Оригинал материала размещен в выпуске № 5 (43) https://f.almanah.su/43.pdf
Проблема воспитания человека, его культуры общения, чувства товарищества, понимания ребенком его роли в жизни общества, развитие коммуникативных и организаторских способностей подростка, организация детского досуга является одной из значимых проблем. Благодаря общению подросток может получить незаменимый социальный опыт, практику межличностных отношений, умение верно вести себя в конфликтных ситуациях. Органы детского самоуправления в условиях социального приюта важны для успешной социализации воспитанников, для умения детей реализовывать себя в рамках социальных ролей. Самоуправление способствует выбору способов поведения воспитанников в отдельных ситуациях, стремлению воспитанников к получению признания окружающими людьми.
Выдающийся ученый в области педагогики А.С. Макаренко, отводит самоуправлению большую роль в формировании личности подростка и считает что, организация самоуправления в детском коллективе поможет справиться со многими трудностями и проблемами.
Организация самоуправления в детском коллективе является одной из важнейших задач для педагогов, поскольку детское самоуправление является эффективным фактором социализации подрастающего поколения. Однако следует помнить и о сложностях в организации такого самоуправления.
Ярким примером развития детского самоуправления в наши дни является опыт В.А. Караковского, который считает, что самоуправление – это неотъемлемый признак, атрибут детского коллектива, ибо чем совершеннее самоуправление, тем совершеннее коллектив. А значит, в нем мы можем контролировать, управлять, прогнозировать малейшие изменения и исправлять их. По мнению В.А. Караковского, научить «самоуправлению», значит научить «управлению собой», самовоспитанию, что, в свою очередь, очень важно для необузданного нрава подростков.
Сегодня для подростков важно принятие себя как ценности, укрепление веры в себя и в свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости, появления представлений о своём жизненном пути и роли своего «Я» на этом пути. Особенно это важно для тех детей, чья самооценка уже подорвана, тех, кто наиболее склонен вступить «не на тот путь» - для воспитанников детских домов и интернатов. Самоуправление в социальном учреждении очень важный воспитательный ресурс, с помощью которого можно воздействовать на многие направления воспитания, такие как гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, социально-адаптационное и другие.
Кроме названых сфер воспитательной деятельности, на которые может в положительном ключе повлиять организация детского самоуправления, можно назвать такое важное направление в воспитании «трудных детей» как профилактика правонарушающего поведения и самовольных уходов воспитанников, которые в свою очередь являются причиной противозаконных действий подростков.
Для любого коллектива важным условием является руководство, т.е. создание надежного руководящего органа, т.е. президента пусть и маленького, но государства. Президент избирается всеми жителями социального учреждения тайным голосованием. Самоуправление дает возможность попробовать себя в различных социальных ролях, накопить опыт преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки. По отношению к самостоятельным детским органам самоуправления педагог выступает в качестве консультанта, советчика, действует как единомышленник, союзник по общей работе. Педагог не должен делать за детей того, что они в состоянии сделать сами: дети должны стать самостоятельными. Педагог не имеет права подменять органы самоуправления и самостоятельно принимать решения. При обсуждении вопросов педагог высказывает свою точку зрения, обязательно обосновывая её. Педагог добивается, чтобы решение органов самоуправления было выполнено.
Всем известно, что причинами асоциального поведения подростков является их незаинтересованность в жизни, их безразличное отношение к себе и к своей судьбе. Поэтому самоуправление включено в систему профилактики правонарушений несовершеннолетних, поскольку заинтересовав детей самоуправлением, максимально заняв их свободное время, можно несложным путем корректировать их поведение. Примеряя различные социальные роли, прочувствовав долю ответственности на себе, за свои действия, слова и поступки, подросток, прежде чем совершить противоправный акт несколько раз подумает. А это уже будет маленькая победа!
Таким образом, самоуправление способствует развитию у воспитанников инициативности, творческой самостоятельности, социальной активности, а также формирует такие социально-значимые качества, как ответственность, разумная самодеятельность, умение строить отношения в коллективе, а это так необходимо для полноценной самореализации в личной жизни и в будущей профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Александрова М.А., Баранова Е.И.: Методические рекомендации классному руководителю.-М.: ТЦ Сфера, 2005. С.5-7
2. Булычев Е.Н., Ахунзянова Н.Ф.: Субъекты защиты прав ребенка и некоторые правовые проблемы механизма защиты прав несовершеннолетних / Конституционное развитие России: вчера, сегодня, завтра. Сборник статей научно-практической конференции. 2012. С. 35.
3. Новикова Л.И., Караковский В.А., Селиванова Н.Л. Концептуальные основы теории воспитательных систем.-М.: Издательский центр «Академия», 2008. С.67.
4. Прутченкова А.С., Организация и развитие ученического самоуправления в образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие.-М.: издательский дом «Новый учебник»,2003.-С.53