НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Бедрова С. В., Бельских Л. Н. Психолого-педагогическая поддержка дошкольного образования как основа стандарта многообразия детства

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf


Аннотация
Проблема ценности детства, поддержки его многообразия, обеспечения эмоционального благополучия ребенка ложится в основу нового документа федерального стандарта дошкольного образования. В данной работе рассматриваются предпосылки для формирования новой системы взаимоотношений и взаимодействий родителей, педагогов, детей, педагога-психолога в рамках новой модели психолого-педагогической поддержки на системном уровне.
Ключевые слова
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, психологическая помощь, детство, проблемы воспитания в педагогике.
В настоящее время у взрослых – педагогов и родителей – возрос интерес к проблеме улучшения своих взаимоотношений с детьми, что подтверждает готовность взрослых серьезно трудиться в процессе воспитания детей ради их психологического благополучия. При этом специалисты "помогающих профессий" – практические психологи, стали незаменимыми участниками этого процесса.
Практика воспитания изобилует "вечными" вопросами: Как построить нормальные отношения с ребенком? Как заставить ребенка слушаться? Можно ли поправить отношения, если они совсем зашли в тупик? Наконец, может ли психология помочь родителям, учителям, воспитателям в их решении?
Ответ на последний вопрос ожидаем и полностью раскрывается в ряде замечательных открытий психологии последних десятилетий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для развития его личности. Мировая практика психологической помощи детям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если с ребенком удается восстановить благоприятный стиль общения.
Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы психологов-гуманистов. Один из основателей гуманистической психологии – известный американский психолог Карл Роджерс – назвал его "личностно центрированным", то есть ставящим в центр внимания того человека, с которым ты сейчас общаешься.
Гуманистический подход к маленькому человеку – ребенку – составил идейную основу нового документа в истории российской культуры для системы дошкольного образования – Федеральный государственный стандарты дошкольного образования. Он противостоит авторитарному стилю воспитания детей, который долгое время был основой взаимоотношений в школах и семьях на протяжении долгого времени. Концептуальная основа нового подхода – гуманизм в воспитании – базируется прежде всего на понимании ребенка – его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности.
По мнению Александра Григорьевича Асмолова, руководителя рабочей группы по разработке стандарта дошкольного образования, «…ФГОС ДО – стандарт особого типа, стандарт поддержки многообразия детства. Принятие стандарта позволит перейти к... детоцентризму – принятие любого решения в государстве в интересах ребенка, для детства и ради детства…».
В связи с этим важно признать, что детство – это самоценный этап жизни человека. В этот период формируется личность, закладываются предпосылки ее духовно-творческой самореализации. Признание государством ценности детства как периода отражения всей последующей жизни ребенка, поддержка детства во всех его жизненных ситуациях независимо от места проживания, состава семьи, физического и психического здоровья, индивидуальных особенностей, по сути есть долгосрочные инвестиции в самый надежный человеческий ресурс, от которого напрямую зависит потенциал и маленького родного города и государства в целом.
В ходе просветительских бесед и консультаций оказалось, что большинство родителей осознают риски, которые могут возникнуть в перспективе развития ребенка, особенно при поступлении в школу. В первую очередь, новая организация жизнедеятельности ребенка, новый социальный статус, необходимость установления ребенком новых социальных контактов часто вызывает у самих родителей сильные эмоциональные переживания, а повышенная требовательность к достижениям будущего школьника может спровоцировать начало невротического расстройства как у ребенка, так и у взрослого.
По признанию многих родителей в детстве они сами страдали от конфликтов с собственными родителями и такой же авторитарный стиль родительского взаимодействия непроизвольно перенесли на взаимоотношения в свою семью, поэтому и воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.
Из всего сказанного следует сделать вывод: родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения и взаимодействия с детьми.
Из опыта работы психологов центров психолого-педагогического сопровождения известно, что тренинги общения и мастер-классы для родителей будущих первоклассников приобретают все большую популярность и успешно реализуются не первый год.
Необходимость осмысления нового понятия "поддержка" разнообразия детства, а также разработки интегрированных программ по улучшению взаимодействия и общения между детьми и взрослыми, заставила нас проанализировать большое количество литературы по психологии. Среди существующих отечественных работ посвященных проблемам воспитания детей на дошкольном уровне мы не нашли единого цельного курса, направленного на решение поставленных выше задач. Отсутствие достаточного количества центров ППС не позволяет удовлетворить огромную накопившуюся потребность в методической и практической помощи педагогам-психологам.
К еще одной из важнейших задач педагога можно отнести согласование взаимодействий родителей и педагогов, неотъемлемой основой которого является взаимное доверие. В свою очередь, обеспечение эмоционального благополучие ребенка за счет уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональному состоянию, поддержки его чувства собственного достоинства, со стороны педагога вынуждает осваивать новые формы и методы организации воспитательно-образовательного процесса. Это создает предпосылки для формирования новой системы взаимоотношений и предопределяет необходимость взаимодействия родителей, педагогов, детей, педагога-психолога в рамках новой модели психолого-педагогического сопровождения на системном уровне.
По мнению Ольги Карабановой, доктора психологических наук, профессора кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ, «Стандарт может быть введен только в случае кардинальных изменений в системе дошкольного образования, которые не ограничиваются изменениями материальной среды, изменением в штатных расписаниях и.т.д. Прежде всего, изменения должны произойти в наших головах «осмыслении деятельности, технологий, управлении…».

Бедрова С.В., Бельских Л.Н. ©

Список использованной литературы.

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма "Класс", 1999. – 208 с.
2. Битянова М.Р., Азарова Т.В. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство, 1998. – 352 с.
3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Из-во «Совершенство», 1997. – 298 с.
4. Гиппенрейтер Ю., Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ, 2008. – 238 с.
5. Дубровина И.В. Готовность к школе: развивающие программы. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 96 с.
6. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 567 с.
2017