Информационные технологии в современном образовательном процессе

Филоненко М.В., Шаповалова Т.А. Использование интерактивного режима компьютера как средство обучения на уроке

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf


Учитель, используя компьютер, может ввести новый материал, например, данные о взаимодейст­вии компонентов сложного технического устройства, и через по­следовательное предъявление мультипликационных изображений поставить перед обучаемым конкретную задачу, и ученики пе­рейдут к индивидуальному обучению при помощи интерактивной графики.
Специально следует указать на исключительные возможности компьютера в реализации всех уровней воспроизведения фраг­мента учебной деятельности, и прежде всего операционально­-содержательного и рефлексивного. На операционально-содержательном уровне компьютер позволяет не только описать, но и показать результат любой знаковой операции над идеальным объектом и имитировать результат операции, выполняемой над реальным объектом. Например, при имитации технической систе­мы показать, к каким сбоям в ней приводит изменение тех или иных ее параметров. Все это принципиально иначе, чем при тра­диционных формах обучения, организует процесс формирования у учащихся понятий, способов оперирования объектами и т. д.
На рефлексивном уровне воспроизведения фрагмента учебной деятельности компьютер позволяет выносить вовне ход рассуждения, указывая на тупиковые варианты рассуждений. При этом компьютер может обсуждать с учащимися не только стратегию решения, имеющуюся в его программном обеспечении, но, что особенно важно, и стратегию, применяемую учащимися. Благодаря этому у учащегося появляется средство сравнить нор­мативное (эталонное) решение учебных задач и собственное и оптимизировать последнее.
Дидактические возможности использования графики в обу­чении намного возрастают благодаря тому, что на дисплее моде­лируются трехмерные изображения. Можно, например, воспро­извести достаточно близкую к реальной картину автострады или городского перекрестка, перегруженных транспортом. Кар­тина будет изменяться строго в соответствии с теми параметрами, которые меняет пользователь. Скажем, компьютер имитирует на экране дисплея движение автомобиля, воспроизводя тот марш­рут, который задает пользователь, и, показывая последствия, к которым ведет нарушение правил вождения автомобилем. По мнению Т. Севьер (Т. Sawyer, 1985), работа с графическим дисплеем напоминает обучение путем открытий.
Многие специалисты считают одной из отличительных осо­бенностей компьютера как средства обучения использование интерактивного режима. Однако это не значит, что процесс обу­чения строится так, что обучаемый ежеминутно дает ответ по типу «да—нет». Частота взаимодействия — только один из пока­зателей включения учащихся в процесс воспроизведения учеб­ной деятельности, сам по себе еще ни о чем не говорящий. Этот показатель необходимо соотнести с другими, характеризующими программируемый тип познавательной активности учащихся, а также с тем, как компьютер понимает и оценивает ответы уча­щихся. Только учтя все показатели, можно говорить о качестве взаимодействия учащихся с компьютером. И хотя вопросы, ко­торые ставит компьютер перед учащимися, и особенно те, которые можно ставить компьютеру, пока намного уступают по своему разнообразию тем, что задаются при общении с учителем, их круг постепенно расширяется.
2019