НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Исаева В. В., Кушнарева О. А. Методические рекомендации по формированию культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 3 (53) https://f.almanah.su/53.pdf


Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. Одним из важнейших условий для поддержания здоровья детей младшего возраста является наличие у них культурно-гигиенических навыков, так как соблюдение правил личной гигиены способствует уменьшению заражений от инфекционных заболеваний. Период раннего и дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования культурно-гигиенических навыков.
Формирование культурно-гигиенических навыков это не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации ребёнка. При овладении культурно-гигиеническими навыками важна постепенность: по мере овладения простыми навыками можно вводить новые, более сложные.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее, если: учитывать психолого-педагогические особенности детей; учитывать начальный уровень культурно-гигиенических навыков у детей; использовать игры, стихи, схемы, художественное слово (фольклор).
На формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек. Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций. Так, ребёнок привыкает, что перед едой ему обязательно моют руки. Воспитатель предоставляет ребенку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Вместе с этим каждый ребенок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи.
При активном формировании навыков самообслуживания важно в первую очередь отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива. Дети в маленьком возрасте подражают увиденному, поэтому взрослому нужно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций. Начиная со второго года жизни, с этой целью с детьми проводятся специальные дидактические игры, используются игровые приемы. Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях.
Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми, прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях.
Важной задачей в работе с детьми младшей группы детского сада является воспитание гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей третьего года жизни ‒ стремление к самостоятельности. На протяжении младшего дошкольного возраста ребенок приобретает много навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий. Для более легкого овладения определенными навыками связанных с его усвоением действия делят на несколько операций. Прежде всего, следует запомнить, что на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время, остается. Воспитание гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей:
1. Показ и объяснение. В младшей группе показ должен сопровождаться пояснением, причем необходимо четко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное. Объяснение нового действия дается очень подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию правила. Напоминание может быть косвенным (воспитатель вскользь напоминает требование) и прямым.
2. Упражнение и контроль. Без упражнения ни один навык не может быть сформирован, т.к. только в активной деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические стереотипы. Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом. Отсутствие контроля ведет к формированию у детей лишь отдельных навыков.
3. Пример взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание). Учеба ребенка, в основе которой лежит подражание, начинается очень рано, когда он еще ничего не понимает. От природы у них хорошо развита эмоционально-механическая память, непроизвольное внимание. Именно поэтому ребенок, наблюдая за взрослыми, перенимает и формирует свою «энциклопедию» навыков, привычек, знаний.
4. Игровые приемы. Позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша. Игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Помогают закрепить имеющиеся навыки хорошие дидактические игры.
5. Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг, бесед, инсценировок. Все это уточняет представления детей о том, как надо выполнять тот или иной навык.
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.
Таким образом, воспитание навыков личной гигиены – задача сложная, требующая систематичности и большого терпения. Все указания даются в спокойном тоне, вызывающем у детей положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками. Воспитатель сможет достичь положительного результата, учитывая задачи воспитания гигиенических навыков в каждой возрастной группе и своевременно выполняя их.
Рассматривая теоретические аспекты формирования культурно-гигиенических навыков, мы пришли к выводу, что проблема по формированию культурно-гигиенических навыков существует очень давно и в этой области сделано немало открытий. Процесс формирования культурно- гигиенических навыков имеет свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать их. Научно обоснованное отношение к процессу формирования культурно-гигиенических навыков состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения.
Главное в обучении спокойствие, терпение и повторение. Песенки, стишки, потешки делают процесс воспитания и обучения более увлекательным.
Художественное слово ‒ важнейшее средство воспитания маленького ребенка. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные взаимоотношения взрослых и детей, происходит знакомство ребенка с окружающим миром. Детям раннего возраста нравится ритмичная речь, сама музыка, слова. Еще не понимая смысла, ребенок с радостью слушает народные песенки и потешки, с удовольствием выполняет первые «гимнастические упражнения», под ритм пестушек, приобщаясь к родному языку, улавливая мелодичность и ритм. Первые слова, действия, навыки возникают именно как потребность ответить на знакомые слова, выразить свои чувства, умения.
С помощью потешек, пестушек, песенок ребенок усваивает родную речь, понимая и используя ее, знакомится с окружающими его предметами, постигает первые нравственные уроки. Ребенок очень быстро запоминает содержание потешек, стишков, песенок, активно включается в игру. Эти миниатюры не только веселят малыша, но и доставляют ему эстетическое наслаждение, которое остается в его сознании и которое он, подрастая, желает получить еще и еще раз, обращаясь к хорошо знакомым произведениям словесного творчества народа.
В своей работе с малышами мы используем произведения устного народного творчества, сопровождая все режимные моменты, в процессе воспитания культурно-гигиенических навыков, правил поведения. Фольклорные произведения необычайно вариативны, ведь они не имеют канонического образца, поэтому, играя с ребенком можно вносить что-нибудь свое.
Список используемой литературы
1.        Афонькина Ю. А., Урунтаева Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию: пособие для воспитателей дет. сада и родителей - М.: Просвещение, 1997.
2.        Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
2022