НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ермолаева Н.И. Игровой стретчинг как форма театрализованной деятельности для всестороннего развития детей дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (25) https://f.almanah.su/25.pdf

Театрализация – самый любимый вид деятельности у детей дошкольного возраста. Без театрализованных игр не обходится ни один праздник или развлечение, которое дает возможность выявить у детей самые разнообразные способности. Детям предоставляется возможность пофантазировать, представить себя в любом образе, попробовать различные роли, и ощутить себя в разных ситуациях. На занятиях по театрализованной деятельности мы используем различные виды театров;
·          Настольный картонный театр
·          Теневой театр
·          Театр на пяти пальцах
·          Театр кукол «би – ба – бо»
Все это служит обогащению эмоциональной сферы ребенка, развитию его творческих способностей. Работу над спектаклем я начинаю с выразительного прочтения детям сценария. Главной моей задачей -заинтересовать малышей предстоящим театрализованным спектаклем. Роли между детьми не закрепляются, дети могут меняться ролями, соответственно у них вырабатывается правильная самооценка.
В театрализованных спектаклях используется много музыки, которая подчеркивает характер героев. Под музыку детям легче имитировать движения и действия персонажей, при этом у них совершенствуется координация, вырабатывается чувство ритма. На занятиях по театрализованной деятельности широко используется методика игрового Стретчинга, на которых дети обучаются упражнениям в игровой форме. Большое внимание уделяется таким формам игрового Стретчинга - как этюды и пантомимика. Сюда входят выразительные движения, мимика лица, жесты, пантомимические действия.
При проигрывании этюдов уделяю большое внимание на выразительность жестов, на выражение основных эмоций; «Лисичка прислушивается» или «Любопытный ежик» и т.д. Этюды на воспроизведение отдельных черт характера; «Смелый зайка», «Мышка – хвастунишка», «Злой волк». Играем в игры где дети самостоятельно придумывают и показывают пантомимику.
Сценарий театрализованного занятия по игровому Стретчингу «Волшебный теремок»
Цели: воспитывать у детей интерес к театрально – игровой деятельности, совершенствовать их музыкальные способности при создании художественного образа, обогащать детей новыми впечатлениями, способствовать эмоциональной устойчивости и душевного равновесия, совершенствовать художественно – ассоциативное мышление, учить детей жить в гармонии с собой и окружающими.
Образовательные задачи:
·          формировать у детей представление о театре, как об искусстве изображения драматических произведений на сцене;
·          формировать музыкально – театрализованные представления детей с художественными ассоциациями и жизненными прообразами;
·          расширять словарный запас и художественное слово;
·          привлекать детей к участию в театрализации и активизировать их действия;
·          формировать динамичные и статичные физические упражнения игрового Стретчинга;
Развивающие задачи:
·          развивать физические и духовные способности детей;
·          развивать у детей ассоциативное мышление и воображение, чувства ритма, память, восприятие, слуховое и зрительное внимание;
·          развивать навыки создания свободных театрализованных композиций;
·          развивать у детей проявление индивидуальности, навыки самостоятельных действий, привлекать к творческой импровизации;
·          развивать двигательное воображение и творческую фантазию;
·          развивать и совершенствовать у детей моторику, координацию, плавность, выразительность движений, жестов, мимики, свободно ориентироваться в пространстве;
·          активизировать и расширять у детей словарный запас, совершенствовать звукопроизношение, грамматический строй, навыки связной речи, ее темп и выразительность.
Раздаточный материал: куклы «би – ба – бо», маленькие коврики, зеленые перчатки для танца «Лягушат».
Все роли исполняются по желанию детей с куклами «би – ба – бо»
Дети под музыку заходят в музыкальный зал.
Музыкальный руководитель: «Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами отправимся в далекое путешествие на поиски «Волшебного теремка». Стоит этот теремок в заколдованном лесу и дороги к нему нет, но я придумала, как мы доберемся до «Волшебного теремка». Мы с вами «полетим на воздушных шариках». Сейчас каждый из вас достает из своего кармашка «шарик» и «надувает его». (Все действия дети имитируют).
Музыкальный руководитель: - Я смотрю, что все уже готовы к полету, я тоже «надула шарик», а теперь подняли обе руки вверх и «полетели».
Пантомима «Полет на воздушных шарах» музыка А.Шульгина.
