НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Егорова В.Б. Роль малых форм устного народного творчества в нравственно-эстетическом развитии ребенка-дошкольника


Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf

Изучая детский фольклор, можно многое понять в психологии детей того или иного возраста, а также выявить их художественные пристрастия и уровень творческих возможностей.
К детскому фольклору не раз обращался великий знаток русского языка В. И. Даль при составлении знаменитого четырехтомного «Толкового словаря живого великорусского языка» (1863 – 1866). А первым сборником детского фольклора, изданным в России, были «Детские песни» (1868), собранные П. А. Бессоновым.
В 60-е годы XIX века в России интенсивно развивается педагогическая мысль. Идеи К. Д. Ушинского распространяются и на сферу изучения детского народного творчества, на определение его места в общей системе воспитания подрастающего поколения. Наибольшую известность в то время получили статьи и книги А. Н. Афанасьева – выдающегося исследователя и систематизатора фольклора.
После публикации работ А.Н. Афанасьева фольклористика стала уже серьезной наукой. Следующая волна интереса к народному творчеству, в частности к детскому, поднимается с начала 20-х годов XX века. Среди многочисленных сборников и исследований того времени и более позднего выделяются труды Г. С. Виноградова, О. Е. Капицы, К. И. Чуковского. Виноградов выпустил такие работы, как «Детский народный календарь», «Народная педагогика», «Детский фольклор и быт» и многие другие. Капице принадлежит множество исследований и сборников фольклорных текстов, например «Детский быт и фольклор», «Живая вода», Детский фольклор». Чуковский включил записи детского словотворчества, а также свои размышления и научные выводы в неоднократно издававшуюся книгу «От двух до пяти».
Заметной вехой стала работа В.Т. Аникина «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор», вышедшая в конце 50-х годов. Она во многом определила направления дальнейшего исследования детского фольклора – историко-генетическое, филологическое, функционально-педагогическое. Позднее Аникин составил многотомный труд «Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре», первый выпуск которого посвящен младенчеству и детству.
Одна из последних по времени крупных работ – книга М. Н. Мельникова «Русский детский фольклор» (1987). По определению Мельникова, «детский фольклор представляет специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых,
включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора».
Детский фольклор и его классификация
Детский фольклор – обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует рядом с миром взрослых, но неподвластен ему и живет по своим законам, в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но перекраивают и перекрашивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами – в этом ключ к тайнам детского художественного творчества.
Детский фольклор – это понятие в полной мере относиться к той части произведений, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, сочиненные самими детьми, а так же перешедшие к детям из устного творчества взрослых.
Фольклорные произведения делятся на эпические, лирические и драматические. К эпическим жанрам относятся былины, легенды, сказки, исторические песни. К лирическим жанрам можно отнести любовные, свадебные, колыбельные песни, похоронные причитания. К драматическим – народные драмы (с Петрушкой) первоначальными же драматическими представлениями на Руси были обрядовые игры: проводы Зимы и встреча Весны, детально разработанные свадебные обряды. Малые формы фольклора – колыбельные песни, пестушки, потешки, скороговорки, пословицы, загадки и др.
Поэзия младенчества (колыбельные, пестушки, потешки)
