Актуальные вопросы начального общего образования

Корнева Л. И. Формирование критического мышления на уроках истории

Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (33) https://f.almanah.su/33.pdf


Современное общество диктует новые требования к обучению и воспитанию учащихся. Теперь цель урока это не только получение знаний, умений и навыков, но и подготовка обучающихся к реалиям современной жизни. Работа педагога направлена на формирование людей с новым типом мышления, людей инициативных и коммуникабельных, творческих. Личностей способных самостоятельно принимать решения и отстаивать свою позицию, повышающих своё образование и способных самостоятельно ориентироваться в быстро меняющейся жизненной ситуации. Поэтому необходимо применять на уроках новые формы обучения, методы и приемы. Эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности учащегося при использовании учителем активных и интерактивных методов обучения. Как сделать свои уроки увлекательными и ёмкими в плане содержания. Итак, тема нашего урока: Смутное время
Интерес к этому периоду истории никогда не угасал. Смута находит отражение в литературе, музыке, кинофильмах и даже в государственных праздниках, не утихают дискуссии историков, как выдумаете почему? (в этот период решалась судьба России)
Задание №1 поможет подтвердить вашу версию: из предложенных слов составьте определение понятия и назовите его.
Смута – это период социально – политического, экономического и династического кризиса.
Задание №2: существуют различные исторические подходы к определению Смуты. Ребята, можно ли подобрать синонимы к этому понятия?
(гражданская война, католическая интрига, конфликт между народом и властью, интервенция). А можно сказать, что в период Смуты Россия находилась на грани национальной катастрофы? (да её удалось избежать.)
Проблема:Я предлагаю выяснить, как России удалось избежать национальной катастрофы?
Как вы понимаете понятие национальная катастрофа? (утрата национальной независимости) Действительно ли это могло случиться? Для подтверждения данного подтверждения обратимся к историческому документу.
Задание №3: по свидетельству современника событий Авраамия Палицына « Гибли отечество и церковь: храмы истинного Бога разорялись… скот и псы жили в алтарях; …пили из потиров, … на иконах играли в кости. Видя сию неслыханную злобу, ляхи содрогались и говорили: что же будет с нами от россиян; когда они и друг друга губят с такой лютостию?» Какой вывод можно сделать из прочитанного? ( люди перестали ценить не только жизни, но и теряли духовную основу - веру православную, которая являлась стержнем культуры русского народа, злоба и ненависть заполнили души людей.)
Что ещё подтверждало угрозу национальной катастрофы?
1. Слабость власти
2.Гражданская война (в общем кружении голов все хотели быть выше своего звания: рабы господами, чернь дворянством, дворяне вельможами. Авраамий Палицын ).
3. Интервенция. (Какие страны приняли участие в интервенции? Можете ли вы показать на карте направление движения польских и шведских войск?)
Обобщить всё сказанное можно словами известного историка.
Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» так описывал состояние России: «Но кто мог узнать…Россию…. Казалось, что россияне уже не имели отечества, ни души, ни Веры!»
Задание №4: выясним что же привело страну на грань национальной катастрофы. Таблица « Причины Смуты.»(каждый из вас запишет только одну)
политические
экономические
нравственные
1. Династический кризис
1. Последствия опричнины и Ливонской войны
«Водворялась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества ближнего» С.М.Соловьёв
2. Борьба боярских групп за власть
2. Бегство крестьян на окраины

3. Притязания Польши на русские земли
3. Голод 1601-1603гг.