Музыкальный руководитель: - Ребята, мы с вами очень высоко поднялись, «посмотрите вниз», что мы видим? Это же лесная полянка, а на ней стоит необычный домик, кажется мы «прилетели!» Потихоньку «спускаемся вниз» и «сдуваем свои шарики». (Дети «сдувают шарики» звуком «ш-ш-ш-ш»). – А теперь давайте «уберем шарики» в «кармашки», они нам еще пригодятся и садимся все на «пенечки».
Музыкальный руководитель:
На лесной полянке стоит домик – Теремок,
Он не низок, не высок,
Но, не каждый попадет,
В волшебный Теремок»
И так………. Бежит мимо Мышка – норушка.
Мышка: Тук – тук, кто – кто в Теремочке живет?
Кто – кто в невысоком живет?
Музыкальный руководитель:
И послышался ответ:
Никого в избушке нет!
Будешь жить одна в тиши,
Только зернышки на поле,
Ты скорее собери.
«Ребята, давайте мы покажем Мышке, как растут зернышки, она их соберет и в теремочек попадет».
Этюд «Зернышко» музыка Э. Григ «Утро».
(Исходное положение: Сесть на корточки. Пятки на полу. Пальцы рук сцепить в замок и вытянуть вперед, опустив голову.
1. Медленно поднимаясь, выпрямить ноги, а затем одновременно поднимая туловище, прямые руки и не отрывая пяток от пола, вытянуться вверх, развернув ладони.
2. Руки через стороны опустить вниз. Дыхание произвольное.)
Музыкальный руководитель: Мышка посмотри, сколько зернышек для тебя выросло, скорей собирай их в корзинку.
(Мышка под музыку И. Штрауса Полька «Трик – Трак» собирает зернышки).
Музыкальный руководитель: - Молодец Мышка, полную корзинку собрала зернышек. – Дверка в теремок открылась, ты скорее поспеши.
Стала Мышка жить в избушке,
А мимо скачет зеленая Лягушка.
Лягушка: Тук – тук, кто – кто в теремочке живет?
Кто – кто в невысоком живет?
Мышка: Я - Мышка – норушка, а ты кто?
Лягушка: А я - Лягушка - квакушка, пусти меня в теремок!
Музыкальный руководитель:
Нет Лягушка, не входи,
Ты вначале нам спляши.
Лягушка: - Скучно мне одной плясать, вам придется помогать».
Музыкальный руководитель: - Ну, что ж, ребятки, давайте попляшем,
чтобы Лягушка могла жить в теремке.
Танец «Лягушат» музыка и слова В. Тюльканова
Музыкальный руководитель: - Молодцы ребята, а ты Лягушка поспеши в теремок, иначе он закроет двери на замок».
Стали жить они вдвоем,
Мышь с Лягушкой не скучают,
Пироги едят и запивают чаем.
Мимо Зайка пробегал, теремок тот увидал.
Зайка: - Тук – тук, кто – кто в теремочке живет?
Кто – кто в невысоком живет?»
Мышка: Я - Мышка - норушка,
Лягушка: Я - Лягушка - квакушка, а ты кто?
Зайка: Я - Зайка – побегайка,
Пустите меня к себе жить,
Буду верно вам служить!
Музыкальный руководитель:
Нет, Зайчишка, погоди,
В теремочек не входи,
Ты вначале потрудись,
И морковкой запасись,
А ребята тебе помогут.
Пантомима «Запасаемся морковкой» музыка А. Ферро «Гавот».
(«Дети вытягивают морковку за ботву, стряхивают землю и складывают в корзинку»).
Музыкальный руководитель: Молодцы ребята, помогли Зайке, много морковки собрали, теперь можешь Зайка жить в теремке.
Не успели звери подружиться,
Кто – то снова в дверь стучится.
Лисичка: Тук – тук, кто – кто в теремочке живет?
Кто – кто в невысоком живет?
Мышка: Я - Мышка – норушка.
Лягушка: Я – Лягушка – квакушка.
Зайка: Я – Зайка – побегайка, а ты кто?
Лисичка: А я - Лисичка – сестричка, пустите меня в теремок!
Музыкальный руководитель:
Нет, Лисичка, погоди,
Вот корзиночка, смотри,
Ты цветочки на лужочке,
Нам скорее собери.
Лисичка: - На лужок мне не дойти,
Быстрая речка на пути.
Музыкальный руководитель: - Лисичка, не переживай, мы с ребятами поможем тебе переправиться на другой берег. Берем коврики и садимся на них по всему музыкальному залу.
