Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf
Учитель, используя компьютер, может ввести новый материал, например, данные о взаимодействии компонентов сложного технического устройства, и через последовательное предъявление мультипликационных изображений поставить перед обучаемым конкретную задачу, и ученики перейдут к индивидуальному обучению при помощи интерактивной графики.
Специально следует указать на исключительные возможности компьютера в реализации всех уровней воспроизведения фрагмента учебной деятельности, и прежде всего операционально-содержательного и рефлексивного. На операционально-содержательном уровне компьютер позволяет не только описать, но и показать результат любой знаковой операции над идеальным объектом и имитировать результат операции, выполняемой над реальным объектом. Например, при имитации технической системы показать, к каким сбоям в ней приводит изменение тех или иных ее параметров. Все это принципиально иначе, чем при традиционных формах обучения, организует процесс формирования у учащихся понятий, способов оперирования объектами и т. д.
На рефлексивном уровне воспроизведения фрагмента учебной деятельности компьютер позволяет выносить вовне ход рассуждения, указывая на тупиковые варианты рассуждений. При этом компьютер может обсуждать с учащимися не только стратегию решения, имеющуюся в его программном обеспечении, но, что особенно важно, и стратегию, применяемую учащимися. Благодаря этому у учащегося появляется средство сравнить нормативное (эталонное) решение учебных задач и собственное и оптимизировать последнее.
Дидактические возможности использования графики в обучении намного возрастают благодаря тому, что на дисплее моделируются трехмерные изображения. Можно, например, воспроизвести достаточно близкую к реальной картину автострады или городского перекрестка, перегруженных транспортом. Картина будет изменяться строго в соответствии с теми параметрами, которые меняет пользователь. Скажем, компьютер имитирует на экране дисплея движение автомобиля, воспроизводя тот маршрут, который задает пользователь, и, показывая последствия, к которым ведет нарушение правил вождения автомобилем. По мнению Т. Севьер (Т. Sawyer, 1985), работа с графическим дисплеем напоминает обучение путем открытий.
Многие специалисты считают одной из отличительных особенностей компьютера как средства обучения использование интерактивного режима. Однако это не значит, что процесс обучения строится так, что обучаемый ежеминутно дает ответ по типу «да—нет». Частота взаимодействия — только один из показателей включения учащихся в процесс воспроизведения учебной деятельности, сам по себе еще ни о чем не говорящий. Этот показатель необходимо соотнести с другими, характеризующими программируемый тип познавательной активности учащихся, а также с тем, как компьютер понимает и оценивает ответы учащихся. Только учтя все показатели, можно говорить о качестве взаимодействия учащихся с компьютером. И хотя вопросы, которые ставит компьютер перед учащимися, и особенно те, которые можно ставить компьютеру, пока намного уступают по своему разнообразию тем, что задаются при общении с учителем, их круг постепенно расширяется.