Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (24) https://f.almanah.su/24.pdf
Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).
Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения.
Смысловое чтение включает в себя: умение осмыслить цели и задачи чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
- свободную ориентацию и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватную оценку языка средств массовой информации.
Сегодня каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость организации деятельности по формированию смыслового чтения в образовательном процессе. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. По мнению психологов, процесс, направленный на понимание, очень сложен: в него включены внимание, память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и много других психических особенностей читателя. Поэтому одна из основных психологических задач обучения смысловому чтению – активизация психических процессов ученика при работе с текстом.
Психологи выделяют несколько уровней понимания текста, которые связаны с вычитыванием разных видов текстовых информаций:
фактуальной, подтекстовой, концептуальной.
Первый, самый поверхностный – это понимание фактов, того, о чём говорится, воспроизведение описаний событий, героев, места и времени действия, т.е. вычитывание только фактуальной информации.
Следующий уровень характеризуется пониманием не только того, о чём говорится, но и установлением связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста.
Третий уровень предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано, т.е. вычитывание концептуальной информации.
После длительных исследований психологи получили модель «идеального» читателя, которая помогает понять какие навыки и умения необходимо развивать для формирования осознанного чтения.
Приёмы, используемые «идеальным читателем»:
- начинает размышлять над текстом до чтения, анализируя заголовок, иллюстрации, которые продолжаются в ходе всего чтения;
- не пропускает непонятные слова, выражения;
- вычерпывает информацию из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними, задаёт себе вопросы по ходу чтения, задумывается над дальнейшим развитием событий, сверяет свои размышления с текстом;
- включает воображение, которое помогает воссоздавать происходящие картины, додумывать, придумывать, а через это и лучше запоминать текст.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе предусматривает выполнение учащимися итоговых комплексных работ, которые включают текст. На основе понимания прочитанного, ученики должны выполнить задания по литературному чтению, русскому языку, математике, окружающему миру. При этом осуществить поиск необходимой информации, преобразовать, представить её в виде схемы, краткой записи, установить закономерность, обобщить, сделать речевое высказывание в письменной форме.
Основная работа с текстами в начальной школе проводится на уроках литературного чтения.
Большое внимание на уроках литературного чтения уделяется работе с текстами не только для формирования техники чтения и понимания прочитанного, но и для развития показателей, которые направлены на формирование способности учащимися применять полученные знания, умения и навыки в учебных и жизненных ситуациях:
- Нахождение информации.
- Интерпретация текста.
- Рефлексия на содержание текста.
Для обучения работе с текстами нужно соблюдать и некоторые условия:
1. Для развития умения находить информацию желательно использовать тексты научно – познавательного характера, соответствующие возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории.
2. Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, необходимо тексты подбирать разных стилей, но схожих по содержанию: например, про муравья: «Стрекоза и Муравей» И. А. Крылова и В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
3. Попутно должна вестись работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность и выразительность).
4. При работе над данным направлением (с текстами) необходимо учитывать мотивацию учащихся и их способность быть читателем.
Прежде всего, нужно научить чтению, и не просто чтению, а умению думать и работать над текстом. Можно выделить следующие направления работы по классам:
1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его смысла (с помощью учителя).
- Практическое отличие текста от набора предложений.
- Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
- Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.
- Озаглавливание текста (подбор заголовков).
- Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
2 класс – обучение детей работать с текстом:
- читать и понимать прочитанное;
- пересказывать прочитанное;
- делить на части и составлять план прочитанного текста (произведения);
- выделять опорные слова (словосочетания);
- определять героев и давать характеристику им и их поступкам.
- подбирать антонимы и синонимы к словам.
3 - 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:
- выделять основную мысль самостоятельно (в целом текста или его фрагмента);
- находить информацию в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
- выделять главную и второстепенную информацию;
- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);
- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
- сравнение текстов разных жанров, разных стилей с похожим содержанием.
- сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
1 этап. Работа с текстом до чтения.Профессиональные компетенции учителя на данном этапе:
- вызвать у ученика желание, мотивацию прочитать текст.
Приемы работы:
- Чтение фамилии автора
- Чтение заглавия текста
- Чтение выделенных слов
- Рассматривание иллюстраций
- Высказывание предположений о теме, содержании текста
Цель - развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
Профессиональная компетенция учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.
Приемы работы:
- Чтение текста по частям с комментариями
- Работа с малознакомыми, непонятными словами (выделение маркером)
- Выборочное чтение
- Беседа по содержанию
- Сравнение содержания текста со своим предположением
- Диалог с автором
Цель - понимание текста на уровне содержания.
3 этап. Работа с текстом после чтения.
Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Приемы работы:
- Постановка проблемного вопроса к тексту
- Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям.
(Подтвердились ли предположения и прогнозы о теме и содержании урока?)
- Высказывание и аргументация отношения к прочитанному
- Характеристика событий, места действия, поступков героев.
- Выполнение творческих заданий учащимися
Цель - сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также помогает приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Библиографический список
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М., Просвещение, 2008.2. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2005. №4.
3. Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 2 класс - М., Экзамен, 2017.
4. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Оценка знаний. Начальная школа. М. «Вентана –Граф», 2008.