумаги, простой карандаш, гуашь, кисти для рисования, емкость с водой, ватные палочки, салфетки для удаления лишней влаги; образец; мольберт; музыка «Шум моря».
Предварительная работа: беседы о подводном мире и его жителях, рассматривание иллюстраций.
Индивидуальная работа: совершенствовать технические навыки; помогать в процессе работы наводящими вопросами, советами, показом тем, кто в этом нуждается, приемами изображения; закрепление знание о цвете.
Словарная работа: панцирь, черепашата
Организационный момент.
(Воспитатель предлагает детям свободно расположиться на ковре)
Воспитатель: Дети, я под дверью нашла бумагу! Посмотрите! Я думаю, что это письмо! Давайте прочитаем, что же там написано (воспитатель раскрывает письмо, читает загадку)
Воспитатель: Может жить она везде, И на суше, и в воде. В панцире со всех сторон, Не раздавит даже слон. Вот, вручила Буратино, Ключик из болотной тины. Тяжела её рубаха, Кто же это… (Ответы детей)
(раздается стук из коробки)
Воспитатель: Ой, по-моему, в коробке еще что-то есть или кто-то! Дети, как вы думаете, что там? (Ответы детей)
(достает из коробки игрушечный аквариум с черепашкой)
Воспитатель: А вы знаете, что бывают морские и сухопутные черепахи? (Ответ детей)
Воспитатель: Как вы думаете наша гостья морская или сухопутная черепаха? (Ответ детей)
Воспитатель: А давайте послушаем, что расскажет нам о себе сама черепаха.
Ход занятия.
Показ презентации.
Черепахи – это рептилии. Они имеют твердый наружный панцирь, состоящий из двух частей: верхней выпуклой и нижней плоской. Он очень твердый и разделен на отдельные пластины. Через отверстия между этими двумя половинками черепаха может просовывать наружу голову с шеей, хвост и лапы, которые покрыты жесткой кожей. Панцирь служит защитой от внешних условий и от врагов.
Черепахи бывают разные и живут в разных условиях.
Морские черепахи добывают себе пищу под водой. Они охотятся на моллюсков и рыбок, едят водоросли. У черепах нет зубов, поэтому еду они перемалывают острыми краями челюстей.
А бывают и сухопутные. Они живут в степи, где много травы, песка, солнца, питаются травой, листьями, плодами, на зиму впадают в спячку. В пустыне черепахи подолгу могут обходиться без еды и воды.
Посмотрите на изображение морской черепахи. Что отличает ее от сухопутной? (ответы детей)
Морская черепаха плавает, а не бегает, и поэтому ноги у нее превратились в ласты, что позволяет быстро плавать. Она выходит на берег лишь для того, чтобы отложить яйца, из которых появляются маленькие черепашата.
Черепахи – самки откладывают яйца в ямку и закапывают их, и пол будущей черепашки зависит от температуры, в которой держалось яйцо. Если было холодно, то рождаются мальчики, а если тепло, то девочки.
Воспитатель: А как называются дети у черепах? (ответы детей)
Воспитатель: Вы теперь можете сказать какая черепаха у нас в гостях - водоплавающая или сухопутная? (ответы детей)
Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему черепаха медленно ползает?
Ответы детей: потому что домик (панцирь) у нее тяжелый, лапы короткие.
Воспитатель: Да, панцирь у черепашек действительно очень тяжелый! Поэтому черепашка зовет нас немного отдохнуть.
Физкультминутка
(Песня львенка и черепахи)
Я на солнышке лежу, (медленно поворачивать голову из стороны в сторону)
Я на солнышко гляжу,
Все лежу и лежу
И на солнышко гляжу.
Крокодил –дил-дил плывет. (соединить и вытянуть руки)
Носорог-рог-рог идет. (руки у носа, ходить вперевалку)
Только я все лежу (поворачивать голову из стороны в сторону)
И на солнышко гляжу.
Рядом львёночек лежит
И ушами шевелит, (приставить прямые ладони к ушам и пошевелить ими из стороны в сторону)
Только я все лежу (поворачивать голову из стороны в сторону)
И на львенка не гляжу.
Продуктивная деятельность.
Воспитатель: Мне кажется, что наша черепашка грустная, как вы думаете, почему? (Ответы детей: потому что она одна, скучает.)
Воспитатель: А как мы можем ей помочь? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте нарисуем ей много друзей – черепашек.
(Дети приступают к работе, при затруднениях воспитатель помогает детям). Звучит спокойная музыка «Шум моря».
Воспитатель: У вас на столах лежит лист бумаги, простой карандаш, краски, кисточка, ватная палочка. Простым карандашом на листе бумаги выполняем рисунок черепахи. (Воспитатель показывает образец и обсуждает с детьми последовательность рисования: туловище – овал, голова – прямоугольник с закругленными углами, лапы повернуты назад и на лапках коготки. Затем обозначим на панцире кольца. Дорисовываем водоросли, камни, морскую звезду, рыбку). Теперь берем кисть и обильно смачиваем водой и проводим по всему листу. Если будет бумага излишне мокрой — рисунок может не получиться. Набираем на кисточку голубой цвет и красим основной фон. Нижняя часть листа –песок, красим в желтый цвет. С помощью ватных палочек панцирь черепахи точечно красим в коричневый цвет. Так же ватными палочками красим лапки, хвост нашей черепашки в зеленый цвет. Голову закрасим оранжевым цветом. Подождем, пока работа подсохнет, чтобы можно было дополнить рисунок.
Самостоятельная работа.
(Воспитатель помогает детям в процессе работы наводящими вопросами, советами, показом тем, кто в этом нуждается, приемов изображения.)
Воспитатель: Наш рисунок готов!
Анализ детских работ.
Воспитатель: дети, давайте сделаем выставку (положите рисунки на стол). Посмотрите, какие у нас получились красивые черепашки.
Может жить она везде,
И на суше, и в воде.
В панцире со всех сторон,
Не раздавит даже слон.
Вот, вручила Буратино,
Ключик из болотной тины.
Тяжела её рубаха,
Кто же это… (черепаха).
Итог.
Воспитатель: Кого мы с вами сегодня рисовали? С помощью чего мы рисовали? Вам понравилось? (Ответы детей)
Как вы думаете, наша черепаха рада будет, что у нее появилось столько друзей? (Ответы детей).
А как же называются все черепахи? (Ответы детей)
А какая черепаха у нас сегодня в гостях? (Ответы детей)
Чем покрыто тело у черепахи? (Ответы детей ).
Для чего прячется в панцирь? (Ответы детей)
Девочки, что вам больше всего понравилось на занятии?
Мальчики, а вам?
В следующий раз мы с вами пригласим в гости другую рептилию – сухопутную черепаху.