В настоящее время человек активно взаимодействует с природой, преобразуя ее. В результате экологическое состояние планеты ухудшилось, что привело к увеличению потребности современного общества в экологически образованной личности. Экологическое развитие ребенка весьма существенный вопрос XXI века: только лишь экологические взгляды на жизнь, экологическая культура проживающих в настоящее время людей имеют все шансы вывести нашу планету, а также общество из этого ужаснейшего состояния, в котором они в настоящее время находятся. Экологическое образование личности начинается в дошкольном возрасте. В современной педагогике существует большое количество методов экологического воспитания, например, наблюдения в природе, эксперименты, трудовая деятельность, но в формировании ценностных ориентаций детей дошкольного возраста, особое место занимает чтение природоведческой литературы. Впервые о детской природоведческой литературе высказывался В.Г. Белинский. Он отмечал отсутствие литературы, которая могла бы дать детям в доступной для них форме знания об окружающем мире, и говорил о необходимости ее создания. Сегодня природоведческая литература выполняет не только познавательные задачи, например, конкретизация уже имеющихся знаний у дошкольников, их пополнение и увеличение, но и несколько воспитательных задач. Первой и самой важной из них является формирование эстетических чувств. При восприятии художественного произведения у ребенка есть возможность представить себе все описанные в нем процессы: цветение, снегопад, листопад. Вторая не менее важная задача – формирование бережного отношения к окружающей действительности. При выразительном чтении воспитателя природоведческой литературы ребенок переживает все происходящие в произведении события: волнуется, радуется, боится, что в результате формирует желание сохранить этот мир. При отборе природоведческой литературы педагог должен руководствоваться рядом определенных принципов. Во-первых, произведение должно содержать в себе научную и реалистичную информацию, сочетающуюся с интересным сюжетом, так как ребенок не может воспринимать «сухой» научный текст. Во-вторых, минимальный объем произведения, поскольку дети дошкольного возраста не могут концентрировать свое внимание довольно длительное время. В-третьих, текст должен быть насыщен различными средствами художественной выразительности. В- четвертых, литературному произведению на природную тематику должен быть присущ гуманизм. В-пятых, произведение должно сопровождаться иллюстрациями, которые повышают эффективность восприятия литературного текста, за счет выполнения одновременно следующих функций: – познавательная, которая заключается в обеспечении посредством отражения в иллюстрациях реалий окружающего мира, – воспитательная, сущность, которой – показ ребенку общей ситуации, независимо от того, как она представлена в самом произведении; – эстетическая, определяющаяся качеством исполнения иллюстрации; –дополняющая, связанная с возможностью расширения понимания текста, показа части в границах целого или, наоборот, представления целого в совокупности определенного количества частей. Детскую природоведческую литературу целесообразно использовать во всех возрастных группах. В младшем дошкольном возрасте рекомендуется не читать, а рассказывать произведение наизусть сопровождая рассказ демонстрацией различного наглядного материала, поскольку происходит активизация внимания и памяти. В среднем и старшем дошкольном возрасте задача педагога сводится к расширению, уточнению и углублению, уже имеющихся знаний у детей. В методике чтения природоведческой литературы наблюдается сочетание нескольких методов. Так, усилить эмоционально-положительное отношение к снегопаду в младшем дошкольном возрасте воспитатель сможет за счет стихотворений М. Познанской «Снег идет» и А. Барто «Снег, снег». Также в работе можно использовать сравнение нескольких произведений, например, Ю. Дмитриев «Если посмотреть вокруг», который раскрывает детям множество явлений с интересной, неизвестной для них стороны и Н. Павлова «Разными глазами», где автор рассматривает мир с точки зрения какого-либо животного. После чтения художественных произведений организуется беседа, цель которой помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном. Таким образом, чтение природоведческой литературы играет большую роль в воспитании ценностного отношения к миру, воспитывая личность способную осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющую жить в гармонии с природой.
Список используемых источников. 1. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное пособие для студентов вузов / Т. А. Серебрякова. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 206 с. 2. Терентьева Л.И. «Роль детской литературы в экологическом образовании и воспитании дошкольников»// «Современное дошкольное образование» № 1, 2015. с 46 – 54.