НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Врублевская Е.В. Консультация для педагогов "Досуг как одна из форм взаимодействия с семьей"

Библиографическое описание:

Врублевская Е.В. Консультация для педагогов "Досуг как одна из форм взаимодействия с семьей" // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/63-1.pdf.

Руководствуясь определением досуга как «сферы свободного от учебы или работы времени» (словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой), следует отметить, что досуг – это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору, продиктованная личными культурными потребностями и интересами человека. Получая разнообразные эмоции в процессе приятного времяпровождения и, находясь в состоянии комфорта, ребенок не только приобретает дополнительные знания, умения и навыки, но и утверждается в своих творческих способностях.

Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в системе «педагоги-родители-дети» является удовлетворение потребностей ребенка, имеющих ведущее значение для его развития:

⎯ потребность в любви, одобрении,

⎯ стремление к овладению собственным телом, психическими функциями, социальными способами взаимодействия с другими людьми,

⎯ потребность в удержании освоенных действий через их постоянное воспроизведение,

⎯ потребность в ознакомлении с окружающим миром.

Важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми, в первую очередь – с родителями. Такие контакты помогают установить разнообразные формы досуга:

⎯ вечера музыки и поэзии-являются хорошим средством объединения детей и взрослых в контексте искусства. Произведения, звучащие на вечере, пробуждают высокие чувства прекрасного, объединяют поколения прародителей, родителей и детей, способствуют развитию родительских чувств;

просмотр и обсуждение фильмовдают яркие впечатления, стимулирующие потребность в размышлении и совместном обсуждении;

⎯ подготовка концертовможет проходить с учетом традиций, достижений детей, педагогов детского сада, детской школы искусств, творческих коллективов. События, входящие в семью благодаря усилиям педагогов и специалистов, вносят разнообразие в жизнь детей и взрослых, дают повод для эстетического общения;

⎯ соревнования, игровые семейные конкурсы, КВНы выявляют знания, умения, склонности и интересы родителей и их детей. Позволяют сформировать адекватную самооценку, самоопределиться в мире увлечений;

⎯ туристические походы и слеты, экскурсионные поездкиспособствуют неформальному открытому взаимодействию. Цель таких мероприятий – не только совместный отдых, увеселение, но и опосредованное обучение родителей элементарным способам организации детско-взрослой деятельности, показ средств налаживания контактов и путей выхода из сложных педагогических ситуаций;

⎯ семейный театрявляется специфической формой передачи опыта предшествующих поколений, и особым педагогическим способом, охватывающим накопленную веками мудрость русского народа, создающим определенный жизненный уклад окружающей ребенка семейной микросреды. Семейный театр является творчески воссозданным средством развития воспитательного потенциала семьи; приобщения к миру театра, художественным ценностям, характеризующимся интегративными особенностями. Он объединяет традиции общественного и домашнего театров в целях взаимообогащения и дальнейшего развития театрального искусств;

⎯ семейные клубыявляются неформальным источником просвещения, предъявляют лучшие образцы воспитания детей дошкольного возраста в семье и детском саду. Объединяя разных по возрасту детей и взрослых - клуб обеспечивает живую связь поколений, передачу всего лучшего, что есть у старшего поколения;

⎯ семейные праздникиобъединяют семьи воспитанников, педагогов (воспитателей, музыкальных руководителей и др.) по случаю какого-либо события.

Организация семейных праздников – одна из действенных форм сотрудничества детей, педагогов и родителей, направленная на решение следующих задач: преодоление препятствий в общении родителей и детей; развитие у родителей способности понимать эмоциональные состояния и чувства детей; приобретение родителями опыта проведения семейных праздников, с опорой на рекомендации педагогов и специалистов.

Совместное творчество детей и родителей в подготовке и проведении праздника проходит поэтапно. На первом этапе на встречу с педагогами приглашаются родители по поводу их участия в празднике вместе с детьми. На этапе проектирования происходит поиск вариантов взаимодействия в триаде «дети-родители-педагоги». Определяются ведущий праздника и его помощники, при этом учитываются их индивидуальные особенности и личные пожелания. Родителям предлагаются роли, которые недоступны ребенку по своей сложности исполнения.

При проведении семейных праздников в детском саду необходимо учесть некоторые моменты.

⎯ время проведения праздника должно совпадать с периодом активности детей,

⎯ воспитатели должны тактично предложить семьям продумать, кто будет взаимодействовать на празднике с ребенком, чтобы избежать большого скопления детей и взрослых на празднике,

⎯ к оформлению места проведения праздника важно привлекать всех участников,

⎯ костюмы и атрибуты для праздничного действия должны быть качественными,

⎯ важно заранее подготовить место для переодевания взрослых и детей в праздничные костюмы,

⎯ расстановка столов и стульев для участников и гостей должна отвечать замыслу праздника,

⎯ заранее обговорить с семьями правила видео- и фотосъемки, которая нередко становится помехой для участников праздника,

⎯ предложить взрослым вместе с детьми в домашних условиях оформить фотоальбом, а также запечатлеть в рисунках, стихах, рассказах свои яркие воспоминания о празднике.

