Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Крылова Т.А. Технология проектного обучения на уроках русского языка и литературы в 5–6 классах

Оригинaл материала размещен в выпуске № 04 (06) https://f.almanah.su/06.pdf


Технология проектного обучения предполагает создание условий, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах, развивают у себя исследовательские умения (такие как выявление проблем, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализ, построение гипотез, обобщение); развивают системное мышление.
Новым стандартом предполагается обязательная подготовка и защита итогового проекта за курс основной школы предметного или метапредметного характера.
Проектная форма учебной деятельности учащихся – система учебно-познавательных, познавательных действий школьников под руководством учителя, направленных на самостоятельный поиск и решение нестандартных задач (или известных задач в новых условиях) с обязательным представлением результатов своих действий в виде проекта.
Одна из задач, стоящих перед школой, – организация проектной деятельности, охватывающей всех учащихся основной школы, с обязательной защитой итогового проекта учащихся основной школы (100% учащихся основного общего образования). Таким образом, организация проектной деятельности учащихся в той или иной мере должна осуществляться в каждом предмете учебного плана и во внеурочной деятельности.
На уроках русского языка и литературы в 5-6 классах активно используются проектные задачи. В задания развивающего, исследовательского характера на уроках включаются активные формы обучения, где увеличивается степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход и развиваются творческие способности. Например, мини-проекты (нарисовать «Портрет числительного», сочинить лингвистическую сказку по алгоритму, создать кроссворд). Такие задания вызывают живой интерес учащихся.
При изучении малых жанров фольклора в 5 классе учащиеся работают над индивидуальным мини-проектом «Книжка-малышка». Подбирая материал для своих книжек, ребята учатся различать малые фольклорные жанры, лучше запоминая их особенности. Подбираются загадки, пословицы, колыбельные песенки, заклички, пестушки и т.д. Ребята работают с книгами, Интернет-ресурсами, собирают материал, опрашивая своих бабушек, родителей. Книжки красочно оформляются, продумывается обложка, название сборника, иллюстрации. Обязательной является презентация проекта: ребята рассказывают, как они собирали материал, какие трудности встретили, оценивают, была ли для них полезна эта работа, чему они научились, что надо было сделать по-другому, что из задуманного получилось, а что нет.
При изучении темы «Календарные мифы» учащимся предлагается подготовить проект-презентацию о календарных мифах коми народа.
В рамках изучения произведения Д.Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» учащиеся с большим интересом готовят иллюстрации эпизодов или составляют карты маршрута Хоббита.
Учащиеся с удовольствием инсценируют различные произведения. В процессе подготовки самостоятельно выбирают эпизод (если произведение объемное), распределяют роли, готовят афишу, декорации и т.д. Такая работа предполагает наличие значимой задачи (проблемы), планирование действий по решению задачи, осмысление, представление проекта (собственно инсценировка), рефлексию.
Интересным видом работы является создание плейкаста. Плэйкаст – оригинальный способ выразить себя в сети-Интернет, своего рода уникальный маленький шедевр, соединяющий в единое творение стихи, фотографию, музыку.
На уроках русского языка в 5 классе учащиеся готовят интересные проекты «Энциклопедия одного слова», в 6 классе в процессе изучения раздела «Словообразование» ребята создают схему словообразовательного гнезда слова, проверяются с помощью словообразовательного словаря. Затем, как правило дома, учащиеся красочно оформляют свои работы на листе формата А4. Так составляется небольшой словообразовательный словарик в картинках. Ребята предлагают разные варианты оформления. Так, слова с корнем «дом» они «расселяют» по большому многоквартирному дому, с корнем «рук(а)» - на ладошке, на веточке дерева размещаются слова с корнем «лист» и т.д.
Подготовку и написание сочинений также можно отнести к проектной деятельности учащихся. Работая на проектом-сочинением, учащиеся осуществляют планирование действий (план сочинения, подготовительная работа), поиск информации (художественные тексты, высказывания, загадки, пословицы, поговорки и т.д.), которая смогла бы обогатить обдумываемое сочинение, осмысление текста сочинения, написание и оформление работы, представление написанного сочинения (продукта), рефлексию (обсуждение работ).
Работа над проектами увлекает детей, они учатся осуществлять поиск информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать свою точку зрения. Осуществляя такую деятельность ученик по-новому осмысливает изучаемое, оно становится для него ценным, т.к. является собственным «открытием».
2018