Театрализация – самый любимый вид деятельности у детей дошкольного возраста. Без театрализованных игр не обходится ни один праздник или развлечение, которое дает возможность выявить у детей самые разнообразные способности. Детям предоставляется возможность пофантазировать, представить себя в любом образе, попробовать различные роли, и ощутить себя в разных ситуациях. На занятиях по театрализованной деятельности мы используем различные виды театров; · Настольный картонный театр · Теневой театр · Театр на пяти пальцах · Театр кукол «би – ба – бо» Все это служит обогащению эмоциональной сферы ребенка, развитию его творческих способностей. Работу над спектаклем я начинаю с выразительного прочтения детям сценария. Главной моей задачей -заинтересовать малышей предстоящим театрализованным спектаклем. Роли между детьми не закрепляются, дети могут меняться ролями, соответственно у них вырабатывается правильная самооценка. В театрализованных спектаклях используется много музыки, которая подчеркивает характер героев. Под музыку детям легче имитировать движения и действия персонажей, при этом у них совершенствуется координация, вырабатывается чувство ритма. На занятиях по театрализованной деятельности широко используется методика игрового Стретчинга, на которых дети обучаются упражнениям в игровой форме. Большое внимание уделяется таким формам игрового Стретчинга - как этюды и пантомимика. Сюда входят выразительные движения, мимика лица, жесты, пантомимические действия. При проигрывании этюдов уделяю большое внимание на выразительность жестов, на выражение основных эмоций; «Лисичка прислушивается» или «Любопытный ежик» и т.д. Этюды на воспроизведение отдельных черт характера; «Смелый зайка», «Мышка – хвастунишка», «Злой волк». Играем в игры где дети самостоятельно придумывают и показывают пантомимику. Сценарий театрализованного занятия по игровому Стретчингу «Волшебный теремок» Цели: воспитывать у детей интерес к театрально – игровой деятельности, совершенствовать их музыкальные способности при создании художественного образа, обогащать детей новыми впечатлениями, способствовать эмоциональной устойчивости и душевного равновесия, совершенствовать художественно – ассоциативное мышление, учить детей жить в гармонии с собой и окружающими. Образовательные задачи: · формировать у детей представление о театре, как об искусстве изображения драматических произведений на сцене; · формировать музыкально – театрализованные представления детей с художественными ассоциациями и жизненными прообразами; · расширять словарный запас и художественное слово; · привлекать детей к участию в театрализации и активизировать их действия; · формировать динамичные и статичные физические упражнения игрового Стретчинга; Развивающие задачи: · развивать физические и духовные способности детей; · развивать у детей ассоциативное мышление и воображение, чувства ритма, память, восприятие, слуховое и зрительное внимание; · развивать навыки создания свободных театрализованных композиций; · развивать у детей проявление индивидуальности, навыки самостоятельных действий, привлекать к творческой импровизации; · развивать двигательное воображение и творческую фантазию; · развивать и совершенствовать у детей моторику, координацию, плавность, выразительность движений, жестов, мимики, свободно ориентироваться в пространстве; · активизировать и расширять у детей словарный запас, совершенствовать звукопроизношение, грамматический строй, навыки связной речи, ее темп и выразительность. Раздаточный материал: куклы «би – ба – бо», маленькие коврики, зеленые перчатки для танца «Лягушат». Все роли исполняются по желанию детей с куклами «би – ба – бо» Дети под музыку заходят в музыкальный зал. Музыкальный руководитель: «Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами отправимся в далекое путешествие на поиски «Волшебного теремка». Стоит этот теремок в заколдованном лесу и дороги к нему нет, но я придумала, как мы доберемся до «Волшебного теремка». Мы с вами «полетим на воздушных шариках». Сейчас каждый из вас достает из своего кармашка «шарик» и «надувает его». (Все действия дети имитируют). Музыкальный руководитель: - Я смотрю, что все уже готовы к полету, я тоже «надула шарик», а теперь подняли обе руки вверх и «полетели». Пантомима«Полет на воздушных шарах» музыка А.