Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Вергут А.В. Интернет иллюстрации и их применения на уроках истории

Оригинаqaл материала размещен в выпуске № 12 (26) https://f.almanah.su/26.pdf


В современном обществе интернет стал одной из главных площадок для реализации коммуникативных, информационно-творческих потребностей человека. На интернет - пространствах появляются различные жанры массовой культуры: карикатура, комикс. Особенной популярностью пользуются мемы.
Понятие «мем» на первый взгляд кажется новым, вошедшим в наш лексикон совсем недавно. Однако этот термин был введён Ричардом Докинзом в 1976 году и использовался как биологическое понятие. Сейчас мем - это некая идея, образ с юмористическим оттенком [1]. Места «зарождения» мемов считаются различные интернет-сообщества (блоги, форумы, чаты, группы в социальных сетях и т. п.) [2]. Основными потребителями интернет-единицы являются несовершеннолетние (в основном в возрасте 12– 18 лет), а в целом – пользователи в возрасте до 35 лет [3].
Исследователь Ткаченко О.Н. считает, что мемы в процессе коммуникации выполняют важнейшие для образовательного процесса функции – познавательную и коммуникативную [4]. Таким образом, мем не ограничивается только интернет пространством, его можно активно использовать, например, на уроках истории в 5-6 классах в качестве повторения пройденных материалов.
Сейчас основными формами повторения материала служат кроссворды, тесты, викторины. Этот список может дополнить и мемы на историческую тематику. В качестве первоисточника могут быть использованы предметы искусства, исторические события (изображения).
Новый способ повторения пройденного материала был использован на уроках истории в 5 классе. Учащиеся делились на группы по 4 человека и сообща придумывали юмористическую надпись к изображению на слайде. Надпись должна содержать историческую тематику.
Примеры мемов на историческую тематику:
Рисунок 1. На рисунке изображен Посейдон – греческий бог морей.


Надпись: То чувство, когда владеешь водоёмами и можешь купаться, где хочешь.
Рисунок 2. На картинке изображена известная сцена из мифа «Ахиллесова пята». Богиня Фетида не хотела, чтобы сбылось пророчество предсказателя. И тогда она решила окунуть своего сына Ахиллеса в бессмертную воду, но оставила уязвимое место пятку, за которую держала ребёнка.


Надпись: - Ахиллес, ты где?
- Купаюсь.
- А пятку помыл?
- Ой, забыли.
Рисунок 3. На рисунке изображен деревянный конь, с помощью которого победили греки в Троянской войне.


Надпись:
- Вам не кажется, что деревянного коня оставили не просто так?
- Да не, затаскивай. Грек сказал, что на удачу.
Данный вид работы вызвал оживлённую реакцию у учащихся и способствовал успешному написанию контрольных работ, так как в ходе обсуждения ребята вспоминали ранее пройденные темы.
Таким образом, использование мемов как формы иллюстрации является актуальным и востребованным подходом, так как мемы выполняют не только информационно-развлекательную, но и образовательную функцию.

Библиографический список

1.       Щурина, Ю.В. Интернет – мемы: проблема типологии. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23235205– Загл. с экрана. (Дата обращения: 6.05.2019).
2.       Щурина, Ю.В. Интернет – мемы как феномен интернет коммуникации. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17667783. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 25.05.2019).
3.       Цаценко, Л.В. Мемы как форма иллюстрации в науке и образовании. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25280453. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 25.05.2019).
4.       Ткаченко О. Н. Развитие визуального мышления в современной культуре/ О.Н.Ткаченко //Омск. науч. вест. - 2014. - №4 (131). - С.199.
2019