На подготовительном этапе решаются вопросов, касающиеся организации праздника:

⎯ Подготовка атрибутов, масок, элементов костюмов, способствующих достижению эффекта театральности и достоверности.

⎯ Выбор средств эмоционального воздействия для создания такой атмосферы, в которой родители и дети проживают все эмоционально и глубоко.

⎯ Содействие специалистов родителям и детям в освоении литературного и музыкального материала праздника.

⎯ Размещение в родительских уголках стихов, текстов песен, рецептов народной кулинарии.

⎯ Подготовка буклетов для родителей, содержащих сведения об истории и значении предстоящего праздника.

⎯ Запись аудиокассет с песенно-музыкальным репертуаром.

⎯ Приглашение родителей на занятия. В свободное для них время родители осваивают приемы лепки, рисования, оригами. Вместе с детьми оформляют место проведения праздника, мастерят поделки для выставок, накрывают стол. Праздничная информация рождает ощущение личной причастности к праздничному событию.

Совместная деятельность на этапе подготовки восполняет дефицит общения с взрослыми, укрепляет взаимоотношения в семье, позволяет почувствовать свою причастность к празднику.

Реализация проекта праздника построена на принципах, характерных для русской праздничной традиции, – душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, состояние всеобщей гармонии.

Музыка в празднике составляет основное содержание. Важно создать общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в условиях которой будет происходить чередование различных видов деятельности.

Слово как средство информации имеет на празднике дополнительную функцию. Оно несет эмоциональную информацию, создает словесные образы, передает чувства, настроение и переживание человека.

Игра на празднике способствует развитию мышления, воображения, воспитывает активность, сноровку, сообразительность, инициативу, умение постоять за себя. В играх каждый находит себе активную роль по силам и способностям. Образы создаются участниками по ходу игры.

В общем веселье активность принадлежит детям. Ребята, которые легче и быстрее других усваивают материал, выполняют роли, позволяющие им полнее проявить свои способности. Застенчивые дети проявляют себя в коллективных действиях и простых выступлениях. Воспитанники, затрудняющиеся в выполнении заданий (редко посещавшие детский сад или недавно поступившие) тоже участвуют в общем веселье – в подвижных играх, соревнованиях. В играх детям предоставляется возможность проявить и «опробовать» себя как личность в разных ролях: сегодня он злодей, завтра шалун. Это обогащает внутренний мир ребенка, ведет к импровизации.

Родители исполняют роли, катают ребятишек на санях. С восторгом дети скачут в мешках, участвуют в состязаниях, забавах, играх. Весело танцуют с платочками, стучат на ложках. Скоморохи веселят всех шутками, частушками и прибаутками. Их веселые небылицы продвигают действие праздника от события к событию. А переплясы, состязания в разгадывании загадок, проговаривание пословиц и примет приучают участников к взаимодействию в живом непосредственном общении.

Нет зрителей, нет актеров, существует одно – атмосфера праздничного общения. Совместные переживания взрослых и детей сближают два поколения, формируют активную позицию и приобщают к человеческой культуре. Дети и родители изучают друг друга в непривычной для них обстановке.

Важная часть – это финал. Его «смазанность» рождает ощущение незавершенности праздника. Поэтому в завершениевключаются общие хороводы, пляски, чаепитие, сюрпризы.

Итак, праздник прошел, но работа еще не закончилась. Все ли задачи удалось решить, что нового узнали дети и их родители, действовали ли они сообща, дружно? Рефлексиясемейного праздника помогает в организации дальнейшей совместной творческой работе.

От участия родителей выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Родители, вспоминая свое детство, восстанавливают в душе радость. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи.

Библиографический список:1. Бутырина, Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб. - метод. пособие / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. - Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2015. - 177 с.

2. Давыдова О.И., Майейр А.А. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. Спб.: ООО Издательство «Детство-пресс», 2015.- 128 с.

3. Данилина Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей: пособие для практ. работников ДОУ / Т.А. Данилина, Н.М. Степина. - М.: Айрис пресс: Айрис дидактика, 2014. - 106 с

4. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников Программа «Ребенок – педагог – родитель»; Детство-Пресс, 2015. - 681 c

5. Дядюнова И.А. Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей / Авт. - сост. И.А. Дядюнова. - М.: АПК и ПРО, 2015. - 32 с.
2023