Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Шабанова Л.А. Диагностическая программа развития гражданско-патриотических качеств студентов как средство формирования общих компетенций

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


В данной статье мы постараемся отразить методы развития гражданско-патриотических качеств, способствующих формированию общих компетенций выпускника техникума.
Цель: выявление эффективности использования диагностической программы развития гражданско-патриотических качеств как средство формирования общих компетенций будущих выпускников, призывников в ряды ВСРФ.
Задачи:
-разработать и апробировать систему теоретических и практических занятий, мероприятии, тестовых заданий способствующих формированию общих компетенций;
-отобрать наиболее эффективные методы воспитания гражданско-патриотических качеств личности;
- организовать и провести мероприятия, направленные на воспитание и развитие гражданственности и патриотизма студентов через практическую деятельность с реализацией отобранного комплекса методов воспитания гражданско-патриотических качеств личности студентов;
- предложить рекомендации для педагогов по развитию гражданско-патриотических качеств личности способствующих формированию их компетенций.
Гипотеза-формирование общих компетенций у обучающихся на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности» будет эффективным, если систематически развивать у студентов гражданско-патриотические качества, разработать и внедрить систему контрольно-оценочных средств сформированности компетенций обучающихся в соответствии с ФГОС СПО.
В работе сделана попытка обобщить и систематизировать данные технологии, выявить влияние на развитие познавательного интереса и познавательной деятельности, так как без этого невозможно формирование компетенций обучающихся на уроках ОБЖ.
Сегодня гражданско-патриотическое воспитание российской молодежи является одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики в условиях реформирования общества и его военной организации, а также в сфере образования России, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной задачей. А нашей задачей педагогов СПО неотъемлемым является формирование общих и профессиональных компетенций будущих выпускников техникума.
Подростковый и юношеский возраст является переломным, кризисным этапом личностного развития, но одновременно и жизненно важным. Это пора всестороннего развития и созревания человека, интенсивного формирования его мировоззрения, интеллекта, гражданской позиции, морально-волевых и физических качеств. За время обучения в техникуме студенты уже обладают небольшим, но все же определенным жизненным опытом, стараются воспитать у себя волевые качества, проявляют интерес к героическим традициям. Для них характерны устремленность в будущее, поскольку они готовятся к вступлению в самостоятельную жизнь, формирование чувства гражданской ответственности, углубление интереса к социальным проблемам и готовности к военной службе. Глубокое воздействие на обучающихся оказывают не только групповые занятия по дисциплине ОБЖ и БЖ, но и различные мероприятия, проводимые совместно с комиссариатом, Советом ветеранов, службой МЧС, краеведческим музеем, с отделом ГОЧС Карталинского муниципального района и 62 ПЧ ФГКУ «9 ОФПС по Челябинской области». Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации гражданско-патриотического воспитания, выделили для себя группы методов:
1.Методы формирования сознания личности: убеждение, внушение, тематические классные часы и беседы, лекции, дискуссии. Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения: педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод – требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод игры, метод проектов.
3.Методы стимулирования деятельности и поведения: соревнование, викторины, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха.
Необходимо побуждать студента корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Но, следует отметить, что научить патриотизму невозможно, однако педагог должен создавать все условия для его формирования.
Предлагаем вашему вниманию диагностическую программу воспитания гражданско-патриотических качеств и формирования общих компетенций

Диагностическая программа изучения проявлений гражданско-патриотических качеств студентов

Цель: изучение уровня формирующихся гражданских качеств обучающихся. Признаки уровней проявления формирующихся качеств:
3- высокий уровень;
2- средний уровень;
1-низкий уровень;
0 -крайне низкий уровень.
Критерии гражданской компетентности: «ценностный компонент»:
- гуманность; - патриотизм; - свобода; - общественное благо; - справедливость;
- толерантность; - личная ответственность за судьбу страны; - уважение прав и свобод человека; - уважение национальных традиций и культур, - уважение норм и правил современной демократии; - уважение к институтам гражданского общества, законам своей страны.