Шульгина. Музыкальный руководитель: - Ребята, мы с вами очень высоко поднялись, «посмотрите вниз», что мы видим? Это же лесная полянка, а на ней стоит необычный домик, кажется мы «прилетели!» Потихоньку «спускаемся вниз» и «сдуваем свои шарики». (Дети «сдувают шарики» звуком «ш-ш-ш-ш»). – А теперь давайте «уберем шарики» в «кармашки», они нам еще пригодятся и садимся все на «пенечки». Музыкальный руководитель: На лесной полянке стоит домик – Теремок, Он не низок, не высок, Но, не каждый попадет, В волшебный Теремок» И так………. Бежит мимо Мышка – норушка. Мышка: Тук – тук, кто – кто в Теремочке живет? Кто – кто в невысоком живет? Музыкальный руководитель: И послышался ответ: Никого в избушке нет! Будешь жить одна в тиши, Только зернышки на поле, Ты скорее собери. «Ребята, давайте мы покажем Мышке, как растут зернышки, она их соберет и в теремочек попадет». Этюд «Зернышко» музыка Э. Григ «Утро». (Исходное положение: Сесть на корточки. Пятки на полу. Пальцы рук сцепить в замок и вытянуть вперед, опустив голову. 1. Медленно поднимаясь, выпрямить ноги, а затем одновременно поднимая туловище, прямые руки и не отрывая пяток от пола, вытянуться вверх, развернув ладони. 2. Руки через стороны опустить вниз. Дыхание произвольное.) Музыкальный руководитель: Мышка посмотри, сколько зернышек для тебя выросло, скорей собирай их в корзинку. (Мышка под музыку И. Штрауса Полька «Трик – Трак» собирает зернышки). Музыкальный руководитель: - Молодец Мышка, полную корзинку собрала зернышек. – Дверка в теремок открылась, ты скорее поспеши. Стала Мышка жить в избушке, А мимо скачет зеленая Лягушка. Лягушка: Тук – тук, кто – кто в теремочке живет? Кто – кто в невысоком живет? Мышка: Я - Мышка – норушка, а ты кто? Лягушка: А я - Лягушка - квакушка, пусти меня в теремок! Музыкальный руководитель: Нет Лягушка, не входи, Ты вначале нам спляши. Лягушка: - Скучно мне одной плясать, вам придется помогать». Музыкальный руководитель: - Ну, что ж, ребятки, давайте попляшем, чтобы Лягушка могла жить в теремке. Танец «Лягушат» музыка и слова В. Тюльканова Музыкальный руководитель: - Молодцы ребята, а ты Лягушка поспеши в теремок, иначе он закроет двери на замок». Стали жить они вдвоем, Мышь с Лягушкой не скучают, Пироги едят и запивают чаем. Мимо Зайка пробегал, теремок тот увидал. Зайка: - Тук – тук, кто – кто в теремочке живет? Кто – кто в невысоком живет?» Мышка: Я - Мышка - норушка, Лягушка: Я - Лягушка - квакушка, а ты кто? Зайка: Я - Зайка – побегайка, Пустите меня к себе жить, Буду верно вам служить! Музыкальный руководитель: Нет, Зайчишка, погоди, В теремочек не входи, Ты вначале потрудись, И морковкой запасись, А ребята тебе помогут. Пантомима«Запасаемся морковкой» музыка А. Ферро «Гавот». («Дети вытягивают морковку за ботву, стряхивают землю и складывают в корзинку»). Музыкальный руководитель: Молодцы ребята, помогли Зайке, много морковки собрали, теперь можешь Зайка жить в теремке. Не успели звери подружиться, Кто – то снова в дверь стучится. Лисичка: Тук – тук, кто – кто в теремочке живет? Кто – кто в невысоком живет? Мышка: Я - Мышка – норушка. Лягушка: Я – Лягушка – квакушка. Зайка: Я – Зайка – побегайка, а ты кто? Лисичка: А я - Лисичка – сестричка, пустите меня в теремок! Музыкальный руководитель: Нет, Лисичка, погоди, Вот корзиночка, смотри, Ты цветочки на лужочке, Нам скорее собери. Лисичка: - На лужок мне не дойти, Быстрая речка на пути. Музыкальный руководитель: - Лисичка, не переживай, мы с ребятами поможем тебе переправиться на другой берег. Берем коврики и садимся на них по всему музыкальному залу. Этюд «Мы плывем на лодочке» музыка Д. Христова «Золотые капельки» (Исходное положение: Сесть в позу прямого угла, ноги вытянуты вперед. Руки сжаты в кулаки, опущены вдоль туловища – «держат весла». Спина прямая. 