НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Яблокова А. А., Калинкина И. Н. Проект для детей второй младшей группы «Где зимует бабочка?»

Оригинал материала размещен в выпуске № 4 (42) https://f.almanah.su/42.pdf

Аннотация проекта:
Тема проекта: «Где зимует бабочка?»
Тип проекта: групповой,, информационно-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети второй младшей группы №10, родители, воспитатели.
Цель проекта:
Формирование доброго отношения к окружающей среде у детей дошкольного возраста, через научно-познавательное, эмоционально-нравственное, практически-деятельное экологическое воспитание.
Задачи проекта:
- Воспитывать у детей эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру.
- Активизировать интеллектуально - познавательную деятельность и творческое самовыражение.
- Развивать эстетическое чувство, творческое самовыражение, умение увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, а также желание сохранить её.
- Расширять знания детей о насекомых.
- Наладить тесное взаимодействие с родителями воспитанников по экологическому воспитанию.
Актуальность:
Большинство современных детей редко общаются с природой. Наблюдения из практики показали, что у детей:
-слабо развито чувство эмпатии;
- не всегда проявляют интерес к миру природы;
- имеют не достаточно представлений об окружающем мире.
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его.
Поэтому наш проект направлен на то, чтобы дети научились понимать природу, любить и беречь окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых ранних лет.
Остановитесь, оглянитесь вокруг. Посмотрите, сколько много интересного, которое может привлечь внимание ребёнка, даже те же насекомые, маленькие обитатели нашей природы. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны. Мы очень мало знаем о них. Остановитесь оглянитесь вокруг. Любое насекомое, не зависимо от размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным, а сколько радости и удивления они могут принести детям! К сожалению, не все дети замечают, что с приходом холодов все насекомые куда-то исчезают, только некоторые разновидности погибают с началом зимы, остальные же пытаются выжить в суровых условиях. Да, насекомые, как и многие другие животные, приспособлены к зимовке, они прячутся в укромных уголках в ожидании теплого летнего солнца. Сколько интересного о насекомых могут узнать дети!
Поэтому, дошкольникам нужно сообщать эти знания, тем самым развивать интерес к окружающему миру природы.
Во время подготовки к прогулки дети обнаружили на подоконнике бабочку. Сразу возникли вопросы. Что это за бабочка? Почему она к нам прилетела?
Постановка проблемы:
Дети задали вопрос: «Как же она будет зимовать? Куда же спрятались все остальные насекомые?»
Детям всегда было интересно наблюдать за насекомыми во время прогулки. На их вопросы иногда отвечала мы, а иногда дети сами давали ответы на вопросы своих товарищей. Было видно, что у детей имеется небольшой запас знаний о разных насекомых.
Я предложила аккуратно взять бабочку и перенести её к месту зимовки. На прогулке мы действительно обнаружили что насекомых ни где нет. А когда убирали листву обнаружили несколько куколок жуков. Так и возникла идея проекта «Где зимует бабочка?» (рисунок№3)
Этапы проекта:
1.       Подготовительный
2.       Основной
3.       Заключительный
1этап- подготовительный
Метод трех вопросов:
1. «Что дети знают?»:
- «Какие бывают насекомые»; «Для чего нужны?»; «Чем питаются».
2. «Что хотят узнать?»:
- «Куда исчезли все насекомые?», «Кто прятался в листочке?», «Где они зимуют?», «Когда появятся насекомые?».
3. «Как можно узнать?»:
- «Спросить у взрослых», «Прочитать книгу», «Посмотреть телепередачу», «Поискать в интернете», «Посмотреть фильм».
За 2 недели мы с ребятами собирали информации о бабочках и других насекомых. Рассматривали коллекцию насекомых (рисунок№1), работали с пазлами «Размножение насекомых», читали энциклопедии, смотрели мультфильмы из серии «Лунтик» и видеофильмы. Рисовали кузнечиков и букашек, гусениц (рисунок№4).
2 этап -основной
1. Собрать информацию, иллюстрации о насекомых (воспитатель, дети, родители).
3. Организованная деятельность (НОД, викторины, чтение художественной и научной литературы, просмотр мультфильмов, художественно-эстетическая деятельность).
4. Самостоятельная деятельность (игровая деятельность, художественно-эстетическая деятельность). На этом этапе была проведена работа с родителями по созданию мини презентаций «О насекомых»;
Рассматривание книг, иллюстраций по теме «Насекомые»;
Словесные и коммуникативные игры: «Назови насекомое», «Как говорит комар (пчела и т.д.)?»;
Прослушивание аудиозаписи звуков насекомых;
Ознакомление с окружающим миром «Путешествие в страну насекомых»;
Оформление выставки детских рисунков «Кузнечики», «Букашечки - таракашечки»; (рисунок№4)
Просмотр видеофильма «Медоносная пчела» и мини презентаций;
Беседа «Что мы знаем о насекомых»;
Познавательно - исследовательская деятельность с детьми «Осенний мир насекомых»
Вот, что ребята узнали из собранного материала: как живут пчёлы, божьи коровки, муравьи, бабочки кузнечики, и многие другие. Рассмотрели их особенности, а самое главное мы узнали куда же исчезли все насекомые и какие из них прячутся в листочках. Большая часть насекомых зимой впадает в спячку или анабиоз, перед этим они находят себе укромные и удобные места и прячутся туда, а с наступлением весны и тепла пробуждаются, выползают из убежишь и начинают очередной жизненный цикл. Однако есть такие виды насекомых, которые, с наступлением холодов просто умирают. Но перед смертью они оставляют кладки, из которых по весне выходит новые насекомые и в свою очередь также живут лишь до зимы. Есть и третий вид насекомых – эти на зиму просто прячутся подальше и поглубже, где нет ни каких морозов и продолжают свою жизнедеятельность, но уже в локализованной зоне, при этом их поведение и движения очень замедленны, что конечно является следствием наступления зимы.
3 этап-итоговый
- Оформление альбома «Восьминогий народец»,
- Игра- путешествие «Поможем бабочке» с использованием презентации;
-Создание коллекции насекомых. (рисунок)
-Создание книжки-малышки "Как зимуют насекомые" (рисунок№1)
Вывод: экологически-ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением целесообразно вести себя в природе. Дети накапливают нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает их деятельности гуманный характер.
Список литературы:
1.       Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?»-М., 2003
2.       Алябьева Е.А.Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты.:-М., Сфера, 2005
3.       Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОЙ и педагогов начальной школы.- М.:Аркти, 2004
4.       Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию.- М.,2008
2021