НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Коткина А.Ю. Рекомендации администрации детского сада по профилактике дезадаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf


Необходимым условием для эффективного руководства процессом адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в этот период является продуманная система работы, состоящая из моделей взаимодействия участников образовательных отношений – детей, педагогов, родителей, администрации детского сада. Научно-исследовательская работа, направленная на создание системы работы по профилактике дезадаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада, проходившая на базе МБДОУ «ЦРР – Октябрьский детский сад», показала свою эффективность опытно-исследовательским путем.
Система работы заключается в осуществлении практического взаимодействия педагога-психолога, воспитателей, руководства детского сада и родителей в период поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение (далее ДОУ). Взаимодействие «Администрация детского сада – Педагог-психолог» состоит из следующих мероприятий:
1.Выработка рекомендаций педагогом-психологом администрации детского сада на основе результатов, полученных по результатам диагностики образовательной среды детского сада, ее степени готовности осуществлять адаптацию детей к условиям пребывания в ДОУ.
2.Помощь руководству в организации повышения компетентности педагогов ДОУ по вопросам адаптации детей с высокой тревожностью.
3.Индивидуальные запросы педагогу-психологу по текущим затруднениям в вопросах адаптации детей к ДОУ.
4.Консультации руководству по внедрению инновационных технологий в образовательный процесс, направленных на профилактику дезадаптации детей к условиям детского сада и подготовку к посещению детского сада. Согласование с администрацией времени проведения и необходимых ресурсов для их внедрения в практику работы.
Проведя беседу с руководителем детского сада, его заместителем и старшим воспитателем, изучив локальные нормативно-правовые акты ДОУ, а также осуществив наблюдение за организацией и условиями осуществления педагогического процесса, проанализировали полученную информацию и разработали следующие рекомендаций для администрации ДОУ по профилактике дезадаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада:
1.Внесение изменений в локальные нормативно-правовые акты ДОУ. Присоединяясь к мнению Татьяны Владимировны Островской, старшего воспитателя детского сада №1791 города Москва, рекомендуем пересмотреть Устав ДОУ в части режима пребывания воспитанников с родителями во время адаптационного периода. В Уставе ДОУ прописано, что родители имеют право присутствовать с ребенком в группе, правда с оговоркой «если это не нарушает режим работы». Но в большинстве случаев знакомство не осуществляется, присутствие родителей в группе не одобряется и фактически запрещается со ссылкой на предыдущий негативный опыт. Максимум, что предлагается родителям, сидеть в коридоре, привлекая тем самым внимание ребенка к входной двери. И ребенок, воспользовавшись любой возможностью, пытается выскочить за дверь и проверить, там ли мама. И этим привлекает внимание остальных детей в группе. Поэтому необходимо на нормативном уровне разрешить присутствие родителя ребенка в группе в период адаптации его к условиям ДОУ, естественно, дозировано и с постепенным уменьшением присутствия родителя по мере увеличения длительности посещения ребенком группы детского сада. Причем прописать данный момент детально, для того, чтобы исключить перегибов. Возможна также, разработка и утверждение отдельного локального нормативно-правового акта детского сада – «Положения об адаптационном периоде в ДОУ».
2. Кадровое обеспечение. Подбор и расстановка кадров, работающих на группах в адаптационный период должны быть грамотны и хорошо продуманы. На адаптационных группах желательно работать педагогам, которые имеют соответствующие знания, навыки, прошедшие курсы повышения квалификации по теме адаптационного периода в ДОУ, обладающие компетенциями, необходимыми для успешной адаптации детей к условиям детского сада. Рекомендуем организовать наставничество опытных в этом направлении педагогических работников над «новичками».
Из опыта Натальи Владимировны Злобиной, заведующей детским садом №196 города Краснодар, автора методики «Здоровьесберегающие технологии организации воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста»: «Воспитатель в группе раннего возраста – это «визитная карточка» дошкольного учреждения. Каким он будет, как встретит родителей, такое впечатление останется потом у них от детского сада». Обычно родители воспринимают группу раннего возраста как группу присмотра. Но именно здесь нужна высокая квалификация педагога. Если ребенок неправильно вошел в период адаптации, он может получить серьезный психологический стресс, надолго заболеть. Поэтому с малышами лучше работать самым опытным сотрудникам детского сада. Важны при этом не только их профессиональные качества, но и состояние здоровья, бодрость. Очень важно, чтобы воспитатель любил работать с такими малышами, ведь дети до трех лет ориентированы на общение со взрослым, а не со своими сверстниками.
Во вновь организованные группы раннего возраста приходят работать педагоги, выпустившие детей из подготовительной группы, что затрудняет адаптацию воспитателей к детям младшего дошкольного возраста, к специфике работы с малышами. Поэтому, считаем благоприятным изменением, введение такой системы, при которой воспитатели и помощники воспитателя набирают группу раннего возраста и ведут ее на протяжении двух лет, а затем вновь набирают новеньких детей.
