НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Целева В.М., Сафронова О.Н. Родительский клуб «Гармония»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (12) https://f.almanah.su/12.pdf


(из опыта работы воспитателя О. Н. Сафроновой и педагога - психолога В. М. Целевой группы компенсирующей направленности ДОО Д/C № 56 “Теремок” г. Ачинска Красноярского края)
В нашем ДОО, в группе компенсирующей направленности воспитателями и педагогом - психологом создан клуб для родителей “Гармония”. В группе есть дети с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, с нарушением опорно-двигательного аппарата. Родители таких детей часто не понимают, как помочь своему ребенку, не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка с нарушением речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и порой осуществляют воспитание «вслепую», интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в детский сад, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на воспитателей, а сами должны лишь контролировать и оценивать действия педагогов не участвуя в самом педагогическом процессе.
Чтобы грамотно развивать и воспитывать ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, необходимо единство воздействий на него со стороны всех взрослых. Закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, тем более ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Для успешного развития важно, чтобы отношения между ДОО и родителями были доверительными, чтобы родители были вовлечены в совместный воспитательный процесс, чтобы родители совместно с педагогами помогали своему ребенку развиваться. Проживание ребенка с ограниченными возможностями в семье создает в ней совершенно иную обстановку. Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к болезни ребенка, к его проблемам и трудностям – это важные факторы реабилитации растущей личности.
Работа с семьей – это важная составная часть социально – психологической помощи детям с ОВЗ. Ведь, дети черпают в своих близких силы для преодоления болезненных состояний, выполнения малоприятных процедур, необходимых для поддержания их самочувствия. Дети с ОВЗ остро нуждаются в родительской любви, но не в эгоистической любви родителей, стремящихся оградить их от всех возможных трудностей, мешающей их нормальному развитию, а в любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка. Постоянство и длительность воспитательных воздействий на детей со стороны педагогов и родителей – решающее условие развития ребенка.
Для плодотворного общения на первое место выходит родительский клуб, где происходит общение в неформальной обстановке на интересующиеся темы: «Терапия маминой любовью», «Как создать благоприятную речевую среду для ребенка с нарушениями речи дома?», «Играют дети – играем вместе», «Способы развития мелкой моторики пальцев рук », «Физическое развитие ребенка – важный показатель в развитии ребенка» и другие. Наш клуб «Гармония» объединяет разные формы взаимодействия детского сада и семьи. Главное, это диалог, в ходе которого, все участники приходят к разрешению заявленных проблем. Опытом своим делятся не только педагоги, но и родители. Также, задачей клуба является научить родителей практическим навыкам общения с ребенком, играя, развивать психические процессы детей, активизировать речь, формировать познавательные способности.
Наш клуб действует два года. За это время родители стали активны, посещают заседания клуба постоянно, делятся своими наблюдениями за детьми. Родители всегда в курсе тематических недель, вместе с детьми и воспитателями посещают библиотеку, клуб “Радуга” в нашем микрорайоне, где старшие дети показывают спектакли и проводят игры. Мы вместе ходим на экскурсии в парк, в краеведческий музей. Родители сами приходят к выводу, что чем богаче и содержательнее общение в выходные, праздничные дни, вечером и утром при сборах в детский сад, тем более положительным оказывается педагогическое воздействие взрослых. Их практика доказала, что чем больше отец и мать познают ребенка, организуют его занятия, игры и труд, тем спокойнее атмосфера дома. Содержательное общение взрослых и детей обогащает семейные отношения. Педагоги стараются донести до родителей, что чем раньше родители начнут вовлекать ребенка дошкольного возраста в совместную со взрослыми деятельность, тем более самостоятельными и независимыми они будут, тем легче смогут перенести все трудности и невзгоды. Родители понимают, что, выполняя рекомендации педагогов, они быстрее смогут восстановить психофизический и социальный статус ребенка, адаптировать его к будущей школьной жизни.
2018