Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf
В современных социально-экономических условиях в нашей стране возрастает роль активности человека, его возможностей быстро и эффективно включаться в социальную жизнь, действовать в различных ее сферах.
Наличие рынка труда, расширение самозанятости, проявления нестабильности диктуют необходимость формирования человека, готового действовать автономно, способного к самостоятельному познанию, самоопределению и творческому развитию. Основы такого поведения закладываются в период взросления человека, в том числе в ходе его как общего так и профессионального образования.
Согласно Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы, развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Система образования должна быть направлена на «формирование конкурентноспособного человеческого потенциала», способного реализовать себя не только в пределах Российской Федерации, но и в мировом масштабе [2, С.3].
Такие требования к специалистам обусловливают смену педагогических приоритетов. В условиях переоценки ценностей и ценностных ориентаций цель профессиональной подготовки преобразуется и наполняется новым содержанием. Суть и смысл современного профессионального образования заключаются в формировании специалиста, способного к самостоятельному познанию и преобразованию профессиональной среды. В этой ситуации раскрывается и очевидность наполнения самого понятия «познавательная самостоятельность» новым содержанием, и необходимость новых подходов к организации процесса формирования данного качества у будущего специалиста.
Одним из эффективных методов обучения, способствующим формированию познавательной самостоятельности студентов, является метод проектов. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление студентов и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Метод проектов отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является, по своей сути, творческой и ориентированной на личность обучающегося.
Таким образом, актуальность формирования познавательной самостоятельности студентов в условиях среднего профессионального обусловлена необходимостью использования метода проектов в образовательном процессе, декларируемой социальным заказом на компетентного, способного к самостоятельной проектной деятельности, разносторонне образованного выпускника.
Вопросы поиска и разработки продуктивных педагогических методов, в том числе и метода проектов, нашли свое отражение в работах таких исследователей, как О.В.Брыкова, Л.Г.Вяткина, Г.Н.Кулагина, И.Я.Лернер, Е.С. Полат, С.Л. Рубинштейн, Т.И.Шамова, Г.И. Щукина и других. В их трудах исследованы проблемы эффективности учебного процесса, в том числе обеспечения познавательной самостоятельности студентов учебных заведений среднего профессионального образования. Однако вышеперечисленные авторы не ставили цель раскрыть метод проектов как инструмент формирования познавательной активности студентов.
В данной статье рассматриваются вопросы реализации метода проектов в образовательном процессе как инструмента формирования познавательной самостоятельности студентов.
В научно-педагогической литературе познавательная самостоятельность трактуется различным образом. Акцентируя внимание исследователей на субъективной сфере личности, то есть внутренней стороне, под познавательной самостоятельностью понимают:
− качество личности, отражающее ее готовность (способность, стремление) своими силами продвигаться в овладении знаниями и способами деятельности (Н.А. Половникова, Т.И. Шамова, Г.Я. Шишмаренкова);
− способность и умение личности самостоятельно выделять существенные признаки предметов и явлений окружающей действительности (Л.Г. Вяткина, М.А. Данилова);
− качество личности, основу которого составляют интеллектуальные способности и умения, корректировка деятельности, владение приемами познавательной деятельности, методологические знания, самоконтроль (Т.В. Минакова);
− способность и стремление личности самостоятельно организовывать деятельность и осуществлять ее для решения новых проблем (И.Я. Лернер) [3,С.53].
Вместе с тем, существует точка зрения о том, что познавательная самостоятельность может выступать как характеристика деятельности человека. Соответственно, основным признается внешняя (результативная) сторона познавательной самостоятельности, которая в этом случае определяется как:
− деятельность человека, проявляющаяся в непрерывном профессиональном самосовершенствовании, умении приобретать новые знания из различных источников, путем обобщения раскрывать сущность новых понятий, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески применять для решения различных профессиональных проблем (Г.Н. Кулагина);
− действие человека, которое он совершает без посторонней помощи и указания другого человека, руководствуясь лишь собственными представлениями о порядке и правильности выполнения операций (В.П. Беспалько);
− деятельность, которая несет в себе элементы самостоятельного творчества и обязательно подразумевает активность обучаемого (В.И. Зольникова, Г.И. Щукина и др.) [4,С.34].
