Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Янбухтина Е.Н., Разинкова Е.В., Анникова Е.Н. Методическое сопровождение деятельности социальной гостиницы

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (29) https://f.almanah.su/29.pdf


На базе Старооскольского центра развития и социализации детей «Старт» действует социальная гостиница для выпускников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социальная гостиница рассчитана на выпускников, не обеспеченных на момент выпуска жильем или оказавшихся в трудной жизненной ситуации в возрасте от 15 до 23 лет.
Деятельность социальной гостиницы осуществляется на основании Положения о социальной гостинице. При приеме в социальную гостиницу, согласно данному Положению, с выпускником заключается письменный договор, в котором определены взаимные обязанности и права сторон с учетом установленных норм и правил проживания в социальной гостинице.Выпускник обязан либо обучаться в образовательном учреждении, либо трудиться на территории Старооскольского городского округа. Наряду с совершеннолетними выпускниками в социальной гостинице проживают и несовершеннолетние выпускники, находящиеся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях города Старый Оскол, в которых отсутствуют общежития. В таком случае с образовательным учреждением заключается дополнительный договор. На каждого проживающего в социальной гостинице ведется личное дело, в котором хранятся документы являющиеся основанием для его зачисления, а также документы, подтверждающие его социальный статус.
Методическую базу, обеспечивающую деятельность социальной гостиницы, специалисты отделения разрабатывают сами. Осуществляется психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение проживающих. Для благополучной постинтернатной адаптации и интеграции в социум разработана комплексная программа сопровождения «Путь к успеху». Компоненты данной программы реализуют воспитатели и социальные педагоги постинтернатного отделения, а также педагог-психолог.
Рабочая программа социальных педагогов направлена на создание условий социального становления и самореализации выпускников, воспитания ЗОЖ и профилактику ПАВ, формирование необходимых правовых, социально-экономических, социокультурных навыков. Программы в количестве 9 часов по каждому компоненту рассчитаны на все возрастные группы выпускников, проживающих в социальной гостинице. Рабочие программы воспитателей также разработаны на основе комплексной образовательной программы и рассчитаны на выпускников первого, второго и третьего года обучения, в объеме 27 часов в год и предусматривает различные методы и формы работы: лекции, семинары, круглые столы и т.д.
Промежуточная аттестация проводится в форме творческих и самостоятельных работ, тестирования. Программа психолого-педагогического сопровождения выпускников направлена на оказание помощи в развитии эмоционально-личностной сферы, на гармонизацию отношений выпускников с окружающим миром, их социализацию. На занятиях, которые проводятся один раз в неделю, проживающие в социальной гостинице упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.
Одной из немаловажных задач при работе с выпускниками, проживающими в социальной гостинице и их сопровождением является сбор, систематизация и анализ информации о данной категории. В течение 4 лет совместно с Благотворительным фондом социальной помощи детям «Расправь крылья!» в рамках реализации целевой программы «Вместе к успеху» создана региональная информационная система «Выпускник +». Эта система заполняется специалистами сопровождения отделения постинтернатной адаптации выпускников. В соответствии с требованиями законодательства информация о выпускниках, содержащаяся в базе, обезличена, а сама система защищена. Она позволяет в полной мере составить представление об уровне образования, профессиональной подготовке, жилищных условий выпускника. Эта система позволяет не только фиксировать информацию, но и автоматически производить ее анализ по ряду параметров. Все сведения, содержащиеся в информационной системе, специалисты сопровождения используют для оказания услуг сопровождения.
Выпускники, проживающие в социальной гостинице активно участвуют в проектной деятельности учреждения. В частности, в проекте «Мое комфортное жилье», где они принимают участие в ремонте жилых комнат. Этот проект дает возможность выпускнику проявить самостоятельность и взять на себя ответственность за своё жизнеустройство, в дальнейшем оказать помощь в ремонте жилых помещений воспитанникам младших групп,способствует  формированию социально-адаптированной личности в процессеподготовки выпускников к самостоятельной жизни.
За время работы, данный опыт, накопленный специалистами сопровождения, продуктивно используется для создания социально-психологической защищенности молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Библиографический список

1. Антипина М. А. Программа подготовки выпускников к самостоятельной жизни и постинтернатное сопровождение // Детский дом. - 2011. - № 40. - С.25
2. Ашихминина. Т.И. Межведомственное взаимодействие - важнейшее условие эффективной работы // Социальная педагогика - 2010. - №5. - С.41 - 44.
3. Бвайер. Е.А. Павлов, И.Б., Жизнестойкость как необходимое качество выпускника детского дома // Социальная педагогика - 2010. - №5. - С.75 - 83.
4. Беличева. С. А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006. - 112с.
5. Деятельность образовательного учреждения для детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей по повышению успешности вхождения воспитанников в самостоятельную жизнь - М.: 2004. - 34с.
6. Дьячкова Г. В. Информационно - методическая работа, как составная часть модели организации постинтернатного сопровождения выпускников // Социальная педагогика - 2010. - №5. - С.51 - 56.
2020