НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Филатова М.В. Предшкольное развитие детей в условиях организации дополнительного образования


Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf

Предшкольное образование детей в современном обществе становится все более значимым. Ступень дошкольного детства рассматривается как один из главных образовательных резервов. Проблема подготовки ребенка к школе является одной из наиболее актуальных проблем в современном отечественном дошкольном и начальном образовании. Готовность ребенка к школе обеспечивает выравнивание стартовых возможностей, спокойное прохождение им школьной адаптации, успешное усвоение учебной программы, сохранение физического и психологического здоровья.
В этой связи учреждения дополнительного образования детей создают равные «стартовые» возможности каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития.
Ученые (Т. И. Ерофеева, А. Н. Джуринский, Н. В. Холмогорова и др.) отмечали, что, несомненно, положительным является стремление государства создать условия, обеспечивающие равные стартовые возможности для вхождения в школьную жизнь всех детей.
Под «выравниванием стартовых возможностей детей» следует понимать создание равных условий, которые государство должно обеспечить любому ребенку дошкольного возраста, проживающему в России, независимо от благосостояния семьи, места проживания и национальной принадлежности, для получения такого уровня развития, который позволит ему успешно обучаться в школе.
Научные исследования показали, что начинать учебу в школе могут дети, обладающие достаточной функциональной готовностью, т.е. «школьной зрелостью».
Школьная зрелость предполагает готовность ребенка к новой социальной позиции школьника, владение определенной техникой общения и сотрудничество со взрослыми, развитие сознательности и произвольности, наличие сформировавшегося мотива к учению как новой серьезной и содержательной деятельности.
Для успешного обучения ребенка в начальной школе у него должны быть сформированы соответствующие мотивы: отношение к учению как к важному общественно значимому делу; стремление к приобретению знаний; интерес к определенным учебным предметам. У дошкольника должно быть развита произвольность, управляемость в поведении: это позволяет ребенку выдерживать школьный режим, правильно вести себя на уроках; произвольное управление внутренними, психическими действиями способствует поддержанию внимания, запоминания новых сведений, формированию знаний. Будущий первоклассник должен иметь запас знаний и представлений, умений выполнять умственную работу. Также ребенок должен быть развит физически. Не менее важным являются навыки речевого общения, развития мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации.
Особенно остро стоит вопрос дошкольной подготовки перед родителями, чьи дети не посещают дошкольные образовательные организации по разным причинам, не имеют опыта социализации.
Как правильно подготовить малыша к поступлению в школу, чтобы этот сложный и важный момент не превратился для него в моральную травму? Как сделать так, чтобы ребенок меньше уставал, не переутомлялся, чтобы ребенок почувствовал радость обучения?
Организация предшкольной подготовки в учреждениях дополнительного образования – неотъемлемый компонент выполнения социального заказа населения, а также результат поэтапного решения федеральных и региональных задач в области образования.
Сегодня многие учреждения дополнительного образования в различных регионах России накопили собственный арсенал средств, форм и методов для реализации эффективных моделей предшкольного образования для неорганизованных дошкольников. Это школы раннего развития, центры развития дошкольников, школы будущего первоклассника, студии раннего творческого развития, курсы подготовки к школе, группы кратковременного пребывания.
В Центре детского творчества «Радуга» создан Образовательный комплекс «Буратино» для детей, не посещающих дошкольные образовательные организации. Вся система работы в Образовательном комплексе помогает наиболее полно раскрыться разнообразным способностям ребенка, создает благоприятные, природосообразные условия для их развития и решить основные проблемы, возникающие перед ребёнком, идущим в первый класс: слабое развитие мелкой моторики и координации движений; слабое зрительное восприятие геометрических форм и ориентации в пространстве: «до», «за», «вперед», «после», «перед» и др.; неумение различать звуки, произносить слова с правильным ударением, затруднения в составлении слогов, конструировании предложений, интонирование, затруднения в пересказе; слабое развитие сенсорного восприятия, последовательного мышления, волевой сферы, гиперактивность; неумение общаться со взрослыми и сверстниками; непроизвольность поведения.
Эти проблемы могут быть решены в ходе систематических занятий с педагогами в течение предшкольной подготовки, а также при необходимости занятий с логопедом и консультаций педагога-психолога.
Работа по комплексной дополнительной общеобразовательной программе Образовательного комплекса «Буратино» обеспечивает общее психическое развитие детей, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, при которых происходит формирование у детей предпосылок учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школьному обучению, а также успешному обучению в дальнейшем.
В процессе обучения в Образовательном комплексе «Буратино» не допускается дублирования программ первого класса. Программа ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребёнка, на зону его ближайшего развития; решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Дети учатся познавать окружающий мир при помощи разнообразных прогрессивных педагогических технологий и методик, позволяющих всесторонне подойти к развитию и совершенствованию личности ребенка: личностно-ориентированные, групповые, информационно-коммуникационные технологии, игровые и здоровьесберегающие технологии, технологии, методики и игры развивающего обучения. Однако остаются вопросы, решение которых является необходимым в связи с обозначенной проблемой, например: каким содержанием следует наполнять предшкольное образование, какие задачи стоят перед педагогом и др.
Считаем, что процесс предшкольной подготовки детей будет более эффективным и менее формализованным при соблюдении следующих педагогических условий:
- обновление содержания предшкольного образования будет учитывать интересы, возможности и способности детей;
- основой предшкольного образования будет освоение прошлого опыта и обеспечение преемственности обучения и воспитания с лучшими традициями отечественного и зарубежного образования;
- предшкольное образование будет осуществлено в спроектированной среде на основе связи трех компонентов организационно-педагогического обеспечения данного процесса: научно-методического, организационно-управленческого и профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
Таким образом, профессионально грамотно организованная образовательная деятельность с дошкольниками в формате дополнительного образования детей может и должна стать органичным звеном и гарантией успешности в системе подготовки детей к новой и достаточно непростой школьной жизни на этапе перехода от дошкольного образования к школьному, а также способствует в полной мере наиболее полному раскрытию способностей ребенка, созданию благоприятных, природосообразных условий для их развития.
2019