Исходя из анализа вышеизложенного, следует констатировать, что познавательная самостоятельность рассматривается в научно-педагогической литературе двухаспектно:
− как качество личности, отражающее отношение (стремление, желание) человека к познанию, процессу познавательной деятельности, ее результатам и условиям осуществления, и возможности (знания, умения, способности, воля) осуществления познавательной деятельности относительно независимо от внешнего влияния;
− как характеристика деятельности человека, проявляющаяся в самоуправлении процессом собственной познавательной деятельности на разных уровнях ее осуществления.
В данной статье за основу взято определение Г.Н.Кулагиной, поскольку оно наиболее точно соответствует исследуемой проблематике.
Вопрос выявления критериев уровней сформированности познавательной самостоятельности неоднократно рассматривался в научно-педагогической литературе. В основу уровневой градации разными авторами положены различные признаки. В настоящее время общепринятым является выделение трех уровней познавательной самостоятельности: репродуктивного, частично-поискового и исследовательского.
Проблема разработки метода проектов рассматривалась рядом авторов. Так, профессор Е. С. Полат описывает метод проектов как самостоятельный способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
В свою очередь, опираясь на то, что «метод» является дидактической категорией, что это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью, что это путь познания, способ организации процесса познания, О.В. Брыкова отмечает, что метод проектов используется при этом как средство формирования творческого, уверенного, инициативного человека, умеющего работать индивидуально и в команде и способного учиться всю жизнь [5,С.30].
Анализ научно-педагогической и методической литературы по данной проблеме позволил резюмировать, что основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Таким образом, мы можем смело утверждать, что метод проектов является эффективным инструментом формирования познавательной самостоятельности обучающихся.
Выделим преимущества метода проектов среди других инструментов формирования познавательной самостоятельности:
Во-первых, в процессе проектной деятельности формируются различные ключевые компетенции, под которыми в современной педагогике подразумеваются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, навыки, а также систему ценностных ориентаций обучающихся и готовность реализовать их в необходимой ситуации.
Во-вторых, проектная деятельность, нацеленная на развитие познавательной самостоятельности обучающихся, дает им возможность делать самостоятельный выбор методов, средств и способов разрешения познавательной задачи в процессе выполнения проектов.
В-третьих, формируется активная самостоятельная и инициативная позиция обучающихся в образовательном процессе, развиваются коммуникативные навыки, а также навыки презентации полученных знаний.
Этапы организации работы обучающихся над проектом:
1. Планирование. Данный этап представляет собой формирование у обучающихся умения планировать свою работу на каждом этапе проекта.
2. Аналитический этап. Формирование у обучающихся умения добывать и анализировать необходимую информацию, структурировать и обобщать полученную информацию, проведение исследования.
3. Представление полученных результатов работы. Формирование у обучающихся умений предоставления полученных результатов работы над проектом (презентация).
Таким образом, метод проектов может способствовать повышению уровня познавательной самостоятельности студентов (от репродуктивного до исследовательского) и выступать одним из наиболее эффективных инструментов ее развития. Так, реализация в образовательном процессе метода проектов способствует:
- развитию познавательной самостоятельности обучающихся, дает им возможность делать самостоятельный выбор методов, средств и способов разрешения познавательной задачи в процессе выполнения проектов;
- формированию активной самостоятельной и инициативной позиции обучающихся в образовательном процессе;
- повышению успеваемости и интереса к изучаемой дисциплине;
- формированию и развитию аналитических способностей;
- формированию и развитию навыков планирования;
- формированию ответственного отношения к собственным поступкам (умение делать обоснованные выводы; умение принимать решение и нести ответственность за них);
- формированию и развитию творческих способностей обучающихся, креативности мышления, оригинальности в решении практических заданий;
- формированию и развитию у обучающихся коммуникативных навыков и умений.
Список использованных источников
1. Громцева А.К. Формирование готовности к самообразованию.-М.:Просвещение, 2015.-144с.2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы.-М.:2016.
3. Кулагина Т.В. Развитие познавательной самостоятельности будущих экономистов. – М.: Наука и образование,2014. 142с.
4. Хорошилова Ю.В. Развитие проектных умений: Учебно-методический материал.-М.:Просвещение,2014.-467с.
5. Шамова Т.И. Формирование самостоятельной деятельности.-М.:Просвещение,2015.-215с.