НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ситникова В.И. Развитие родной речи детей дошкольного возраста средствами фольклора

Библиографическое описание:

Ситникова В.И.Развитие родной речи детей дошкольного возраста средствами фольклора // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/63-1.pdf.

«Народ жив, пока живы его культура и язык».

Родной язык и его сохранение является фундаментальным условием для полноценного развития любого народа.

Язык – одно из самых глубинных, внутренне присущих человеку свойств, определяющих его этническую, национальную принадлежность. Язык отражает не только культуру, но в словесной форме отражается и природа, и общество, и личность человека. Ребенок может стать частью национальной культуры лишь в том случае, если овладеет родным языком уже в дошкольном детстве, для него это самое важное приобретение, потому что оно является основой воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Поэтому очень важно с детства создавать представления о том, что язык – это главное сокровище народа, воспитывать любовь и бережное отношение к нему. Родной язык необходим не только как средство общения и познания окружающей действительности, но и как средство сохранения национальной культуры и традиций своего коренного народа.

В настоящее время многие языки народов России исчезают, поэтому мы ставим перед собой главную задачу приобщить дошкольников к национальной культуре. Но для сохранения и развития родного языка нет необходимых условий. Исчезновение языка – это угроза не только для отдельных носителей языка и культуры, но и для всей страны, для всего мирового культурного наследия. Язык не умирает сам по себе, а исчезает только из-за того, что он оказывается более слабым или менее приспособленным к употреблению, чем другие языки в современном мире. Родной язык умирает в результате действий самого человека – в ситуации, когда он оказывается в неравном положении с языками, на которых говорит большинство населения в сообществе. Поэтому современному поколению должно быть небезразлично, на каких языках мы говорим сами и какие из них передаем детям. Сегодня в семье родители между собой говорят на родном языке, а с детьми строго на русском языке.

Мы очень поверхностно представляем ситуацию с положением родного языка в республике, не представляем, на какой грани исчезновения находится наш марийский язык. Родители пишут заявления о том, чтобы обучение в дошкольной группе велось на русском языке, а не на марийском, и это при том, что они сами являются родителями мари. Свое решение они обосновывают тем, что марийский язык бесполезен в обществе и что свободное владение русским языком даст ребенку лучшие возможности для получения образования и успешной карьеры. Однако, подобная точка зрения имеет негативные последствия: ребенок останется без культурного наследия своего народа, будет иметь поверхностные представления о родном языке, об

истории своего родного края, он может чувствовать себя чужим по отношению к дедушкам и бабушкам, которые говорят только на марийском языке, он может не иметь контакта с накопленной веками культурой, которая передается через родной язык из поколения в поколение.

Именно марийский язык дает возможность жителям республики мари реализовать себя.

Одной из задач образования на современном этапе является сохранение и развитие многообразия национальных культур, что отражено в Государственной программе национального возрождения народов Российской Федерации.

Работа с дошкольниками по развитию родной речи должна иметь общий план работы, четко выстроенную методику, содержать познавательный региональный материал, конкретные разделы и последовательные этапы работы, включать в себя как специально организованные занятия, так и мероприятия совместной деятельности воспитателя и детей.

Главной целью нашей работы является развитие всех компонентов родной речи дошкольников, формирование чувства любви к народному творчеству, показать детям, как красива, богата мелкими выражениями, речевыми оборотами, напевна марийская речь.

В своей работе мы придерживались следующих основных принципов:

- тщательный, соответствующий возрастным возможностям детей, отбор материала;

-интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;

- активное включение детей с их родителями в воспитательную деятельность;

-максимальное использование развивающего потенциала различных форм фольклора в создании речевой среды.

Для того чтобы сделать народный фольклор неотъемлемой частью общения детей, необходимо создать соответствующую среду. В интерьер садика нами включены элементы марийского фольклора: стены оформлены по мотивам сказки горномарийского поэта П. Першута «Муравьиная свадьба». Через героев этой поэмы мы показали красоту и яркость национальных нарядов, разнообразие марийских музыкальных инструментов. Нами созданы игровые уголки с элементами марийской избы (марийский чулан, горница). Родители наших воспитанников приняли активное участие в создании кукол в марийских национальных костюмах, они выполнены разными способами (квилинг, рукотворная кукла, кукла на готовой основе). Музыкальные уголки оснащены национальными инструментам (марийские гусли, ложки, трещотки). Театральный гардероб детей каждый год обогащаем марийскими костюмами для выступлений (марийский кафтан, праздничная вышитая рубаха для девочек и мальчиков, лапти, вышитые платки, различные элементы костюма). К фольклорным картинам («Масленица», «Святки», «Посиделки», «Игры на сенокосе», «Пасха», «Рождество») изготавливаются различного вида атрибуты: марийская печка, лавочки, сундук, макеты окон, зеркала, половики, вышитые скатерти, полотенца, простыни и наволочки для кровати, муляжи национальных блюд и т.д.

