Информационные технологии в современном образовательном процессе

Острякова И.А. Расширение возможностей внеурочной деятельности путем участия младших школьников в сетевых проектах

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf


Одном из наиболее эффективных средств достижения предметных и метапредметных образовательных результатов согласно ФГОС НОО являются задания проектного вида и учебные проекты. Сетевой проект – это форма организации проектной деятельности, предполагающая удалённое взаимодействие учителей и учащихся, объединённых общей темой, целью, формами работы и методами исследования.
Инициативные учителя России разработали большое количество сетевых проектов для начальной школы. Проекты объединили в тематические маршруты. По каждому маршруту написана программа внеурочной деятельности. Все это представлено на сайте «Путеводитель УСП» (УСП – учебный сетевой проект). Тематика проектов разнообразна: «Жила-была на света сказка», «В гостях у Незнайки», «Зачарованный зоомир», «Приключения ПДДэшки» и другие. Эти сетевые проекты охватывают все области изучаемых дисциплин и связаны с литературным чтением, математикой, русским языком, изобразительным искусством, технологией, музыкой, историей, географией, спортом и т.д. Прежде чем приступить к выбору проекта каждый учитель выбирает не только тематику конкретного проекта, но и обращает внимание на то, какие предметные навыки и УУД формируются в каждом проекте. Кроме того ежегодно перед очередным запуском нового тематического проекта, каждый УСП проходит апробацию в рамках международного дистанционного тренинга «Летняя сессия» при поддержке Программы "Intel. Обучение для будущего" и МАОУ ИПК г. Новокузнецка, где педагоги сами участвуют в роли детей и отмечают достоинства или недостатки данного сетевого проекта.
Мое знакомство с сетевыми проектами состоялось в 2012 году. Прошло четыре года, а я всё же сомневалась, смогут ли учащиеся освоить сервисы WEB 2.0, справятся ли со всеми средствами организации проекта. И только в этом году мы участвовали в сетевых проектах с детьми в первый раз. Остановлюсь подробно на УСП «Туатара ищет маму”, в котором мы участвовали с ребятами во 2 четверти. Педагогами нашей школы была разработана программа внеурочной деятельности «Учусь создавать проект», которая предоставляет возможность заниматься проектной деятельностью, формировать навыки исследовательской культуры. Проект « Туатара ищет маму» был реализован в рамках ФГОС НОО в рамках курса "Окружающий мир", также уроков и занятий внеурочной деятельности по изобразительному искусству, литературному чтению и технологии. Проведение проекта осуществлялось во время урочной и внеурочной деятельности. Цель проекта: создание условий для осознания значимости и неповторимости окружающего мира в ходе изучения "динозаврового" прошлого, развитие у учащихся основных компонентов познавательной деятельности и познавательной сферы (мышления, внимания, памяти, воображения) и получение информации об истории развития и эволюции животного мира планеты.
Указанный проект включает в себя 5 этапов. На подготовительном этапе дети искали ответ на вопросы: О чем расскажут предки Туатары? Как нам увидеть динозавра? Как исчезли динозавры?: Что помогает нам лучше узнать о жизни: прошлое или настоящее? Ответы на эти вопросы дети фиксировали в индивидуальных картах З-И-У-К (Знаю-Интересно-Узнал-Как узнал), определяя свой уровень компетентности, недостающие знания. После этого каждая команда приступила к оформлению собственной странички команды, поставили метку на карте Google, создавали эмблему, девиз и название для своей команды, не забыв выбрать для себя роль палеонтолога, журналиста, географа, художника-оформителя. Все ребята с большим интересом выполняли каждое задание, помогали друг другу. Очень важно, что на сайте даны подробные инструкции по работе (при регистрации, создании документов в системе Googlе, по освоению новых сервисов). Всегда оказывают помощь организаторы проекта, а на форуме можно делиться своими впечатлениями и общаться с другими участниками сетевого проекта.
На основных этапах проекта дети создали много тематических продуктов: Энциклопедия динозавров, "Словарь палеонтолога", "Коллекция загадок", "Музей динозавров", сборник "Визитные карточки для реставратора", сборник "Карта реставратора", газета "Куда ушли динозавры?", сборник карт познания "От динозавра до..." Каждый этап позволил узнать детям много нового, убедиться в достоверности поставленной гипотезы, влиться в выбранную в исследовании роль палеонтолога или журналиста, проводя социологический опрос или журналистское расследование «Куда исчезли динозавры?». Все участники проекта занимались исследовательской работой, развивая важнейшее умение - искать информацию в Интернете, справочниках и словарях. Результатом большой работы стала "Капсула времени", где была представлена коллективная творческая деятельность в виде фильма «Обращение к потомкам». Целью такой работы являлось осознание и самоопределение учащихся как жителя своей планеты. Здесь я наблюдала развитие личностных УУД у младших школьников. В альбоме "Наши мысли после проекта" дети учились писать синквейн, где каждый обобщал свои знания в художественно-творческой деятельности. Все синквейны были помещены в виртуальную газету в гугл-сервисах. Все изученное в проекте каждый участник собирал в Lapbook. Это специальная папка с вкладышами, кармашками, окошками на тему проекта. Дети накапливали материал, собирают пословицы, игры, пазлы, кроссворды и ребусы, заполняют в нем словарь палеонтолога. Освоение материалов проекта требовало от участников навыков сотрудничества и умения работать с различными редакторами (текстовыми, графическими и др.), самоорганизации для выполнения работы в соответствии с установленными сроками, умение сотрудничать удаленно с использованием дистанционных технологий.
В ходе выполнения проекта мы также столкнулись с трудностями, так как сложно было ориентироваться в Googlе документах. Мы вместе осваивали программы Рublisher, PowerPoint, учились печатать небольшие тексты. В этом проекте дети впервые ознакомились с сервисами «Spiderscribe.net», «Photograph Puzzle», «Learningapps.org», «Облако слов» и другие. Все эти сервисы были на английском языке, что значительно затрудняло продвижение детей в проекте. Не все получалось сразу и легко, но ребята не отчаивались и выполняли все задания терпеливо и настойчиво.
Подводя итоги, считаю, что участие в УСП (на примере проекта "Туатара ищет маму") способствует формированию у учащихся всех видов УУД:
1.Личностные УУД: формируются при изучении информации в ходе проекта, такие как становление гражданской позиции; формирование нравственно-эстетических качеств; развитие толерантности, так как взаимодействие происходит с ребятами разных регионов, национальностей.
2. Метапредметные УУД: формируются при обсуждении, выборе и представлении результатов работы команды. Ученики ищут и отбирают информацию, учатся классифицировать, высказывать своё суждение, аргументировать.
3. Предметные УУД: не просто запоминание, а понимание предметного материала, основанное на активном использовании мыслительных операций; приобретение практических навыков. Развитие таких УУД позволяют формировать успешную учебную деятельность школьника в условиях введения ФГОС.
Использованные источники
1.        Еdugalaxy.intel.ru Сообщество учителей Интел. URL https://edugalaxy.intel.ru ( дата обращения: 01.03.2017).
2.        Nachalka.com. Сетевые проекты для начальной школы. Электронный ресурс. URL: http://www.nachalka.com/node/3122 (дата обращения: 02.03.2017).
3.        Путеводитель сетевых проектов. Электронный ресурс. URL https://sites.google.com/site/putevoditelusp/o-etom-sajte (дата обращения: 03.03.2017).
2019-01-13 16:03 2018