Колесниченко Е.Ю., Угнивенко Я.А. Здоровьесбережение в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении
Библиографическое описание:
Колесниченко Е.Ю., Угнивенко Я.А. Здоровьесбережение в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/67-1.pdf.
Наиболее трудно решаемой проблемой в детских коллективах является снижение высокой заболеваемости острыми респираторными инфекциями у дошкольников. Это связано, прежде всего, с сотнями вирусов – возбудителей этих инфекций у большого количества детей в детских садах.
Важным фактором работоспособности и гармоничного развития детей является здоровье. ВОЗ определяет здоровье не только как отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент в формировании физического и психического здоровья. С рождения и до семи лет ребенок проходит огромный путь развития. В это время идет интенсивный рост детей, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим.
Здоровьесберегающим технологиям в дошкольных учреждениях в настоящее время уделяется большое внимание, ведь здоровые дети - это залог успешного будущего всей страны. Поскольку в детских садах воспитанники проводят большую часть времени, то важно, чтобы в это время они получали необходимые знания и умения. Эти технологии направлены на решение самой главным задачам дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей, воспитать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью, к собственной жизни и жизням других людей, а также обеспечить максимально высокий уровень реального здоровья воспитанников. Усилия всех работников в дошкольных учреждениях направлены на оздоровление детей, привитие им здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе?
Процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка вот это и является здоровьесберегающим педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение важнейшая задача современного дошкольного образования.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: создание условий для гармоничного роста и развития детей, улучшение показателей здоровья воспитанников. В результате использования здоровьесберегающих технологий у ребенка должна формироваться валеологическая культура как совокупность осознанного отношения к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его. Также должна вырабатываться валеологическая компетентность, которая позволяет самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, и задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно ко взрослым, здоровьесберегающие технологии содействуют становлению культуры здорового образа жизни, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей в дошкольном образовательном учреждении и валеологическому просвещению родителей. Необходимо, чтобы усилия воспитателей по формированию здорового образа жизни у детей были поддержаны родителями, чтобы дома дети не забывали о том, чему их научили в детском саду, чтобы родители своим примером прививали мальчикам и девочкам здоровые привычки. Кроме того, те воспитанники, которые сейчас маленькие, вырастут и тоже будут родителями.
В дошкольном обучении выделяют следующие виды образовательных технологий: здоровьесберегающие, медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования, технологии валеологического просвещения родителей.
Дошкольное учреждение является одним из центров пропаганды здорового образа жизни, формирования у родителей знаний, умений, навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и собственного здоровья, воспитания культуры семьи. И только при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном - образовательном учреждении и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов, будет обеспечена положительная динамика показателей здоровья детей и их ориентация на здоровый образ жизни. Для всех возрастных периодов детей характерна повышенная потребность в двигательной активности. Для нормального развития и формирования растущего детского организма обязательным условием является активная мышечная деятельность. Важнейшими особенностями воспитательно – оздоровительной работы в дошкольных учреждениях является организация всех режимных моментов соответственно возрасту детей (питание, сон, бодрствование) и формирование предметной среды с целью проведения развивающих физических упражнений и закаливающих процедур. Вырастить ребенка физически здоровым, инициативным, разносторонне развитым как в художественном, так и эстетическом плане – цель родителей и коллектива дошкольного учреждения.
Частью системы оздоровительного комплекса, лечебно-педагогического процесса имеющей также большое воспитательное значение является лечебная физкультура в детском возрасте. В ее основу положен игровой метод и широкое использование имитационных движений. В процессе занятий физической культурой и музыкой у детей формируются навыки и умения, воля и сознание.
При внедрении передовых эффективных технологий в перспективно-информационную систему здоровьесбережения в дошкольном образовании необходимо обратить внимание на использование Интернет-ресурсов. Во-первых, Всемирная сеть дает воспитателям доступ к опыту передовых специалистов, в том числе зарубежных. Этот опыт можно адаптировать и использовать в своей деятельности. Во-вторых, можно работать с сайтами и приложениями, посвященными здоровому образу жизни у детей и взрослых, а также придумывать свои методики с включением передовых информационных технологий.
Подводя итоги можно сказать, что каждый участник образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении должен исходить из того, что в учебно-воспитательной системе основным субъектом является ребенок, а главная ценность - его здоровье.
Итак, здоровьесберегающая среда, создаваемая в условиях детского сада воспитателями, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков. Результатом эффективной работы воспитателей является снижение заболеваемости детей. Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века, и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников без ущерба для их здоровья. Невозможно укрепить здоровье детей только усилиями медицинских работников. Образовательная деятельность в дошкольных учреждениях является одним из звеньев цепи по улучшению показателей здоровья подрастающего поколения. Нужно не только учить заниматься физической культурой, правильно питаться и т.д., здоровье должно стать образом жизни. Грамотно управляя процессом здоровьесбережения и сохранения здоровьесберегающей среды мы сможем достичь этой цели.
ЛИТЕРАТУРА:1. Казакова, Т.Н., Технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении [Текст]: методическое пособие / Т.Н.Казакова [Текст] / Т.Н. Казакова. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32с.
2. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. "Развивающая педагогика оздоровления", Москва "Линка-Пресс", 2000 г.
3. Педагогика и психология здоровья. / Под ред. Н. К. Смирнова. – М.: АПКиПРО, 2003.
4. Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и духовную безопасность личности [Текст]. – М.: ООО «Новое образование», 2012. – 116 с.