Развивающая предметно-пространственная среда темы НОД: музыкальный зал, костюм зайца; игрушки белочки бельчонка, совы; колокольчик 9 шт.; имитация моста с вырезанными геометрическими фигурами; имитация реки; пеньки 3 шт.; шишки 9 шт.; грибы 9 шт.; желуди 9шт.; горшочки с землей 9 шт., палочки с метками 9 шт.; лейка с водой; набор геометрических фигур 4 шт.; коврик 4 шт.; образец рисунка из геометрических фигур 4 шт.; столы 2 шт.: стулья 9 шт.
Ход НОД
Дети находятся в группе с помощником воспитателя. В группу входит воспитатель, переодетый в зайца.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Пом. воспитателя: Зайка, ты такой нарядный наверное в гости собираешься?
Заяц (Воспитатель): Да, я собираюсь в гости к Белочке. Мне от нее поступил сигнал SOS. Кто- то вырубил без разрешения деревья в лесу. Теперь к ее заботам по подготовки к зиме, прибавилась еще забота- посадка деревьев. Вот белочка и просит помощи в ее делах.
Может и вы хотите со мной отправиться в гости к белочки? За чем вы хотите пойти к белочки?
Заяц (Воспитатель): Тогда идём к Белочке в гости, посмотреть, как ей живётся в лесу, поможем Белочке. Только наше путешествие будет не простое, а математическое. А раз путешествие математическое значит, чем по дороги в гости мы с вами будем заниматься?
И поэтому нам нужно быть какими?
Дети: Внимательными, дружными и т.д..
Заяц (Воспитатель):Что бы мы не растерялись в лесу возьмем каждый по колокольчику. Если кто отстанет, сразу звоните в колокольчик.
Основная часть (содержательный этап)
Идут из группы идут в спортивный зал.
Дети:
Шагают наши ноги Прямо по дороге.
Мы идём, идём, идём
И совсем не устаём.
По тропинке в лес заходим,
Руки за спину кладём
И на пяточках идём.
Чтобы к Белочке дойти,
Надо мостик перейти.
На пути у нас река.
Заяц (Воспитатель): –Какая она?
Дети: Широкая, глубокая, длинная.
Заяц (Воспитатель): Как же нам её перейти? Какое приспособление, что нам поможет переправиться через реку?
Дети предлагают свои варианты.
Заяц (Воспитатель): Ребята посмотрим вокруг может что-нибудь увидим из вами перечисленного.
Дети находят мост.
Заяц (Воспитатель): Молодцы, но какой-то мост сломанный. По такому мосту опасно ходить нам необходимо его починить. На что похожи отверстия в мосту?
Дети: На геометрические фигуры.
Заяц (Воспитатель): Скажите, на какие геометрические фигуры похожи отверстия в мосту?
Дети: Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.
Заяц (Воспитатель): Ребята, для того, что бы нам починить мост, необходимо найти вырезанные из моста части. Эти части спрятаны под предметами, имеющими такую же геометрическую форму, как и недостающие, части моста. Я предлагаю вам посмотреть по сторонам и найти предметы, имеющие форму круга, треугольника, прямоугольника, квадрата. Подними и спрятаны недостающие части моста. Ну что поищем.
Дети находят части и вставляют в мост.
Заяц (Воспитатель): Мост починили. Нужно его положить через реку и можно двигаться дальше. ( все вместе кладут мост и переходят через него). Вот видите, когда все вместе, дружно можно и мост через реку построить!
Смело через бугорок
Перепрыгни – ка, дружок. (Прыжки через бруски)
И снова наши ноги
Шагают по дороге.
Заяц (Воспитатель): Мы уже пришли, вот Белочки домик.
А почему никого нет? Смотрите, какое - то письмо. Наверное, Белочка оставила его для нас.
Читает письмо: «Дорогие гости, мне пришлось уйти на поиски моего непослушного бельчонка. Он опять убежал. А вы не скучайте, рассмотрите пока мою полянку»
Заяц (Воспитатель):
Хорошо бельчонок поступил, что ушел из дома один? Почему нельзя уходить одному из дома?
Дети: ответы.
Заяц (Воспитатель): Дети, посмотрите, что это на дереве у Белочки висит? (грибы и шишки). Интересно, зачем она повесила на дерево грибы? (ответы детей). Верно, дети, это Белочки запасы. Зима длинная, запасов надо много, чтобы хватило до самой весны. И чтобы белочка знала хватит ей запасов на зиму или нет их что нужно сделать?
Дети: Посчитать.
Заяц (Воспитатель): Давайте сосчитаем, сколько грибов у Белочки на этой нитке?
Дети считают: У белочки 8 грибов.
Заяц Воспитатель: А шишек, сколько Белочка заготовила?
Дети считают: Белочка заготовила 8 шишек.
Заяц (Воспитатель): Что мы можем сказать о количестве грибов и шишек?
Дети: Белочка заготовила грибов и шишек одинаково. Поровну.
Заяц (Воспитатель) находит еще одну шишку и добавляет ее к 8.
Заяц (Воспитатель): Сколько у нас шишек?
Дети: У нас 9 шишек.
Заяц (Воспитатель): Какое число мы получили?
Дети: Мы получили число 9.
Заяц (Воспитатель): Как мы получили число 9? Какое число больше 9 или 8?
Дети: 9 больше чем восемь.
Заяц (Воспитатель): Какое число меньше 8 или 9? Сколько грибов? (8) Сколько шишек? (9)
Как сделать так чтобы грибов и шишек стало поровну?
Дети устанавливают равенство двумя способами.