Колыбельные песни в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить – «говорить». Главное назначение колыбельной песни – укладывать младенца, навевать ему сон, поэтому она проста, мелодична. Взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям.
Колыбельные песни пели матери, бабушки, няни, укачивая младенца в колыбели или на руках. Знали матери и бабушки, что спокойный длительный сон – необходимое условие здоровья и роста ребенка. Но знали они также, что для развития ребенка необходимо постоянное общение с ним, обращение к нему с речью, словом, песней. Слова ласковые, певучие, нет резких, взрывных звуков. В песнях мать обращается к ребенку с самыми сокровенными словами: дитятко, милый, хороший, дорогой, желанный, пригожий, богоданный, умоленный:
Баю, Васенька,
Баю, милованный,
Усни, ненаглядный.
Спи-ко, ребенок дорогой,
Ненаглядный, золотой.
В таких песенках чаще всего действуют воркующие гули (голуби – отсюда и выражение «приголубить», т.е. «приласкать»)
Люли, люли, люлюшки,
Да прилетели гулюшки.
Стали гулигулевать,
Да стал мой милый засыпать…
Самый популярный персонаж – уютно мурлыкающий кот:
Уж ты, котинька-коток,
Уж ты, серенький лобок,
Приди, котя, ночевать,
Приди деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока,
Дам кусок пирога.
В старинных колыбельных песнях упоминаются некие существа, что-то вроде домашних божков: Сон, Дрёма, Угомон, сердитая Бука. У каждого из них, как говорят сами имена, были свои обязанности. Сон говорит: «Усыплю, сыплю!». Дрёма говорит: «Удремлю, удремлю!»:
Сон шел по нитке,
Дрема по паутинке,
Нитка прорвалася.
Сон да дрема
Пали Ване на глаза.
Спи, Ваня, покрепче,
Покрепче спи, других не буди.
Колыбельные песни допускают множество вариаций: каждая исполнительница вставляет имя своего ребенка, свои особенные убаюкивающие слова и звуки.
В центре пестушек и потешек образ самого подрастающего ребенка.
Пестушки получили свое название от слова пестовать – «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках». Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни.
Проснувшегося, уставшего то неподвижности и пеленок малыша, распеленав, мать взбадривала, поглаживая вдоль тельца и приговаривая пестушку:
Потягунушки,
Порастунушки,
Поперек толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок
Эмпирическим путем пришли женщины к пониманию необходимости массажа, ласкового прикосновения к малышу. А массаж вдвойне приятен и ребенку, и матери, если в такт движениям произносится славный и ласковый стишок.
Становится ребенок на ножки, делает первые шаги, начинает говорить – каждый столь важный этап в его развитии сопровождается пестушками.
На втором году жизни ребенка ждут новые радости – знакомство с потешками – элементарными играми: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая». В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление «урок». В «Сороке» щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя:
Этому не дала:
Зачем дров не колол,
Воды не носил?
Этот мотив охотно развивают:
А ты, бедный маленец,
Ты, коротенец,
По воду ходи,
Баньку топи,
Робят мой,
Телят корми…
Поэзия игры (дразнилки, прибаутки, небылицы, скороговорки, считалки, загадки, игровые припевки)
Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности, инициативы в полной мере развернуто в необразимо разнообразных играх.
Дразнилки– вид творчества, почти всецело развитый детьми. Дети, принимая участие в спорах взрослых усваивали от них саму манеру давать прозвища и дразнить. Дразнилки сложены почти на все русские имена:
Федя-бредя, съел медведя…
Но чаще дразнилки высмеивают жадных ребят, хвастунов, воображал, достается плаксам, трусам, ябедам. Но не только взрослые учат ребят уму-разуму. Но дети и сами все время воспитывают друг друга, исправляют недостатки.
Ну а если дразнят не по делу, всегда можно ответить отговоркой:

