НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Мотоева Л.Л. Использование искусства оригами в работе с дошкольниками

Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf


Оригами − это искусство складывания фигурок из бумаги, пришедшее к нам из Японии. Есть разные техники оригами, но классическая фигурка делается из одного листа бумаги, который был сложен без ножниц и клея. Многих людей, особенно детей, всегда очаровывало искусство оригами, оно, как интригующая загадка манит каждого невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это – чудо! В одном листке скрыты мириады разных образов: причудливые драконы, птицы, животные, невообразимо красивые цветы, бабочки. В этом искусстве есть все, что тянет ребенка подняться на самый верх «лестницы творчества», и делает этот подъем захватывающе интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат. Ни один шаг в оригами не минует проблем, и сделать его можно, только решив эти проблемы.
Это занятие очень полезно с точки зрения педагогики. Для педагога, которому приходится в ходе своей работы решать огромное количество проблем ребенка, оригами - неоценимый помощник – яркий, действенный и наглядный.

С какой целью оригами может быть использовано в работе с детьми?

1. Концентрация внимания. Оригами может принести большую пользу детям с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания (СДВГ), потому что складывание даже самой простой фигурки требует внимания и концентрации, иначе она не получится. Кроме того, необходимо точно следовать схеме и постоянно оценивать свою работу. Эти навыки являются очень важными для неусидчивых детей, и в дальнейшем помогут им лучше учиться. Я обнаружила, что даже дети, склонные к деструктивному поведению или попросту хулиганы, могут заниматься оригами и увлечься им настолько, что успешно завершают свою фигурку. То есть искусство оригами может запросто успокоить маленького непоседу.
2. Развитие терпения и эмоциональная устойчивость при разочаровании. Нет никаких сомнений, что некоторые фигурки может получиться далеко не с первого раза, и это может раздражать и разочаровывать даже взрослого, не говоря уже о ребенке. Эта особенность оригами делает его идеальным занятием, чтобы помочь детям развить устойчивость к стрессам и терпимость к своим неудачам. Когда я вижу разочарование ребенка, когда фигурка в очередной раз не получилась, я прошу его закрыть глаза и сделать несколько глубоких вдохов, а затем попробовать еще раз или обратиться за помощью. Затем я говорю ему, что это можно сделать, когда сталкиваешься с похожими ощущениями, например, в решении домашних заданий. Эти простые техники ребенок быстро усваивает, и такой навык не дает ему просто сдаться при встрече с трудностями. Как терапевт, вы тоже можете быть хорошим примером такого самоконтроля. Если вы сами испытываете трудности с оригами, вы можете продемонстрировать спокойствие и настойчивость. Показать ребенку, как можно подбадривать самого себя.
3. Повышение самооценки. Часто я встречаю детей, у которых уже начал формироваться комплекс неуспешности. Этот комплекс формируют родители и учителя, заостряя свое внимание на ошибках ребенка, а не на его успехах. Как часто мне приходилось слышать целую тираду замечаний: » …смотри, как плохо у тебя получилось, а у Васи вот как хорошо, ты не старался…» и так далее, а на успешно выполненное задание только сухое: «Молодец»… Поэтому у ребенка формируется мнение, что он заведомо неудачлив во всем. Насколько приятно видеть как меняются эти дети, как загораются у них глаза. Смотреть, как они наполняются воодушевлением, объясняя схему, когда психолог сам берет роль ученика. Так приятно видеть гордость ребенка за себя, как они демонстрируют свои оригами родителям, которые их ждут за дверью.
4. Релаксация и самоуспокоение. Оригами может быть прекрасным завершением трудного урока. Для детей, которые любят оригами, это занятие может быть очень успокаивающим и расслабляющим. Если урок был сосредоточен на трудной теме, то очень полезно отвести 5-10 минут в конце урока на расслабление. Некоторые дети выберут оригами и в повседневной жизни, даже становясь взрослыми, чтобы успокоиться, справиться с любой тревогой или дискомфортом, возникающим на протяжении дня и закончить его в хорошем настроении. Есть дети, которые просят копии инструкций оригами, и делают их дома.
5. Тренировка мелкой моторики. Складывание фигурок из бумаги очень хорошо тренирует руки, развивает мелкую моторику, которая, в свою очередь, влияет и на развитие речи. Особенно этот вид занятий может стать хорошей альтернативой для тех детей, которые не любят краски или боятся ими запачкаться, что часто встречается у детей с аутизмом. Оригами хорошо подойдет и тем детям, которые в силу своих особенностей не могут держать карандаш или кисточку, но со складыванием листка справятся, особенно, если взять самые простые фигурки кораблика, шапочки или тюльпана.
6. Искусство оригами способствует развитию нестандартного мышления. Некоторые дети признаются, что даже представить не могли какие фигурки можно сложить из бумаги, а иногда и не верят, что какая-то сложная фигурка сделана из одного листа без ножниц и клея. Это позволяем им не пугаться сложных задач и смело браться за их выполнение.
7.Складывание фигурок из бумаги также способствует развитию математических способностей. Развивает пространственное мышление, умение рассуждать, следовать логике и порядку действий. Дети хорошо усвоившие оригами, легче справляются с математическими задачами, показывают хорошие результаты в геометрии, черчении и физике.
8. И, наконец, фигурка оригами может стать отличным подарком для друзей или родителей. Этой фигуркой можно украсить комнату к празднику, развесив под потолком на ниточках, например, белоснежных журавликов. В завершении статьи представим насколько самых интересных оригами, выполненные разными художниками. Кроме того, что они отлично рисуют, они еще создают необычайно сложные и красивые фигурки оригами. Этот вид искусства приносит им, по их словам, наибольшее удовлетворение, особенно, когда хочется отдохнуть,