Елена Васильевна Яновицкая, работающая над проблемой адаптации детей к условиям детского сада, полагает что, положительный эффект создаст переход на систему разновозрастных групп. При этом подходе старшие дети станут «помощниками» в деле адаптации младших к условиям детского сада, им легче понять малышей, ведь они сами совсем недавно были в таком же положении. Можно поручить каждому старшему ребенку по одному младшему подопечному, чтобы он ознакомил его с устройством групповой комнаты и правилами жизни в группе, завлекал играми и игрушками. Все эти процедуры, проводимые для привыкания малыша к незнакомым людям, к новому месту, действуют неявно на всех участников. Дети всей группы «тренируются» в доброте.
3.Учет факторов благополучия. Ирина Борисовна Куркина, кандидат медицинских наук, сотрудник Центра «Дошкольное детство» имени А.В. Запорожца считает, что «сводить адаптацию к нулю» неправильно, так как возникающая в организме перестройка биологически целесообразна. Необходимо стремиться к тому, чтобы она проходила легко и не было тяжелых форм приспособительных реакций. Для этого должны учитываться целый комплекс внешних и внутренних по отношению к ребенку факторов:
Внешние факторы:
1.Эколого-климатическое благополучие
2.Энерго-биологическое благополучие
3.Социально-экономическое благополучие
Внутренние факторы:
1.Эмоции ребенка
2.Деятельность ребенка
3.Личностные установки
-Учет эколого-климатического фактора благополучия ребенка в детском саду. Экологическая чистота включает в себя не только отсутствие загрязнения воды, воздуха и продуктов питания, но и определенный уровень шума, соблюдение известных гигиенических норм, оптимальную плотность наполнения группы (по номам СанПин на окаждого ребенка в группе должно приходится не менее 2,5 квадратных метров помещения), определенный уровень и качество поступающей ребенку информации.
-Учет энерго-биологических факторов благополучия ребенка в детском саду. Если в детском саду и в семье ребенка ведут здоровый образ жизни, занимаются закаливанием, физической культурой, питаются правильно и рационально, если сами взрослые, «носители» здорового образа жизни физически и психически здоровы, умеют управлять собственными эмоциями, контролировать свое поведение, то с точки зрения биологических факторов ребенок находится в благоприятных условиях
Если администрация ДОУ будет удерживать сразу все шесть факторов благополучия ребенка в детском саду при организации педагогического процесса, то ребенок будет себя чувствовать комфортнее и не только в период своей адаптации к детскому саду.
4.Создание безопасной среды с точки зрения физической, психической и социальной безопасности.
Физическая безопасность:
-соблюдение санитарно-гигиенических норм
-обеспечение экологической чистоты
-обеспечение качественного рационального питания
-исключение из обихода детей потенциально опасных для детей веществ и предметов.
Психическая безопасность:
-организация рационального гибкого режима дня
-минимальное количество новой информации в период адаптации
-внедрение новых здоровьесберегающих форм обучения
-обеспечение условий для оптимальной двигательной деятельности детей – самостоятельной и организованной
- достаточное время пребывания на свежем воздухе.
Социальная безопасность:
-специальная психолого-педагогическая работа по формированию устойчивого детского сообщества
-отход от авторитарного стиля руководства детской деятельностью и общения с детьми.
Необходимо создавать условия и осуществлять контроль и коррекцию для обеспечения безопасности среды для детей по всем аспектам: контролировать соблюдение санитарно-гигиенических норм персоналом детского сада, обеспечивать соответствие поступающей продукции нормам безопасности детского питания, придерживаться требованиям и нормам СанПин дошкольного учреждения, способствовать внедрению инновационных здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс (сенсорная комната, соляные камеры и так далее), осуществлять контроль режимных процессов (длительность прогулки, условия приема пищи, дневного сна и так далее), активное привлечение педагога-психолога к работе в адаптационный период.
Библиографический список:
1.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26)
2.Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник/Сост. А.С.Русаков. 2-е, доп. изд. – СПб.: Образовательные проекты, 2016 г. -128 с.
3. Куркина И.Б. Здоровье - стиль жизни: современные оздоровительные технологии в детских садах – СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, Образовательные проекты, 2008г. – 174с.
4.Реан А.А. Психология адаптации личности /А.А. Реан, А.Р.Кудашев, А.А.Баранов. –СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008 г. -479 с.
5. Яновицкая Е.В., Адамский М.Я. Большая дидактика и 1000 мелочей в разноуровневом обучении/Сост. А.С. Русаков. 2-е, доп. изд. – СПб.: Школьная лига, Образовательные проекты, 2015 г. – 128 с.
2019