Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. В этот период у детей формируются представления о доступных их пониманию конкретных фактах общественной жизни, закладываются основы нравственности. Ребенок усваивает основные моральные нормы, принятые в нашем обществе - нормы поведения. Возрастает активность ребенка в разных видах деятельности: игровой, трудовой, учебной. Психологи называют игру ведущей деятельностью дошкольника. Сейчас остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач. В «Концепции дошкольного воспитания» ФГОС дошкольного образования определены целевые ориентиры социально-коммуникативного развития. Социально-коммуникативное развитие дошкольников немыслимо без активности, игры. Детское творчество характеризуется гибкостью мышления, способностью оперировать новыми идеями, умением видеть вещи в новом значении. Необходимо выполнение творческих заданий, применение дидактических игр, то есть, все то, что заинтересует, замотивирует детей и будет развивать их социально-коммуникативную компетентность. Обязательные признаки творческой деятельности — новизна, преобразование явлений и предметов, оригинальность. Педагогу-психологу ДОУ необходимо формировать у педагогов умение осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка, использовать игровые технологии в образовательном процессе для развития ребенка, создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. Так в среднем возрасте наиболее эффективными будут сюжетно-ролевые творческие игры, игры с правилами, театрализованные игры. В группе среднего дошкольного возраста необходимо вместе с детьми изготовить множество предметов – заместителей, так как задача взрослых – научить детей отражать роль словесного, без опоры на реальный предмет. В средней группе выделяют игровые зоны, в которых дети разворачивают любые сюжетно – ролевые игры, объединяясь в небольшие группы. Организуя игру, взрослому необходимо занимать позицию включённого партнёра: просить ребёнка пояснить смысл действий, побуждая к ролевой речи и беря на себя определённую роль. Сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место в жизни детей 4-5 лет. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. В игровую среду необходимо включать игрушки, отражающие предпочтения, как мальчиков, так и девочек. Игровые интересы мальчиков и девочек обусловлены как половой принадлежностью, так и современной социокультурной средой. К играм с правилами относятся дидактические игры и подвижные. Дидактические игры: ü Игры с предметами и игрушками; ü Словесные дидактические игры; ü Настольно-печатные игры; ü Музыкально-дидактические. Подвижные игры: ü Сюжетные; ü Бессюжетные; ü С элементами спортивных игр. Театрализованные игры - обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, развивают интерес к литературе, активизируют словарь, способствуют их нравственно-эстетическому воспитанию. По классификации театрализованные игры бывают: Ø Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении. Ø Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент неожиданности, вызывает интерес детей. Ø Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи. Ø Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно. Ø Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием. Ø Пальчиковый театр и варежковый театр — атрибуты надеваются на пальцы или на руку и играют за персонажа, изображение которого находится на руке. Можно изображать действия, находясь за ширмой, сидя свободно за столом или передвигаясь по комнате. Ø Театр бибабо – на пальцы надевают куклы. Они обычно действуют на ширме. Куклы можно изготовить, используя старые игрушки. Ø Настольный театр игрушек — используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении. При этом необходимо помнить, что игрушки — персонажи спектакля должны храниться отдельно и использоваться только по назначению (для театрализованной деятельности). Нельзя давать их детям для самостоятельных игр, т.к. в этом случае они не будут восприниматься детьми как герои той или иной постановки. Игры – драматизации и театрализованная деятельность оказывает огромное значение на полноценное психическое развитие ребенка. Они доступны и привлекательны для детей, доставляют им радость и удовольствие, вызывают нравственно — эстетические переживания, которые в свою очередь создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, тем самым повышают познавательную активность детей и в частности способствуют развитию речи, т.к. возникает в игровой обстановке потребность говорить. Список литературы 1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999. – 159с. 2. Двинянинова Ю.А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте // Воспитатель ДОУ. – 2009. — №12. – С.43-47. 3. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. – 2006. — №4. – С.105-112. 4. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/Под ред. И.В. Дубровиной. — 4-е изд. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 176 с. — (Руководство практического психолога).