Таблица 1. Уровни гражданско-патриотических качеств студентов

Знания

Уровни проявления воспитывающих качеств

1. Знает культурные и исторические достижения (в пределах программы)
2. Знает свои права и обязанности
3. Знает понятия «страна», «Отчизна», «символика России», «гражданин», «гражданская ответственность»
3- высокий уровень.
2- средний уровень.
1-низкий уровень.
0 –крайне низкий уровень
Умения

1. Получать информацию из СМИ, о социальных явлениях
2. Высказывать свое мнение
3. Выявлять социальные проблемы
4. Работать в группе на основе сотрудничества
3- высокий уровень.
2- средний уровень.
1-низкий уровень.
0 –крайне низкий уровень

Таблица 2. Диагностика выявления уровня гражданственности и уровня сформированности общих компетенции студентов


Цель исследования
Методы
компетенции
Сроки
Ответственные
1
Изучение уровня гражданских качеств студентов. Изучение сформированности общих компетенций
Диагностическая программа изучения уровня гражданств. Соревнования «Спортивное ориентирование по пересеченной местности»
ОК1, Понимать сущность и значимость своей профессии и проявлять к ней интерес. ОК6.Работать в коллективе
 Сентябрь
 кураторы групп, преподаватели ОБЖ, физической культуры
2
Выявить представления студентов о качествах человека, характеризующих его гражданскую позицию. Выявить сформированность компетенции
Методика М.Рокича «Составление понятийного словаря».
Соревнования по пожарно-прикладным видам спорта
ОК 2.
Организ. собств.деятельность, исходя из цели и способов. её достижения, определенных руководителем. ОК6.Работать в коллективе
Сентябрь,

Кураторы групп, социальный педагог, преподаватели физической культуры, преподаватели ОБЖ
3
Выявить качество знаний студентов по теме «Гражданственность и патриотизм». Выявить уровень компетенции
Тесты:
1.Гражданин – Отечества достойный сын.
2. Символика России.
3.Военно-спортивные соревнования «Солдат, всегда солдат», 4.Соревнования по метанию гранаты. 5.Соревнования по преодолению военизированной полосы препятствий
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
Ноябрь, март

Замдиректора по УВР, кураторы групп, соцпедагог, преподаватель ОБЖ, преподаватели физической культуры.
4
Исследовать знания студентов по темам: государственные праздники, символика Родного края, герои КМР. Выявить уровень компетенции
Методика незаконченных предложений.
Тест
«Государственные праздники России».
Смотр песни и строя, посвященный герою ВОВ А. Заслонову
ОК 2. Организация.деятельности, исходя из цели и способов. её достижения, определенных руководителем
Декабрь, май
Кураторы групп, преподаватели истории, преподаватели физической культуры, преподаватели ОБЖ
 Таблица 3. Диагностика уровня патриотической воспитанности

Цель исследования
Методы
Общая компетенция
Сроки
Ответственные
1
Определить уровень патриотической воспитанности первокурсников
Диагностика. Эссе:
«С чего начинается Родина».
Туристический слет п.Варна
ОК.1-2
Сентябрь,

Зам.директора по УВР, кураторы групп, преподаватель ОБЖ,
2
Выявить знания первокурсников по теме Родина, Отчизна, армия
Тесты по методике незаконченных предложений
1.Что такое Родина, отчизна, армия?
2.Достопримечательности Южного Урала.

ОК.2
Октябрь. март
Замдиректора по УВР,кураторы групп, преподаватель ОБЖ, соцпедагог
3
Изучить знания студентов по истории Южного Урала, Карталинского муниципального района.
Беседа по вопросам истории Южного Урала и тружеников Танкограда. Урок мужества, посвященный Курской битве. (Краеведческий музей).Урок мужества «Эхо невидимой войны».
ОК.6
Декабрь, май
Зам.директора по УВР, преподаватели истории

4
Изучение патриотических чувств родителей студентов особенности патриотического воспитания в семье.
Анкетирование родителей.
Анкета «Воспитание гражданина».

ОК.2
 январь, июнь
Зам.директора по УВР, кураторы групп, соцпедагог
Считаем важным, отметить, что научить патриотизму невозможно, однако педагог должен создавать все условия для его формирования.
Очень важно формировать национальное самосознание, нравственную культуру, национальные традиции. Чувство любви к родине, патриотизма, уважение к старшим, культ семьи должны быть сформированы у вступающих во взрослую жизнь людей. Уважение к самим себе, понимание, откуда мы и в чём наше предназначение – предписание, без которого патриотическое воспитание не даст нужных плодов. Стимулирование этих качеств в стенах образовательных учреждений не должны вступать в противоречие с реальностью общественной жизни. Вот почему задача гражданско-патриотического воспитания молодёжи сегодня объявлена Правительством задачей актуальной и преобладающей.

Библиографический список

1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступает в силу с 01.08.2013).
2.Доронина Т.Г. Программа Гражданско-патриотического воспитания «Я – гражданин России». // http://copy.yandex.net
3.Пашкович А.П. Как воспитать патриота. СПб., КАРО, 2009. 92 с.
e-mail: shabanova_1959@inbox.ru Телефон: 8 908 585 5888
2018