(включается фонограмма «Звук совы»)
Заяц (Воспитатель): Ребята! Кто – то странные звуки издает! (Смотрит по сторонам, обращает внимание на сову)
Заяц (Воспитатель): Вот кто меня напугал, посмотрите.
Дети: Сова.
Заяц (Воспитатель): Где сидит Сова?
Дети: На пеньке.
Заяц (Воспитатель): Он хочет тоже с нами поиграть.
Игра «Назови правильно».
Сова сидит на пеньке (впереди, сзади, рядом, между). Дети должны сказать, где находится Сова.
Проводится физическая минутка «Сова»
Заяц (Воспитатель): Сделаем Белочке сюрприз, украсим её полянку разными узорами. Я предлагаю разделиться по два человека. Найдите себе пару по одинаковому цвету бантиков на колокольчике. И каждая пара украсит свой ковер вот по этому образцу.
Дети выкладывают узоры по схеме из геометрических фигур.
Заяц (Воспитатель): Вот как красиво на поляне у Белочки. Она и не узнает свою полянку! Ребята, посмотрите, что шевелится на дереве? Да, это белочка, со своим Бельчонком. Здравствуйте, как мы рады, что ты нашла своего Бельчонка.
Звукозапись голос белочки.
- Ребята я тоже очень рада видеть вас! Вы так красиво украсили мою полянку. У меня к вам будет еще одна просьба. Вы видели сколько много пеньков. Это лес обеднел на столько деревьев. Я прошу вас, помогите посадить семена дуба.
Дети соглашаются помочь посадить деревья и проходят к столам, на которых находятся 9 желудей на блюдцах и 8 промаркированных горшочков для посадки.
Заяц (Воспитатель): Перед нами всеми стоят горшочки с почвой, в которые мы с вами сейчас посадим желуди, и прежде чем посадить, посмотрите каждому ли желудю, хватит горшочка для посадки. Как узнать?
Дети: Нужно посчитать количества горшочков и желудей.
Заяц (Воспитатель): Посчитайте сколько желудей.
Дети: Желудей 9.
Заяц (Воспитатель): Посчитайте сколько горшочков с землей.
Дети: горшочков 8.
Заяц (Воспитатель): Какое число больше 9 или 8? Какое число меньше 8 или 9?
Дети: ответы.
Заяц (Воспитатель): Как сделать, так что бы горшочков и желудей стало по девять? Дети устанавливают равенство.
Заяц (Воспитатель): Как можно еще проверить и сравнить количество?
Дети: Нужно к каждому горшочку положить желудь.
Заяц (Воспитатель): Положите.
Дети выполняют задание.
Заяц (Воспитатель): У каждого горшочка своя наклеечка такая как у вас на кроватках или на стульчиках. В горшочки со своей наклеечкой вы и посадите желуди. И вы не спутаете в дальнейшем свои горшочки, так как каждый знает свою наклеечку и сможет наблюдать за своим растением. Встаньте каждый к горшочку со своей наклейки.
В посадке растений нам помогут палочки с красной отметкой. Красная отметка нам подскажет, какой глубины нужно сделать ямки или по-другому, ее называют лунку для посадки. Вставляем в землю палочку до красной отметки глубже не нужно, а то семена не взойдут. Круговыми движениями делаем лунку шире. У всех на тарелочках лежат желуди, которые нам приготовила белочка. Каждый берет по желудю, помещает его в луночку, и палочкой закапываем. Обтряхнули палочку и положили. Ребята что необходимо для роста растений?
Дети: ответы.
Заяц (Воспитатель): Полейте пожалуйста, аккуратно и немного свои растения.
Дети поливают посаженные семена.
Заяц (Воспитатель): Ребята мы можем сейчас оставить наши горшочки на улице, чтобы желуди дали всходы? Почему?
Дети: ответы.
Заяц (Воспитатель): Поэтому мы с вами возьмем наши посадки в группу. Зиму будем их выращивать, а весной высадим в землю.
Мы хорошо с вами потрудились нам пора возвращаться в группу возьмем свои горшочки. Вставайте за мной я вас провожу.
Дети идут из спортивного зала в группу.
Дети: Шагают наши ноги Прямо по дороге.
Мы идём, идём, идём
И совсем не устаём.
Смело через бугорок
Перепрыгни – ка, дружок
Что бы из лесу уйти,
Надо мостик перейти.
И снова наши ноги
Шагают по дороге.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Заходят в группу.
Заяц (Воспитатель): Вот мы и вернулись. Давай поиграем с вами в игру колокольчик. Если вы отвечаете на вопрос «ДА» звоните колокольчиком, если ваш ответ «НЕТ», колокольчик молчит. Пусть зазвонит колокольчик у того кому понравилось наше путешествие.(звонят)
Зачем мы с вами отправлялись в путешествие? Пусть зазвонит колокольчиком тот кому было трудно. (Если звонят, спрашиваю, что было трудным)
Зазвонит колокольчик того кто считает что мы сегодня сделали добрые дела. (Звонят)
Какие добрые дела мы сделали во время нашего путешествия?
Ребята я вас прошу, не забывайте про ваши посаженные дубки, ведь лесу нужны деревья. Колокольчики я вам дарю на память. До свидание!
Заяц уходит.
Библиографический список
1. Помораева И.А. "ФГОС Формирование элементарных математических представлений. 5-6 лет. Старшая группа"._М: Мозаика-Синтез, 2017.2. Дедова П.И. Видеозаписи конкурсных испытаний Всероссийского дистанционного конкурса [Электронный ресурс]. URL: www.youtube.com/watch?v=eXAZuCZkZiQ&t=501s(дата обращения: 29.07.2018).