Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Терещенко И. Н., Дудорова С. Ю. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошколь- ного возраста с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Оригинал материала размещен в выпуске № 1 (39) https://f.almanah.su/39.pdf


В дошкольных образовательных учреждениях педагоги уделяют особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из основных задач детского сада. Не секрет, что дошкольный возраст является сензитивным периодом в формировании основы психофизического здоровья. Ребенок до 7 лет проходит сложный путь развития. Именно этот период важно не упустить! А если это ребенок с ОВЗ? Тем важность использования здоровьесберегающих технологий увеличивается в разы. Главной целью здоровьесберегающих технологий становится правильное, последовательное и гармоничное развитие детей без ущерба их здоровья.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Наш детский сад посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра, с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, синдромом Дауна, с тяжелыми множественными нарушениями в развитии. В коррекционно-развивающей работе прослеживается тесное взаимодействие всех специалистов и воспитателей. Для достижения положительной динамики в развитии детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии мы используем различное оборудование.
Использование балансиров стало одним из направлений на занятиях. Они интересны и детям, и в то же время очень полезны для здоровья. Балансиры способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, развитию ловкости и равновесия, упражнения воздействуют на мозжечок, который отвечает за память, речь, координацию движений и многое другое.
Нейротренажеры предназначены для развития зрительно-моторной координации, координации движений, ловкости, умения удерживать равновесие, улучшения работы вестибулярной системы. Они представляют собой платформу на колесиках, на которой ребенок передвигается сидя, лежа на животе, отталкиваясь руками. При помощи тренажеров мы помогаем ребёнку смоделировать необходимые движения и получить необходимый опыт для развития базовых двигательных навыков в игровой форме.
Фитбол или гимнастический шар имеет массу преимуществ, поэтому часто применяется на интегрированных занятиях: воздействует на работу опорно-двигательного аппарата, улучшает координацию движений, снимает нагрузку с позвоночника, улучшает работу вестибулярного аппарата, а так же используется для развития познавательной сферы (сортировка, группировка предметов и т.д.).
Для развития и восприятия у детей с ТМНР тактильных ощущений, изучения цветов и свойств поверхностей, нами используются тактильные варежки или перчатки. В процессе таких упражнений дети учатся понимать разнообразие свойств предметов: какого цвета, формы, фактуры, и какие могут быть ощущения от прикосновения (теплые и холодные, шершавые и гладкие, мягкие и твердые и т.д.); учатся различать левую и правую руку; играя, учатся взаимодействовать в паре или группе.
При использовании тактильных мешочков развивается мелкая моторика, тактильные ощущения, воображение, эмоциональная сфера, расширяется словарный запас ребёнка.
Закрепляя пройденную тему на интегрированных занятиях, мы используем мягкимие модули, спортивные дуги, которые помогают в развитии гибкости, координации движения, преодолении страхов, неуверенности, а также в тренировке памяти и внимания.
Используя в нашей работе упражнения с шариками Су-Джок, мы обогащаем знания ребенка о собственном теле, развиваем тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируем речевые области в коре головного мозга, а так же способствуем общему укреплению организма. Кроме того, такие упражнения помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создавая благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия.
С удовольствием и интересом дети выполняют простые кинезеологические упражнения, которые играют большую роль в развитие межполушарного взаимодействия и всех психических процессов.
Использование элементов логоритмики развивает все виды моторики (общую, артикуляционную, мелкую), формирует правильное дыхание, тренирует способность ориентироваться в пространстве, помогает выработать точные скоординированные движения, связанные с речью, способствует становлению фонематического слуха, вырабатывает навык релаксации, воспитывает чувство радости от общения со сверстниками.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует воспитанию правильного речевого дыхания, а гимнастика для глаз - это профилактика нарушений зрения, предупреждение утомления, укрепление глазных мышц, снятие напряжения анализатора и всего организма, что очень важно для ребёнка с ТМНР.
Реализуя в комплексе разные виды здоровьесберегающих технологий, мы наблюдаем положительную динамику развития детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, укрепляя здоровье ребёнка в целом.

Библиографический список

1.       Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход Школа здоровья. 2000г. Т. 7. №2. С.21 – 28.
2.       Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс дошкольников, Шарипова Д.Д., /Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста»/, 2016
3.       https://works.doklad.ru/view/
2021