Этюд «Мы плывем на лодочке» музыка Д. Христова «Золотые капельки»
(Исходное положение: Сесть в позу прямого угла, ноги вытянуты вперед.
Руки сжаты в кулаки, опущены вдоль туловища – «держат весла».
Спина прямая.
1. Не сгибая спины, нагнуться вперед и сделать руками круговые движения.
2. Вернуться в исходное положение. Дыхание: вдох в 1-й и 3-й фазах,
выдох во 2-й фазе. Повторить нужное число раз).
Музыкальный руководитель: Ну вот, ребята, мы с вами на цветущей полянке. Сейчас каждый из вас «соберет букет из полевых цветов».
Пантомима «Собираем букеты» музыка И.П. Чайковский «Времена года»
«Апрель». (Дети правой рукой «срывают цветы и складывают в букеты» в левую руку).
Музыкальный руководитель: Ребята, какие красивые у вас получились букеты, а ты Лисичка поспеши, дверцы в теремок открылись.
Стали звери вместе жить,
Им бы жить, да не тужить,
Но, стучится серый Волк,
Он в охоте знает толк.
Волк: Тук – тук, кто – кто в теремочке живет?
Кто – кто в невысоком живет?
Мышка: Я - Мышка - норушка,
Лягушка: Я - Лягушка - квакушка,
Зайка: Я - Зайка - побегайка,
Лисичка: Я - Лисичка - сестричка, а ты кто?
Волк: А я Волк - зубами щелк, пустите меня в теремок!
Музыкальный руководитель:
Нет, Волчишка, погоди,
В теремочек не входи.
Очень злющий ты Волчек,
Надо добрым стать - дружок.
Этюд на выражение эмоций «Злой и добрый Волк».
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте покажем мимикой лица, какой Волк - злой и какой он - добрый. (Дети показывают)
Музыкальный руководитель: Волчек, теперь ты понял, каким ты должен быть? Чтобы жить в теремке, нужно быть добрым и не обижать зверей.
Поспеши в теремок, уже открылся замок!
Что за топот по дорожке,
Так, что пыль летит в окошко,
Надо выйти, посмотреть,
Ой, да к нам идет Медведь!
Мишка: Тук – тук, кто – кто в теремочке живет?
Кто – кто в невысоком живет?
Мышка: Я - Мышка - норушка,
Лягушка: Я - Лягушка - квакушка,
Зайка: Я - Зайка - побегайка,
Лисичка: Я - Лисичка - сестричка,
Волчек: Я - Волчек - серый бочек, а ты кто?
Мишка: А я Мишка - шалунишка, пустите меня в теремок!
Музыкальный руководитель:
Нет, уж Мишка, погоди,
Знаю я, что ты по сказке,
Влезть захочешь в теремок,
И под тяжестью такою,
Рухнет в доме потолок.
Мишка: Ладно, в теремок я не пойду,
На лужайке посижу,
Я принес вам меду,
Целую колоду!
Музыкальный руководитель: Вот спасибо Мишенька за угощение, сейчас мы все его и попробуем.
Этюд на выражение удовольствия и радости, сопровождается музыкой
Т.Кассерн «Вкусный мед».
Музыкальный руководитель: Ребята, «берем в руку ложку, набираем ложкой мед и кушаем». Покажите мимикой лица, какой он вкусный, душистый.
Музыкальный руководитель:
Стоит в поле теремок - теремок,
Он не низок не высок - не высок,
Звери дружные в том тереме живут,
Вместе мед едят и песенки поют!
Дети исполняют песню «Песенка друзей» музыка В. Герчик
слова Я. Акимова.
Музыкальный руководитель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад,
достаем из «кармашков свои воздушные шарики, надуваем их, и полетели». Давайте посмотрим в низ, кто видит наш садик?
(Дети отвечают). Тогда «приземляемся» и «сдуваем шарики». Наше сказочное путешествие закончилось!
Дети под музыку уходят из музыкального зала.
Библиографический список
1. А.Г. Назарова «Игровой Стретчинг» методика работы с детьми дошкольного возраста; СПб - 1996г.
2. Е.И. Зуев «Волшебная сила растяжки» М., Советский спорт, 1993г.
3. О.П. Радынова «Занятия и развлечения» - М., 2000г.
4. Т.Ф. Коренева «В мире музыкальной драматургии» центр «Владос» 2001г.
Сведения об авторах
Ермолаева Н.И. музыкальный руководитель Государственного Бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 65 комбинированного вида Красносельского района Санкт – Петербурга
2019