Организация занятий

Продолжительность: занятия проводятся два раза в неделю с детьми 5-7 лет в форме мини-тренингов продолжительностью до 30 минут. С учётом выявленных индивидуальных особенностей детей каждой конкретной группы продолжительность, структура, объем, и содержание занятий могут и должны изменяться в соответствии с возможностями и способностями детей, гибко приспосабливаясь к конкретной ситуации.
Методы работы: использование методики оригами, арт-терапии; элементов сказкотерапии; упражнений на релаксацию и дыхание.
Программный материал распределяется на занятиях таким образом, что обеспечивается последовательное усложнение его от занятия к занятию, осуществляется связь последующего материала с предыдущем.
Наше обычное занятие выглядит так:
1. Вводная часть (Ритуал приветствия, Разминка)
2. Основная часть (игры на развитие коммуникативных навыков и оригами)
3. Заключительная часть (Упражнения на снятие мышечного напряжения и ритуал прощания).

Причины успеха занятий оригами:

1) это сама бумага с ее привычным, неагрессивным статусом. С бумагой можно делать все, что угодно: смять, разорвать, рисовать на ней, а в оригами бумага выступает в новой необычной роли - из нее можно сложить множество интересных моделей. Появляется мотивация, желание научиться этому;
2) освоить технику оригами очень легко, в любом возрасте, как детям, так и взрослым;
3) результат достигается быстро;
4) имеет место прогнозируемый позитивный результат – если складывать фигурку аккуратно и точно, она обязательно получится красивой;
5) есть возможность руководить процессом, то есть вносить изменения в фигурку по своему желанию, изобрести много собственных моделей;
6) устраняется барьер между взрослым и ребенком, возникает атмосфера доверия;
7) на занятиях оригами осуществляется невербальный контакт в общении, что в отдельных случаях бывает единственно возможным;
8) оригами можно объединить с приемами и формами работы других направлений: сказкотерапией, игротерапией, куклотерапии, терапией цветом;
9) осознание своего места в окружающем мире и выработка навыков группового взаимодействия.
Сами по себе многие фигуры несут в себе положительный и оздоровительный эффект. В общем, бумажное искусство является настоящей находкой при решении педагогических и психологических проблем у детей, независимо от их возраста и наличия творческих способностей. К тому же оригами способно заинтересовать почти каждого ребенка, ведь он сможет создать собственными руками любую игрушку, а это превратит складывание бумаги из простого занятия в захватывающую игру.
2019