НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Шупинская О.Ю. Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников

Библиографическое описание:
Шупинская О.Ю. Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/75-3.pdf.

В.А. Сухомлинский писал: «Чтение сказок-тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Детство-самая прекрасная и беззаботная пора. Жизнь маленького человека состоит из игр, фантазий и ярких образов, которыми он украшает окружающий мир. С первых дней жизни ребенка родители знакомят его с начальными элементами фольклора, такими, как потешки, колыбельные. Первые полноценные художественные произведения, с которыми знакомится ребенок – это все-таки сказки. Сказки играют ведущую роль в духовно-нравственном воспитании ребенка. Сказка неразделима от прекрасного. Она приходится ценным источником в воспитании любви к Родине. Ребенок открывает мир не только умом, а также сердцем. И происходит это благодаря все той же сказке. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребёнка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает своё собственное отношение к добру и злу.

Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намёк» сказки и правильно донести её смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребёнка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.

Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Несомненно, что духовно-нравственное воспитание невозможно без обдумывания с дошкольником нравственной стороны поступков сказочных персонажей художественных произведений. Поэтому работу по духовно -нравственному развитию детей дошкольного возраста необходимо начинать с интереса к сказкам.

С именно помощью сказки мы воспитываем у детей:

· Волю — сложное и многогранное качество личности.

· Веру в себя — умение противостоять неудачам.

· Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.

· Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.

· Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.

· Обязательность — умение держать слово.

· Оптимизм — веру в успех, увлечённость, душевный подъем.

· Целеустремлённость — умение определять цель и настойчиво добиваться её достижения.

· Доброту и честность.

Сказка преподаёт урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

С помощью сказки мы развиваем у ребёнка:

· умение слушать;

· умение познавать;

· умение сравнивать, сопоставлять;

· умение мыслить словами;

· связную речь;

· интерес к учебе;

· мышление;

· внимание;

· память;

· воображение;

· мимику лица и жесты;

· эстетические чувства;

· чувство юмора.

Самый распространённый метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, жестом. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ сказочного персонажа.

Немаловажная роль в воспитании духовно-нравственной личности является совместная деятельность детей и родителей. В диалогической беседе родители могут обсудить с детьми задуманное, проанализировать поведенческий характер главного героя, его поступки и оценить их. Дети любят рисовать героев любимых сказок, а рисовать вместе с родителями – удовольствие вдвойне. Огромную пользу с духовной точки зрения имеют досуги для дошкольников, которые проводятся совместно с родителями на литературные темы: «В гостях у сказки», «Сказка ложь, да в ней намек …», что способствует единению родителя и ребенка. Духовно- нравственные понятия, ярко представленные о образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка - это часть культуры народа, которая отражает его позицию жизни. Сказка - это средство эмоционально – волевого развития и духовно -нравственного воспитания дошкольников. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребенка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них переданы черты русского народа: свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Они развивают в ребенке моральные и волевые качества, погружают дошкольника в уютный светлый мир, учит его думать, рассказывать об услышанном, трудиться душой. Сказка поднимает вопросы не только о добре и зле, но и предназначении человека и его жизненном пути, помогает детям заглянуть в «потайные уголки» личности. Развивает у ребенка такие качества как справедливость, отзывчивость, доброжелательность, милосердие, преданность, дружелюбие, самостоятельность, трудолюбие, ответственность, взаимовыручка, патриотизм, честность и многие другие. Мудрость сказки позволяет вырастить душевно здорового ребенка. Таким образом, можно отметить, что сказка – ставит и помогает решить нравственные проблемы, прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке.

Библиографический список

1. В А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям».

2. Сборник научно – методических статей. Орёл 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.

3. Ильин И. «Духовный мир сказки».

4. Зенкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

5. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - Т. 2. - Изд-во Акад. Пед. Наук РСФСР, 1985. - 655 с.
2023