НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Домужнева К.Е. Формирование исследовательских действий у учащихся в научно-исследовательской лаборатории «Физика робота»

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf


В статье рассматривается процесс формирования самостоятельных исследовательских действий учащихся на основе личностно-ориентированной системы обучения в научно-исследовательской лаборатории «Физика робота».
С 2011 года образование стремительно меняет свои фундаментальные взгляды, а связано это с переходом на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. В основу нового стандарта положены базовые человеческие ценности и теперь идеальный учащийся это не просто прилежный, но и любопытная готовая к экспериментам и практической деятельности Личность. Ученик нового поколения свободно мыслит, ищет пути решения поставленных проблем в процессе обучения, умеет применять полученные теоретические знания в повседневной жизни, что свидетельствует об осознанности и высоком уровне понимания фундаментальных физических законов и понятий.
Смена образовательной парадигмы перевернула сознание учащихся и педагогов, сделав их партнерами, позволяя взаимодействовать на принципиально новом уровне. Сегодня между учащимся и учителем происходит обмен актуальными знаниями и совместный поиск оптимальных путей решения поставленных задач. Научно-исследовательская лаборатория предоставляет широкий спектр возможностей для реализации новых образовательных идей [1].
Формированию естественнонаучной картины мира способствует тесная связь теории с практикой. Именно этим целям и служит синтез робототехнической и физической лабораторий. «Физика робота» раскрывает новые горизонты на пути к прочным фундаментальным физическим знаниям. В ней учащийся и педагог могут построить образовательный процесс максимально продуктивно, используя доступные ресурсы. Робототехника позволяет демонстрировать физические законы максимально наглядно и в доступной форме. В предыдущей статье январского номера мы уже раскрывали деятельность учащихся в данной научно-исследовательской лаборатории, теперь поговорим о формировании конкретных самостоятельных исследовательских действий учащихся на основе личностно-ориентированной системы. Что же представляет собой личностно-ориентированная система в контексте нового федерального государственного образовательного стандарта?
В центре образовательного процесса находится учащийся, его устремления, мотивы, способности и, исходя из них, строится обучение. При учете данных личностных характеристик вопрос о мотивации к обучению решается сам собой. Когда образовательное пространство организовано с учетом особенностей учащегося он чувствует себя в нем комфортно, что влечет за собой естественный процесс раскрепощения и раскрытия присущего ребенку любопытства. Практически каждый ребенок в раннем возрасте играл с наборами конструкторов, соответственно, среда робототехнической лаборатории ему уже примерно знакома. Что же остается педагогу? Быть чутким наставником и трепетно относиться к устремлениям учащегося, направляя их в нужное русло. Все физические законы интуитивно знакомы каждому, обучение помогает уложить имеющиеся интуитивные знания в четкие определения и формулы, которые приняты в научном мире.
В условиях современных общеобразовательных школ очень сложно уложить исследовательскую деятельность в рамки базового курса, тут на помощь приходит внеурочная работа, организация которой является кропотливым трудом, в силу особенностей посещаемости. Иначе говоря, в рамках общего курса закладывается интерес к научной деятельности, исследовательская инициативность и основные теоретические знания, а проращивается данное зерно уже в условиях меньшей ограниченности во времени. Понятие исследовательской инициативности связано с рядом близких понятий, образующих единое семантическое поле: "интеллектуальная активность" (Д.Б. Богоявленская); "познавательная активность" (М.И. Лисина); "креативность" (Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Б. Хендесон, E.П. Торренс и др.); "любознательность" и "исследовательское поведение" (Д. Берлайн, Б. Хендесон, Х. Келлер, и др.) [3].
Для формирования научно-исследовательских действий учителю необходимо создать ряд условий, которые должны отвечать поставленной цели.
·          Целенаправленность и систематичность. Деятельность должна протекать как в урочное, так и во внеурочное время.
·          Мотивированность. В исследовательской деятельности для учащегося необходимо видеть смысл и способы реализации своих способностей.
·          Учет возрастных особенностей. Задачи деятельности и её структура должны исходить из принадлежности исследователя к определенной возрастной группе и меняться при переходе от одной к другой.
