НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Васина М.А. Использование игровых технологий на уроках химии


Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (30) https://f.almanah.su/30.pdf

Перестройка во всех сферах жизни нашего общества требует от каждого обучающегося инициативы, самостоятельного мышления, новых нестандартных подходов и решений. Формирование таких качеств учащихся и соответствующих видов деятельности требует от преподавателя педагогического мастерства. Совершенствование учебно-воспитательного процесса должно быть направлено на воспитание у школьников интереса к учению, активности и самостоятельности.
Для успешной реализации этой цели на уроках и внеклассных мероприятиях  я использую игровые технологии, что помогает мотивировать учащихся на более углублённое изучение предмета и применение знаний по химии; это обеспечивает возможность сотрудничества и согласованную совместную деятельность.
Введение в учебный процесс новых нестандартных элементов оживляет и эмоционально окрашивает деятельность не только учащихся, но и преподавателя. Таким нестандартным подходом к обучению является использование игровых моментов на уроках.
Основная задача всех учебных (дидактических игр) состоит в повышении интереса к уроку и придания ему эмоциональной окраски. Разумеется, темы и содержание игр, используемых в учебном процессе, должны соответствовать изучаемому материалу.
Игровая деятельность используется в следующих случаях:
ü  в качестве технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
ü  в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии (лекционно-семинарская зачетная система);
ü  в качестве одной из нескольких сочетаемых технологий (ИКТ и игровые технологии)
ü  в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
ü  в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).
Я хочу привести примеры некоторых химических игр используемых мною.
Применение химических загадок способствует активизации мыслительных процессов обучающихся.
С помощью загадок по химии могут быть оформлены задания для проведения оригинальных уроков и различных викторин.
Игра «Калейдоскоп загадок»
1. Гость из космоса пришел в воде приют себе нашел. (Водород)
2. Давно известна человеку.
Она тягуча и красна.
Еще по бронзовому веку
Знакома в сплавах всем она. (Медь)
3. Меня в составе мрамора найди,
Я твердость придаю кости,
В составе извести еще меня найдешь
Теперь меня ты, верно, назовешь. (Кальций)
4. Я крылатый элемент
В небеса лечу на керосине,
Провожу тепло и ток,
Нахожусь в природе в глине. (Алюминий)
5. Хранят обычно в керосине, И бегает он по воде, В природе, помните отныне, Свободным нет его нигде. В солях открыть везде возможно, Желтеет пламя от него, И получить из соли можно, Как Деви получил его. (Натрий).
6. Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается. (Азот)
6. Какой химический элемент носит название соснового леса? (Бор)
7. От какого металла нужно отрезать 1/3, чтобы получилось известная кость? (Серебро – ребро)
8. Я – светоносный элемент,
Я спичку вам зажгу в момент, Сгореть смогу и под водой, Оксид в ней станет кислотой (Фосфор)
9. Он с морской капустой дружит
И лекарством людям служит,
Знает млад и стар народ Коль ушиб, то нужен… (йод) .
10. Я всюду есть - но понемножку. Черню серебряную ложку; когда испорчено яйцо, я тоже сразу налицо, я отбиваю аппетит. И очень сильно ядовит.. (сероводород)
1) ШАРАДЫ
Шарады — это загадки, ответы на которые разгадываются по частям. Например, два слова МЫШЬ и ЯК, соединяясь между собой, образуют в целом слово МЫШЬЯК
      Ответ следующей шарады состоит из двух слогов СОР и БИТ, зашифрованных в первой половине загадки. В целом оба слова, соединяясь вместе, образуют слово СОРБИТ — шестиатомный спирт, заменитель сахара для больных сахарным диабетом.
Слог мой первый метлой выметают.
Слогом вторым информатор считает.
В целом скажу, дорогие друзья,
Для многих больных вместо сахара я. (СОРБИТ)
1) Первый слог — предлог известный.
Слог второй трудней найти:
Часть его составит цифра,
К ней добавьте букву И.
Чтобы целое узнать,
Нужно вам металл назвать.
Ответ: на-три-й.     
2) Я — газ, простое вещество,
Двузначен номер мой.
А слог мой первый — божество,
Река — вот слог второй.
Ответ: ра-дон.
3) Первый мой слог означает крушение.
Крохотен слог мой второй.
Рождаюсь лишь только в зеленых растениях.
Ответьте — кто я такой?
Ответ: крах-мал.
4. В названии благородного металла замените первую букву и получите название избыточно увлажненного участка земли, заросшего растениями  Ответ: золото – болото.
Игра «Угадай химический элемент (вещество)»
(Железо.)
ü В организме человека его содержится около 3 г, из них примерно 2 г –
в крови.
ü По распространению в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.
