Цель мастер-класса: Повысить уровень знаний и умений у родителей в методике проведения опытов и экспериментов с детьми в совместном время провождения. Задачи: - продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом, магнитом. - обобщить знания и обменяться опытом по данной теме. Предварительная работа: - организация выставки книг, пособий, направленных на экспериментальную деятельность с детьми; - провести анкетирование родителей «Детское экспериментирование в семье»; - приготовить материалы для мастер-класса (мыльные пузыри, карандаши, цветная бумага, газированная вода, сосуды и емкости для воды, лед, тазик с песком, печати следов животных) Участники: воспитатель младшей группы, родители. Форма проведения: мастер-класс План проведения: 1. Приветствие. (Знакомство с понятием детское экспериментирование) 2. Совместное проведение экспериментирования. 3. Обсуждение проведенных опытов с родителями. 4. Заполнение анкет-отзывов. Ход мастер-класса. Приветствие. Здравствуйте, уважаемые родители! Рада приветствовать вас на мастер-классе по теме: «Забавные эксперименты» В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами. (Воспитатель пускает мыльные пузыри). Я пускаю пузыри, как салют летят они. Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они. А на вопрос найти ответ, поможет нам эксперимент. Воспитатель: А вам хотелось бы разобраться в том, что такое эксперимент, и детское экспериментирование? Ну, что ж, уважаемые родители, сегодня мы с вами постараемся понять, в чем особенности организации деятельности детского экспериментирования. Заглянем в толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова, эксперимент — это метод исследования некоторого явления в управляемых условия, с активным взаимодействием с изучаемым объектом. Мы можем сказать, что детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие. Основное качество метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В результата эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. И сегодня я тоже хочу с вами поэкспериментировать. Проведение экспериментов. Воспитатель: Мне очень близка театральная деятельность, поэтому я решила все опыты показать в виде сказки, считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме сказки. Сказка называется «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора». На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора и он пошел открывать мир. Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Опыт № 1 Вырежьте цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются. Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке. Опыт № 2 Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». Но тут подул ветер, на небе появились тучи и пошел дождь. Опыт № 3 Налейте в литровую банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Лед будет таять от теплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя. Утенок испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Утенок решил идти дальше. Тут он увидел, что, идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это? Опыт № 4 Песок в тазике смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делаете отпечаток на песке одним из предметов ( следы можно изготовить из пластилина или дерева). Сначала сделать отпечаток следа утенка, а потом собачки или птицы. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Опыт 5. Проведение: один мандарин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если постараться, утопить его не получится. Очистим второй мандарин и положим его в воду. Мандарин утонул, а второй плавает! Шел, шел утенок и увидел перед собой огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие жучки и громко жужжали, это были пчелы. Утенку так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него осталось много вопросов: 1. Почему же распускаются кувшинки? 2. Почему плавают рыбки? 3. Почему идет дождь? 4. Почему остались следы на песке? 5. Почему мандарин не тонет в кожуре ? Обсуждение проведенных опытов с родителями Основное качество, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В результате экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Заключение. Уважаемые, родители, надеюсь, что мастер – класс вам понравился и вы будете вместе со своими детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами. В конце нашего мастер-класса мне бы хотелось, чтобы вы заполнили .Спасибо вам большое. До новых встреч.
Библиографический список
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2005.-192 с. 2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2002.- 336 с. 3. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. - М. : Педагогическое общество России, 2003.- 80 с. 4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под общ. ред. Прохоровой Л. Н. - М. : АРКТИ, 64