1. Не сгибая спины, нагнуться вперед и сделать руками круговые движения. 2. Вернуться в исходное положение. Дыхание: вдох в 1-й и 3-й фазах, выдох во 2-й фазе. Повторить нужное число раз). Музыкальный руководитель: Ну вот, ребята, мы с вами на цветущей полянке. Сейчас каждый из вас «соберет букет из полевых цветов». Пантомима «Собираем букеты» музыка И.П. Чайковский «Времена года» «Апрель». (Дети правой рукой «срывают цветы и складывают в букеты» в левую руку). Музыкальный руководитель: Ребята, какие красивые у вас получились букеты, а ты Лисичка поспеши, дверцы в теремок открылись. Стали звери вместе жить, Им бы жить, да не тужить, Но, стучится серый Волк, Он в охоте знает толк. Волк: Тук – тук, кто – кто в теремочке живет? Кто – кто в невысоком живет? Мышка: Я - Мышка - норушка, Лягушка: Я - Лягушка - квакушка, Зайка: Я - Зайка - побегайка, Лисичка: Я - Лисичка - сестричка, а ты кто? Волк: А я Волк - зубами щелк, пустите меня в теремок! Музыкальный руководитель: Нет, Волчишка, погоди, В теремочек не входи. Очень злющий ты Волчек, Надо добрым стать - дружок. Этюд на выражение эмоций«Злой и добрый Волк». Музыкальный руководитель: Ребята, давайте покажем мимикой лица, какой Волк - злой и какой он - добрый. (Дети показывают) Музыкальный руководитель: Волчек, теперь ты понял, каким ты должен быть? Чтобы жить в теремке, нужно быть добрым и не обижать зверей. Поспеши в теремок, уже открылся замок! Что за топот по дорожке, Так, что пыль летит в окошко, Надо выйти, посмотреть, Ой, да к нам идет Медведь! Мишка: Тук – тук, кто – кто в теремочке живет? Кто – кто в невысоком живет? Мышка: Я - Мышка - норушка, Лягушка: Я - Лягушка - квакушка, Зайка: Я - Зайка - побегайка, Лисичка: Я - Лисичка - сестричка, Волчек: Я - Волчек - серый бочек, а ты кто? Мишка: А я Мишка - шалунишка, пустите меня в теремок! Музыкальный руководитель: Нет, уж Мишка, погоди, Знаю я, что ты по сказке, Влезть захочешь в теремок, И под тяжестью такою, Рухнет в доме потолок. Мишка: Ладно, в теремок я не пойду, На лужайке посижу, Я принес вам меду, Целую колоду! Музыкальный руководитель: Вот спасибо Мишенька за угощение, сейчас мы все его и попробуем. Этюд на выражение удовольствия и радости, сопровождается музыкой Т.Кассерн «Вкусный мед». Музыкальный руководитель: Ребята, «берем в руку ложку, набираем ложкой мед и кушаем». Покажите мимикой лица, какой он вкусный, душистый. Музыкальный руководитель: Стоит в поле теремок - теремок, Он не низок не высок - не высок, Звери дружные в том тереме живут, Вместе мед едят и песенки поют! Дети исполняютпесню «Песенка друзей» музыка В. Герчик слова Я. Акимова. Музыкальный руководитель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад, достаем из «кармашков свои воздушные шарики, надуваем их, и полетели». Давайте посмотрим в низ, кто видит наш садик? (Дети отвечают). Тогда «приземляемся» и «сдуваем шарики». Наше сказочное путешествие закончилось! Дети под музыку уходят из музыкального зала. Библиографический список 1. А.Г. Назарова «Игровой Стретчинг» методика работы с детьми дошкольного возраста; СПб - 1996г. 2. Е.И. Зуев «Волшебная сила растяжки» М., Советский спорт, 1993г. 3. О.П. Радынова «Занятия и развлечения» - М., 2000г. 4. Т.Ф. Коренева «В мире музыкальной драматургии» центр «Владос» 2001г. Сведения об авторах Ермолаева Н.И. музыкальный руководитель Государственного Бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 65 комбинированного вида Красносельского района Санкт – Петербурга