Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Шкаленко А. И., Крюкова М. А., Яркиев А. Ю. Сравнения параметров дымности по ГОСТ 21393‑75 и ГОСТ Р 52160‑2003

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (32) https://f.almanah.su/32.pdf


Загрязнение природной среды газообразными, жидкими и твердыми веществами и отходами производства, вызывающее деградацию среды обитания и наносящее ущерб здоровью населения, остается наиболее острой экологической проблемой, имеющей приоритетное социальное и экономическое значение. Серьезнейшим источником загрязнения атмосферного воздуха в наше время стал автомобильный транспорт. Это особенно заметно в больших городах. С каждым годом количество выбросов от автомобильных транспортных средств становится все больше и больше, в среднем на 3,1 % в год. Основными токсичными веществами - продуктами неполного сгорания являются сажа, окись углерода, углеводороды, альдегиды. Достоверно известно, что существуют канцерогенные и тератогенные риски ингаляционного воздействия сажи на организм человека. Поэтому необходимо предпринимать меры по нормированию показателей выбрасываемых токсичных веществ, в том числе дымность дизельных двигателей.
Экологическая безопасность автомобильного транспорта напрямую зависит от введения норм на уровне законодательства. Безусловно, значительные материальные затраты на создание экологически чистых машин, связаны не с благородством и альтруизмом западных моторостроительных компаний, а определяются давлением государственных законов. Косвенно эти законы коснулись России - увеличился поток зарубежных автомобилей, которые в развитых странах были признаны экологически не безопасными, тем самым пополнив отечественный автопарк автомобилей, наносящих колоссальный ущерб экологии наших городов.
В Российской Федерации требования к дымности отработанных газов существуют, однако они от года в год упрощаются. Этому есть причина – рост автомобильного парка, в особенности, в условиях индустриального общества возникает острая необходимость в коммерческом автотранспорте, в большинстве которых установлен дизельный двигатель внутреннего сгорания. Согласно статистике на 1980 год, количество грузовых автомобилей и автобусов составляло 3386891 и 276623 соответственно. Тем не менее, на 2005 год количество грузовых автомобилей и автобусов только в Российской Федерации насчитывало 4848,5 тыс. и 395,5 тыс. соответственно.
Следует отметить, что обновления этого вида транспорта не происходит – весь автопарк с дизельными двигателями стареет, а средств на его утилизацию недостаточно. Именно поэтому государство регулярно снижает требования к дымности отработанных газов. Данная тенденция наглядно прослеживается при сравнении ГОСТов прошлых лет и современных.
В 1977 году в СССР был введен в действие ГОСТ 21393-75 «Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов», который устанавливал нормы и методы измерения дымности отработавших газов автомобильных средств с дизельными двигателями.
В 2003 году в Российской Федерации был разработан и утвержден новый ГОСТ Р 52160-2003 «Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния».
В первую очередь необходимо привести определение дымности отработавших газов. Это показатель, характеризующий степень поглощения светового потока, просвечивающего отработавшие газы дизеля.
Данные ГОСТы нормируют предельно допустимый натуральный показатель ослабления светового потока (Кдоп) при режиме измерения дымности в свободном ускорении для дизелей без наддува и с наддувом.
В ГОСТе 1975 года этот показатель с наддувом был равен 1,2 м-1, а с наддувом - 1,6 м-1.
В ГОСТ Р 52160-2003 указано, что дымность автомобилей, не имеющих знака официального утверждения, не должна превышать в режиме свободного ускорения для двигателей без наддува 2,5 м-1, а для двигателей с наддувом 3,0 м-1 соответственно. Дымность на режиме свободного ускорения для автомобилей 4-го и более высоких экологических классов - не более 1,5 м-1.
Таким образом, значения предельно допустимого натурального показателя ослабления светового потока (основной нормируемый параметр дымности) в ГОСТ 21393-75 устанавливал нормы в два раз жестче, чем в ГОСТ 52160-2003. В итоге, можно сделать вывод о том, что требования к значениям показателя дымности в 1977 были выше в сравнении с показателями, установленными в 2005 году. Следовательно, в прошлые годы загрязнения окружающей среды отработанными газами одного транспортного средства, оснащенного дизельным двигателем, было значительно меньше. Ситуация на данный момент обратная. Отсутствует стремление к реализации экологической безопасности транспортных средств.
Также немаловажную роль в обеспечении экологичности двигателей внутреннего сгорания имеет технический осмотр и техническое обслуживание транспортных средств, в нашем случае с дизельным двигателем, на высоком уровне. В свою очередь, отмечается снижение контролирования исправности автомобилей со стороны государства, в виде ослабления проведения государственного технического осмотра автотранспорта. В настоящее время оценка соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности транспортных средств в порядке, установленном правилами проведения технического осмотра, проводится в более упрощенной форме.
Однако некоторое нормирование на уровне административного кодекса Российской Федерации существует. В статье 8.22 КоАП РФ «Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума» указывается, что выпуск в рейс автомобиля или другого механического транспортного средства, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимого ими при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Уровень загрязнения атмосферного воздуха значительно снизился бы при значительном увеличении штрафа и изъятия транспортного средства на штраф-стоянку.
Таким образом, для обеспечения экологической безопасности транспортных средств с дизельными двигателями внутреннего сгорания коммерческим автотранспортным предприятиям необходимо приобретать новые транспортные средства с наиболее повышенным экологическим классом, утилизировать устаревшие автомобили, вовремя проводить техническое обслуживание.
Со стороны государства есть необходимость в ужесточении проведения государственного технического осмотра транспортных средств, в частности проверки дымности отработанных газов у автомобилей с дизельным двигателем.
Более того важно строго регламентировать требования дымности, в том числе уровень выброса отработанных газов и токсичных веществ, экологичности, технического обслуживания с помощью стандартизации в ГОСТ.
Список использованной литературы:
1.      ГОСТ 21393-75. Автомобили с дизелями. Дымность отработан-ных газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности (с Изменениями N 1, 2, с Поправкой)
2.                     ГОСТ Р 52160-2003. Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния
3.                     КоАП РФ от 30.12.2011 Статья 8.22. Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума
4.                     Тимофеева С.С., Перминова Д.В. Канцерогенный риск ингаляционного воздействия сажи и бензапирена, выделяемых автотранспортом на территории автозаправочных станций г. Иркутска / С.С. Тимофеева, Д.В. Перминова // Вестник ИрГТУ. – 2011. - №10 (57). – С. 71-72.
5.      Болбаса М.М. Транспорт и окружающая среда / М. М. Болбаса. – Минск: Технопринт, 2003. – С. 262.


2020