4. Неподчинение окраин центру


Задание №5:
Исходя из, определившихся причин определим начало и окончание Смуты. Прокомментируйте предложенные даты, какая из них наиболее признана историками.
Начало / Окончание
1584 г. / 1612 г.
1591 г. / 1613 г.
1598 г. / 1617 г. или 1618 г.
Подчеркните правильный вариант
Вывести страну из этого кризиса пытались разные правители, но у них не получилось, выясним почему? С помощью сравнительной таблицы (прочитайте краткие характеристики государственных деятелей Смутного времени, определите о ком идёт речь).
Задание №6 Сравнительная таблица
Вопросы для сравнения
Современники признавали за ним: милосердие, нищелюбие, ум. Ходили слухи о его причастности к гибели царевича Дмитрия.
Имя___________
Мелкий дворянин из Галича, ставший после скитаний монахом Чудова монастыря, Гришка Отрепьев, выдавал себя за
Имя_________
Едва ли заслуживал добрых слов. Способен солгать под присягой. Он легко менял свои убеждения ради корыстных целей
Имя_______________
1. Дата правления
1598-1605
1605-1606
1606-1610
2. На какие слои общества опирался
бояре, дворяне
дворяне, казаки, поляки, холопы
бояре
3. Почему не удалось укрепить власть
Не природный царь, обвинения в убийстве царевича, подозрительность и преследование бояр.
Не соблюдал православные обычаи, продолжил крепостническую политику.
Не оправдал надежд боярских, приносил ложные клятвы, началась интервенция.
4. Предложи свой вопрос
Какой вклад внёс в развитие страны?
Был ли родовит и знатен?

Устав от бесконечных междоусобиц, население России мечтало о твёрдой власти, способной навести порядок. В обществе всё более крепла мысль о созыве всенародного ополчения для освобождения Москвы. В 1611г. войска первого ополчения подошли к Москве, но взять её не смогли. История выдвинула других лидеров.
Чей памятник, работы архитектора Мартоса, установлен на Красной площади?
Задание №8: Пользуясь учебником, ответьте на вопрос: какую роль сыграли эти герои в истории Смутного времени?
Работа с документом на стр. 256 – первый вариант
Работа с текстом §31 на стр. 258 – второй вариант (из «Нового летописца» )
Задание №9: Освобождение Москвы создало условия для избрания нового царя, этот момент проиллюстрирует Отрывок из к/Ф «1612г».
Обратите на вопросы к фильму, они есть на ваших рабочих листах.( прочитать)
- Какие требования предъявляли бояре претендентам на престол?
- Можно ли догадаться, на ком они остановили свой выбор?
- *Найдите в фильме несоответствие исторической действительности?
Избрание нового царя - Михаила Романова, называют окончанием Смуты.
Проверка ответов.
Так как же России удалось избежать национальной катастрофы?
Благодаря патриотическому подъёму всего российского народа ( в ополчении были и башкирские и татарские народы ) народ осознал, насколько важно, научиться жить единой нацией в собственном государстве. По этому поводу А.С. Пушкин в своём произведении « Борис Годунов» сказал:
Но, знаешь ли, чем мы сильны, Басманов?
Не войском, нет, не польскою помогой
А мнением: да! Мнением народным.
Ребята, а почему сейчас тема народного единства, приобретает важное значение?
( потому что только единый народ может добиться процветания своего государства)
Спасение страны было главным итогом Смуты, но не единственным, какие ещё итоги можно назвать?
• Рост национального самосознания.
• Упадок хозяйства.
• Новая династия.
• Потеря территории.
• Укрепление царской власти.
• Убыль населения
• Сохранения единства страны.
• Усиление роли Земских соборов
Вывод: после смутных событий все усилия российского народа были направлены на восстановление могущества державы.
Ребята, посчитайте заработанные баллы и предположите какой оценке соответствуют ваши знания по теме.
Домашнее задание: подготовить мини – проекты в форме презентаций на тему: « Смутное время в искусстве».
Список использованной литературы:
1. Крестьянские войны России 17-18 веков; проблемы, поиски, решения. Стр. 120
2. Р.Г. Скрынников «Россия вначале 17 в. "Смута"». Стр. 102.
3. В.О. Ключевский «Русская история» Том 1. Стр. 123-446
4. Н.М.Карамзин. «История государства Российского» Том 1. Стр. 221-225
2020