ü Первоначально источником соответствующего этому элементу простого вещества были упавшие на Землю метеориты, которые содержали его почти в чистом виде.
ü Первобытный человек стал использовать орудия из этого вещества за несколько тысячелетий до н. э.
ü В честь этого элемента был назван целый период человеческой истории.
(Хлор)
ü     Образованное им простое газообразное вещество оказывает сильное раздражающее действие на слизистую оболочку глаз и дыхательную систему.
ü    Он входит в состав некоторых гербицидов, инсектицидов и пестицидов.
ü    Соответствующее простое вещество получают главным образом в результате электролиза солей.
ü    Войска Антанты и германские войска применяли это вещество в боевых действиях.
ü    Соединения этого элемента используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах.
(Угарный газ).
ü    В 1890 г. оно явилось причиной гибели экипажа океанского парусника “Мальборо”. Корабль не получил никаких повреждений, но, потеряв управление, блуждал в океане.
ü    Оно вызывает массовые самоубийства китов.
ü    Оно входит в состав вулканических газов.
ü    Оно образуется при неполном сгорании углерода.
ü    При отравлении им наступает кислородное голодание тканей, в особенности клеток центральной нервной системы
Игра «Передай –другому» или «Туда- сюда»
Учитель записывает на доске вопросы - общие для всего класса. Например:
Запишите формулу оксида, расставьте валентность над каждым атомом химического элемента, затем индексы.
2.Вычислите относительную молекулярную массу оксида.
3.Вычислите массовую долю кислорода в оксиде.
Учащиеся читают вопросы и разбираются в том,   что им предстоит сделать. Класс делится на    три группы. Каждая группа получает альбомный лист, поделённый на четыре графы(фамилия учащегося и ответы на первый, второй и третий вопросы) и столько строк, сколько игроков в команде. Задача состоит в том, чтобы придумать оксид не такой. Как у соседей, и выполнить с ним все задания.
Игра «Потерялся»
Цель. Закрепить нахождение галогенов в периодической системе
Атрибуты. Карточки
Задание. Это галоген проживает в 7 подъезде, на 2 этаже, номер квартиры 9. Особые приметы: имеет массу тела 19. Найдите этот элемент, дайте ему характеристику по положению его в ПС и изобразите его строение атома.
Игра «Верю – не верю»
Цель. Закрепить полученные знания по теме щелочные металлы
Атрибуты. Вопросы учителя
Описание. Учитель говорит, что загадал вещество, и называет его, а затем задает правильные и неправильные вопросы о его составе, свойствах, применении, на которые ученик отвечает только «Да», «Нет»
Например, я загадала вещество «натрий»
1.Веришь ли ты, что его химический символ «Na»? (Да)
2.Веришь ли ты, что его относительная атомная масса равна 22? (Нет)
3.Веришь ли ты, что его порядковый номер 11? (Да)
4.Веришь ли ты, что он при действии света испускает электроны? (Да)
5.Веришь ли ты, что он при взаимодействии с водой образует оксид? (Нет)
6.Веришь ли ты, что его ионы окрашивают пламя в желтый цвет? (Да)
7.Веришь ли ты, что он находит применение в современной науке и технике? (Да)
Игра – тренажер «Крестики-нолики».
Цель. Закрепить знания о типах химических связей.
Соединить прямой линией по горизонтали, вертикали или диагонали три клетки, которые содержат формулы веществ с типом химической связи:
а) ковалентная полярная
СF4
КI
О3
С60
I2
Mg3N2
Cl2
NaCl
NaNO2
 Ответ: Cl2- I2- О3
б) ионная
KNO3
Se
H2S
MgF2
Cs2O
NaF
SO2
HCl
N2O
Ответ: MgF2- Cs2O - NaF
в) металлическая
K
C2H5OH
NO2
O2
C60
F2
Zn
Au
Rb
Ответ: Zn- Au- Rb
г) ковалентная полярная
Cl2O
H3PO4
Na2O2
Li3N
N2O3
LiOH
H2Se
P4
CS2
Ответ: Cl2O- N2O3- CS2.
Игра «Химическая эстафета»
·          Назовите подряд гомологи гомологического ряда этиленовых (алкенов.
·          Назовите подряд гомологи гомологического ряда одноатомных спирто.в
·          Назовите подряд гомологи гомологического ряда ацетиленовях (алкинов.
·          Назовите подряд гомологи гомологического ряда альдегидов.
Игры, проводимые на уроках химии, нравится обучающимся, они охотно включаются в работу. Самостоятельно работая в группах учащиеся добывают знания. Это приводит к лучшим результатам в усвоении программного материала. И как следствие повышение интереса к предмету химия. Игра позволяет развивать творческие способности учащихся, так как моделирует окружающую обстановку, даёт дополнительную информацию, побуждает интеллект к поисковой активности, разрушает психологическую инертность, активизирует работу правого  полушария.   Отсюда следует, что использование дидактических игр на уроках химии– необходимое условие повышения познавательной активности учащихся.
Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на уроках химии.
Библиографический список:
1. Минкин Е. М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1983.
2. Штремплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры при обучении химии. – М.: Дрофа, 2003.

2020