Элементы марийского фольклора стали больше включать в режимные моменты, в планирование занятий, в развлечения. В течение года проводим

ряд специальных занятий, развлечений, посвященных различным формам работы с пословицами и поговорками: уточнение жанровых особенностей, сравнение пословиц с другими фольклорными формами. Игра – источник радостных эмоций, обладает великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной.

В развлечениях играем в различные народные игры «Коршок» («Горшок») «Шортньы капка» («Золотые ворота»), «Тьоти, тьоти, мам ыштет?» (Дедушка, дедушка,что ты делаешь?») «Кавшта» («Капуста»), «Ма поросым удена» («Мы сеем просо») и др., водим хороводы под живую гармонь и поем горномарийские частушки, ведь именно они являются одним из живых жанров народного фольклора. Исполнение частушек вносит в праздник оживление и радость, ведь и детям, одетым в национальные костюмы, это очень нравится.

Мы с удовольствием делимся опытом работы по изучению и сохранению родного языка с коллегами из других дошкольных учреждений. Так в 2019 году провели методическое объединение воспитателей района на тему «Сохранение родного языка в дошкольном образовании».

На семинарах, обсуждая вопросы, касающиеся родного языка, национальной культуры и традиций, мы пришли к выводу, что без участия родителей данную проблему не решить. Необходимо вести систематическую работу с ними. Зачастую наши родители являются участниками различных развлекательных мероприятий, активно участвуют в их подготовке. В целях сохранения и восстановления традиций народной культуры совместно с родителями наших воспитанников проводим конкурс «Девочки земли горномарийской». Девочки, участвуя в этом конкурсе вместе с родителями, готовили старинные марийские костюмы, национальные блюда, разучивали стихи, отражающие красоту и богатство родного края, исполняли песни и танцы. Систематически проводим конкурс чтецов. В этом году этот конкурс проводился в рамках проекта «Туан кымдемем яратем: куштем мырем, ныжган попем» (Люблю свой край родной). В ходе подготовки к конкурсу чувствовалась гордость детей и их родителей за свой край и любовь к своему родному языку, ведь дети принимали активное участие в изготовлении книжек раскладушек с пословицами и поговорками, с рыбами, с растениями и животными нашего края на своем родном языке.

Наши дошкольные группы работают по направлению сохранения и развитию родного языка и культуры с момента открытия садика. Опираясь на ценности марийского народа, мы воспитываем в детях любовь к своему родному языку и желание изучать его. Благодаря таким систематическим мероприятиям и качественной подготовке педагогов, дети будут знать, уважать и любить свой родной язык, его культуру и традиции. У них пробуждается гордость за свой народ и родной край, возникает желание общаться на своем родном марийском языке.

Литература:

1.Профессиональное мастерство: материалы Международного дистанционного педагогического совета. 09 июля 2013 г./гл. ред. Романова И.В. –Чебоксары: ЦДИП «INet», 2013. с.243-244

2.Основы художественных промыслов народа мари: ручной труд детям/ Авт.- сост. Л.Е.Майкова- Йошкар-Ола: Издательство «Вертикаль», 2007.- 168 с., ил.

3. Пиганаева С.М. Изи мукшла ылена, сусунок тыменьына: Паша опыт гыц.- Йошкар-Ола: Мары Эл Республикышты «Марий туныктышо» общественный организаци, 2009.-172 с.:ил.

4. Полыш кид: Сценарий-влак.- Йошкар-Ола: Марий Эл Республикын тувыра, печать да калык-влакын пашашт шотышто министерстве, Республикысе марий тувыра рудер, 2008.-64 с. «Полыш кид» сценарий сборникыш Марий тувыра рудерын пашаенгже-влакын пашашт пурен. Автор-влак марий йула, йоча, самырык тукым дене кылдалтше турлы пайрем сценарий-влакым темлат.
2023