НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Котова Н. В. Игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


Аннотация. В статье рассматривается проблема нравственно-патриотического воспитания, а в настоящее время особенно актуальна и имеет большое значение в становлении личности ребёнка – будущего гражданина страны. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина, поэтому очень важно искать новые формы работы с детьми в этом направлении. Для того, чтобы знания, полученные на занятиях, в беседах были прочными, необходимо их постоянно закреплять в повседневной жизни.
Ключевые слова: отечество, нравственно-патриотическое воспитание, игры, духовное обогащение, совместная деятельность, патриотизм.

Игра – это огромное окно, через которое в духовный

мир ребенка вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая поток пытливости и

любознательности.

В. А. Сухомлинский

Проблема нравственно-патриотического воспитания в настоящее время особенно актуальна и имеет большое значение в становлении личности ребёнка – будущего гражданина страны.
В настоящее время большое значение в становлении личности ребёнка – будущего гражданина страны имеет нравственно-патриотическое воспитание.
Дети недостаточно осведомлены о своей семье и родственниках, многие из них не знают домашний адрес, дату рождения, имена родителей, испытывают трудности с ответами на вопросы о своем городе и стране, и это большая проблема для нынешнего поколения..
Чтобы человек искренне чтил память предков, уважал свою Родину, чувствовал ответственность за свою Отчизну, его нужно воспитывать таким с раннего возраста.
В ФГОС ДО ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина, поэтому очень важно искать новые способы работы с детьми в этом плане. Чтобы знания, полученные на занятиях, были прочными, необходимо постоянно, ежедневно закреплять их.
Важно и необходимо использовать игру как средство патриотического воспитания. Считаю необходимым использовать игру как одну из активных форм работы в этой сфере, поскольку все виды детских игр подходят для выполнения задач патриотического воспитания и помогают привить уважение к историческим и культурным ценностям страны.
Работа по воспитанию у детей патриотических чувств осуществляется через все виды игр: дидактические, настольные, пальчиковые, театральные, хороводные, подвижные и сюжетно-ролевые.
Игра – естественный спутник в жизни ребенка, источник радостных эмоций, непременно обладающий воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы не можем не обратиться к игре. Играя, ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт; в игре каждый может добровольно отказаться от своих желаний, согласовать свои планы, договориться о совместных действиях, соблюдать правила игры, сдерживать эмоции и преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать свою принадлежность и принадлежность своих друзей.
Значение дидактических игр особо актуально в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника. В дидактических играх развивается интеллект, способность самостоятельно решать задачу, согласовывать свои действия других участников игры.
Дидактические игры с предметами основаны на непосредственном восприятии детей, они соответствуют желанию ребенка действовать с предметами и, следовательно, узнавать их. В играх с предметами дети учатся сравнивать, выявлять сходства и различия между ними. Важность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, размером, цветом. Так, например, при знакомстве детей с народными промыслами: вышивкой, посудой от разных мастеров успешно используются куклы, матрешки, изделия из бересты.
 Настольно-печатные обучающие игры – это интересное занятие для детей, поскольку они познают окружающий их мир, мир животных и растений, а также явления живой и неживой природы. С помощью настольных игр мы успешно развиваем речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учимся принимать решения, воспитываем в детях патриотический дух.
Словесные игры – эффективный метод развития самостоятельного мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях участников игры, дети самостоятельно решают различные задачи: описывают предметы, подчеркивая их характерные особенности, угадывают их по описанию, находят сходства и различия между этими предметами и явлениями природы.
Нaродные игрынеотъемлемая часть нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Они отражают образ жизни людей, их труд, национальные устои, представления о чести, отваге, ловкости, настойчивости, изобретательности, мужестве, находчивости. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что, имея нравственные устои, они учат ребенка находить гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре своей страны, создается эмоционально положительный фундамент для развития патриотических чувств.
Нравственное воспитание предполагает развитие дружеских отношений между детьми, умение вести переговоры, работать, играть и радовать старших своими поступками.
Неоспорима важность игры хороводных игр в нравственно-патриотическом воспитании, в развитии родного языка, а также в художественном развитии дошкольников. Возможность использования хороводов для творческого развития ребенка обусловлена широким набором выразительных средств таких игр и свободой выбора форм участия детей в них. Хороводная игра способствует выполнению индивидуальных проявлений практически всех дошкольников в условиях совместной деятельности.
Это возможность не только петь и танцевать вместе со взрослыми, но подражать им. Хороводная игра как культурный феномен не только учит, но и развивает, воспитывает, социализирует, а также формирует нравственные и патриотические чувства.
Театрализованная игра – эффективный способ общения дошкольников, понимания литературного или фольклорного произведения и развития чувства патриотизма. Отличительной чертой театральных постановок является их фольклорная или литературная основа. В инсценированных играх, основанных на фольклоре, дети узнают об обычаях русского народа. Активизируется и улучшается словарный запас. Дети запоминают крылатые фразы, пословицы, поговорки и прибаутки.
Игры-драматизации позволяют не только посмотреть и примерить народные костюмы, но и поиграть в них, словно «живя» в них какое-то время, почувствовать тепло шарфа, кокошника на голове, рубашки на плечах, расписной кушак на поясе; оценить достоинства и недостатки русского народного костюма, его красоту, яркость, изящество.
Помимо фольклорной основы в играх-драматизациях существует литературный материал патриотической направленности – экологические сказки. В этих сказках прививается любовь к природе, воспитывается чувство сопереживания, желание помочь, защитить природу.
Сюжетно-ролевая игра используется как одна из активных форм работы в патриотическом воспитании детей. Сюжеты игр однообразны, сюжеты скудны и формальны, роли традиционные. Игры на военно-патриотическую тематику, отражающие подвиги нашего народа, становятся все более редкими. Дети в основном отражают сюжеты из зарубежных мультфильмов и фильмов, развивают агрессивные сюжеты.
Самое главное в работе по воспитанию патриотических чувств у детей, считаю, что через игру педагог должен зародить в детях интерес и желание узнавать о своём родном городе, крае, а также умение делиться полученной информацией со своими близкими.
Мы считаем, что самым важным в работе по воспитанию патриотических чувств в детях должно проходить через игру, педагог должен вызывать у детей интерес и желание узнать больше о своем родном крае, своих предках, обычаях и конечно же дошкольники должны уметь владеть информацией и делиться ею со своими сверстниками, родными и друзьями.

Библиографический список

1. Алябьева, Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7
лет [Текст]: Методическое пособие / Е.А. Алябьева. – Москва: ТЦ
Сфера, 2009. – 128с.
2. Леонова Н.Н., Неточаева Н.В. Проект "Живая Память России". Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников
/ Н.Н. Леонова, Н.В. Неточаева – Москва: Детство-Пресс, 2013 г. –
96 с.
3. Лопатина, А.А. Воспитание нравственных качеств у детей
[Текст]: Конспекты занятий / А. А. Лопатина, М.В. Скребцова. – Мос-
ква: Книголюб, 2008. – 112с.
4. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дош-
кольников / М.Д. Маханева – Москва: «Сфера», 2010 г. – 96 с.
5. Федулова Ю., Рогожина О., Депутатова О. Люблю мое отечес-
тво. Сборник проектов по патриотическому воспитанию дошкольников / Ю. Федулова, О. Рогожина, О. Депутатова – Москва: ТЦ «Сфера», 2019г. – 112 с.
2021