·          Психологический комфорт. Как уже говорилось выше, это одно из основополагающих условий. Психологический комфорт способствует раскрытию исследовательской сути учащегося.
·          Творческая среда. Организация творческой среды способствует развитию личности и формированию метапредметных компетенций [5].
Создание необходимых условий влечет за собой раскрытие потенциала обещающегося, дарует возможность реализоваться не только как исполнителю определенной последовательности действий, но и творчески.
Тогда, когда необходимые условия созданы, следует акцентировать внимание на деталях, которые делают исследовательскую работу максимально эффективной. Учителю следует обращать внимание учеников на следующие моменты:
1.       Расчет времени на выполнение всей работы. Обычно одно исследование (проект) длится около 2-3 месяцев, что позволяет ученику планировать свою деятельность и готовиться к каждому занятию;
2.       Необходимость изучения наработок по теме исследования. Нельзя пренебрегать уже проведенными исследованиями, ученику необходима надежная теоретическая база, и формировать ее самостоятельно под надзором педагога – лучшая стратегия;
3.       После изучения уже опубликованных исследований, необходимо дать установку на минимизацию плагиата. Какими бы удачными не казались уже проведенные исследования, основная задача учащегося заключена в проведении собственного исследования, выявления своих творческих способностей;
4.       Не стоит погружаться в письменную деятельность, исследовательская работа подразумевает практику. Да, безусловно, оформление работы в соответствии с требованиями является важной частью деятельности, но не основополагающей;
5.       Следует регулярно напоминать о соблюдении техники безопасности и условиях труда в научно-исследовательской лаборатории;
6.       Изучение механизмов и физических законов в лаборатории «Физика робота» подразумевает создание базовой модели, отражающей тему исследования, но во внешнем виде и прочих проявлениях индивидуальности учащийся не ограничен. В работе необходимо присутствие элементов, соответствующих тематике, но различного рода модификации модели и её усовершенствование не должны оставаться без внимания;
7.       Закономерным является отчет по проделанной работе. Учащийся должен не только правильно провести исследование, но и уметь представить его результаты.
8.       После представления отчета по проделанной работе не стоит пренебрегать рефлексией. Следует осуждать все моменты, которые вызывали трудности и те, что стимулировали на новые свершения. Следует выделять нестандартные подходы к решению задач в процессе исследования, способность мыслить неординарно и попытки творческой реализации.
Исследовательская деятельность универсальный инструмент в руках педагога. Поток идей учащихся – бурная река, педагог в данной ситуации является берегами, которые удерживают и перенаправляют реку в необходимое русло. В научно-исследовательской лаборатории нет воспроизведения уже неактуальной информации, есть интенсивный поиск возможности применения уже имеющихся знаний и добыча новых. Там, где существует осознанность образовательного процесса учеником, не может быть пустой траты времени на рисование на парте и подсчет мух. Даже подсчет мух в таком помещении превращается в исследование, а не становится попыткой скоротать время [4].
Интерес к научно-исследовательской деятельности возрастает, так же возрастает интерес к проблемам физического образования. Это связано с тем, что появилась необходимость в подготовке конкурентоспособных инженерных кадров.
Исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся, - это возможность самостоятельно создавать интеллектуальный продукт, деятельность, которая позволяет проявить себя и раскрыть свой творческий потенциал, самоутвердиться и найти применение полученным знаниям.
Подобное сочетание приводит к определенным образовательным результатам, решая не только проблемы в процессе обучения, но и способствует разрешению внутренних психологических конфликтов у учащихся.
Конструирование – это не только сборка модели по инструкции. Это общение, образование, исследование. Это первые ступени к образу жизни ученых, которые творят историю.

Список литературы

1.        Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. — М., 2002.
2.        Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. — М.: Вербум-М, 2001.
3.        Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей) - М.:2003. 96с.
4.        Николаева Л.С. Методические рекомендации по педагогическому сопровождению проектно-исследовательской деятельности учащихся/ Л.С.Николаева // Исследовательская работа школьников. 2013. №1.-С.85-98
5.        Жоголева Е.Е. Развитие у педагогов компетенций руководителя учебных исследований учащихся/ Е.Е.Жоголева //Исследовательская работа школьников. – 2012.-№2.-С.7-16
2019