Кто как обзывается, тот так и называется!

Шёл-шёл крокодил, твоё слово проглотил,

а моё оставил и печать поставил!

Покричали, поспорили – пора и мириться. Для этого надо сцепиться мизинцами и сказать:

Мирись, мирись и больше не дерись!..

Прибауткой называют небольшое смешное произведение, высказывание или просто отдельное выражение, чаще всего рифмованное. Прибаутка всегда динамична, наполнена энергичными поступками персонажей:
Стучит, бренчит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке –
Туды ж по дорожке.
Прибаутка побуждает ребенка к действию, а некоторая ее недоговоренность, недосказанность вызывает у ребенка сильное желание домыслить, дофантазировать, т. е. пробуждает мысль и воображение.
Небылицы – перевертыши, нелепицы. Это разновидности прибауточного жанра. Благодаря перевертышам у детей развивается чувство комичного именно как эстетической категории. Педагогическая ценность ее состоит в том, что, смеясь над абсурдностью небылицы, ребенок укрепляется уже в полученном им правильном представлении о мире.
Ехала деревня мимо мужика,
Глядь, из под собаки лают ворота….
Дон, дон, дили-дон,
Загорелся кошкин дом!
Бежит курица с ведром,
Заливает кошкин дом…
Скороговорки относятся к жанру потешному, развлекательному. Многие из скороговорок отвечают эстетическим потребностям ребенка и его стремлению преодолевать трудности, закреплять в детском фольклоре, хотя явно пришли из взрослого.
Сшит колпак
Да не по-колпаковски.
Кто бы тот колпак
Переколпаковал?
Скороговорки всегда включают в себя нарочитое скопление труднопроизносимых слов, этот жанр незаменим как средство развития артикуляции и широко применяется воспитателями.
Считалки – самый распространенный жанр детского фольклора, активно бытующий ныне как в сельской, так и в городской среде. Считалка – это рифмованное стихотворение, в основу которого положен счет:
Раз, два, три, четыре –
Меня грамоте учили:
Не читать, не писать,
Только по полу скакать…
Загадка – развивает в ребенке наблюдательность, догадливость, сообразительность, ассоциативность мышления. Загадывается загадка – вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира.
На дворе горой, а в избе – водой.
Загадки указывают на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.
Игровые припевы и приговоры, ими начинают игру или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок в игре. Игра – это подготовка к жизненной борьбе и труду. Сами названия игр – «Волк и овцы», «Медведь во бору», «Волк и гуси».. – говорят о связи игр с бытом и жизнью сельского населения. В играх сочетаются важные требования и принципы народной практической педагогики.
Календарно-обрядовая поэзия (заклички, колядки, песенки, детские заговоры)
Со временем к детям перешли произведения некоторых жанров «взрослого» фольклора. Так из календарной народной поэзии дети переняли заклизчки. Это звонкие песни обращения к «солнышку – колоколнышку», «радуге – дуге», дождю, птицам. Радостно приветствуют дети приход весны, тепла, первый дождь:
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе я гущи,
Дам и ложку
Хлебай понемножку.
Заклички по своему происхождению связаны с народным календарем и языческими праздниками. Это относится и к близким к ним по смыслу и употреблению приговоркам. Если первые содержат обращение к силам природы, то вторые к птицам и животным:
Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба!
Колядки. Игровые действия унаследовали свои формы, правила и порядок от древних языческих игрищ в честь Костромы, Коляды, Ярилы. Игры поражают сходством с серьезными занятиями жизни: охотой, жатвой, посевом льна, в них имитируются свадебные обряды. Тесная связь с жизнью народа оставила отчетливый след в образно художественных формах игрового «детство», словесных приговорах и припевках. В играх сочетаются важные требования и принципы народной практической педагогики.
Песенки. Кроме колыбельных и потешных песен, дети осваивают и многие народные лирические песни из репертуара взрослых. Песни отличаются особенным богатством образов символов («ивушка – зеленая»,«белая береза», «полынь – трава»), разнообразием сравнений, метафор («красна девушка – душа», «ясный сокол», «сизый голубь»).
Соприкоснувшись с народной песней в детские годы, человек проносит любовь к ней через всю жизнь. Русские народные песни играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле.
Детские заговоры. В играх, сохранившихся до наших дней и включающих в себя заклички, приговорки, припевки явно просматриваются следы древней магии. В сопровождающих эти игры закличках, припевках сохранилась вера народа в силу слова.
Заключение
Детских фольклор способствует эстетическому развитию малышей. С помощью фольклора не только передаются представления о жизни, о нравственности, но решаются задачи развития ребенка. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоции, помогает координировать движения, развивает речь, учит преодолевать страх.
Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами – словом, вместе с эстетическим наставлением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.
Такой вид народной педагогики на протяжении многих веков и вплоть до наших дней играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения.
Список литературы
1.                                Алексеева М. Энциклопедия для детей – М 1999.
2.                                Арзамасцева И.Н. Детская литература. – М. 1997.
3.                                Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. – М. 2003.
4.                                Зубарева Е.Е. Детская литература. – М. 1985.
5.                                Мартынов А.Н. Потешки, считалки, небылицы. – М. 1989.
6.                                Полозова Т.Д. Русская литература для детей. – М 1997.

2019