Оригинал материала размещен в выпуске № 4 (42) https://f.almanah.su/42.pdf
Цель:
-Закрепить знания детей о художниках-иллюстраторах, учить видеть сюжет в песочной анимации и понимать его содержание;
-развивать у детей познавательную активность и любознательность;
-развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику руки;
-развивать и поддерживать интерес к процессу рисования песком, закреплять и отрабатывать приемы рисования песком на стекле;
-развивать речевую активность, способствовать активизации и обогащению словаря.
-воспитывать аккуратность в работе с песком.
Материал и оборудование:
- стол для рисования песком;
- компьютер;
- презентация «Знакомство с жизнью Братьев Гримм»;
- запись произведения классической музыки для детей;
- аудиосказка Братьев Гримм «Лис и гуси»
- иллюстрации к сказке «Лис и гуси»
- контейнеры с песком, салфетка;
- игрушка-кукла – Песочный Человек.
Предварительная работа:
- беседа о свойствах и назначении песка;
- рассматривание иллюстраций к сказкам Братьев Гримм;
- чтение сказок Братьев Гримм.
Ход НОД:
Организационный момент. Дети, играя в группе, находят письмо, написанное песком, и просят воспитателя прочитать его.
Воспитатель: Хорошо, я прочитаю вам это необычное письмо, но куда же нам сесть, что бы прослушали его?
Дети предлагают убрать все игрушки на места, убирают и садятся на ковер.
Воспитатель зачитывает письмо.
«Добрый день, ребята.
Приглашаю вас в свою песочную гостиную, где познакомлю со сказкой знаменитых немецких писателей Братьев Гримм и многим еще интересным, что находится в моей гостиной.Песочный человек».
Основная часть.
Дети проходят в игротеку, где находятся столы для рисования песком и экран, на котором включена презентация «Знакомство с жизнью Братьев Гримм».
Воспитатель: Посмотрите, ребята, Песочный человек предлагает нам узнать, кто же такие Братья Гримм. Давайте присядем на стулья и посмотрим, что он нам приготовил.
Братья Гримм, Якоб (1785-1863) и Вильгельм (1786-1859) – немецкие сказочники, исследователи немецкой народной культуры. Их сказки – «Спящая красавица», «Рапунцель», «Золушка», «Мальчик с пальчик» – на протяжении многих лет остаются популярными во всем мире.
С раннего детства Якоб и Вильгельм были настолько дружны, что решили вместе заниматься исследованием древнегерманского фольклора. Они поставили цель, как следует изучить немецкое народное творчество. Братья принялись собирать, перерабатывать и записывать множество народных легенд и сказок, которые передавались из поколения в поколение. В этой непростой работе братьям помогали многие жители, знавшие несчетное количество старинных историй.
Среди самых популярных сказок братьев Гримм «Бременские музыканты», «Белоснежка и семь гномов», «Король Дроздобород», «Волк и семеро козлят», «Золушка» и многие другие.
Воспитатель: А вы, какие знаете сказки Братьев Гримм? (Ответы детей)
Воспитатель: Песочный человек предлагает нам послушать сказку Братьев Гримм, а как она называется, вы узнаете, отгадав загадки:
Эта рыжая плутовка
Ловит мышек в поле ловко.
Хоть похожа на собаку,
Никогда не лезет в драку.
Нет хитрей её в лесу
И узнали мы…(Лису)!
- слушайте вторую загадку:
Это что за птицы плавают в водице?
Крылья крапчатые, ножки лапчатые.
В песенке весёлой их пасут бабуси.
Догадались, кто это? Ну, конечно… (Гуси)
Воспитатель: Как вы думаете, как называется сказка?
Дети: «Лис и гуси».
Включается аудиозапись сказки и на экране появляются картинки к этой сказке.
Воспитатель: Понравилась вам сказка? А понравились иллюстрации художницы Архиповой Анастасии? (Ответы детей)
Воспитатель: Рассмотрите внимательнее картинки к сказке, что на них изображено? Какими цветами пользовался художник? (Ответы детей)
Воспитатель: Песочный человек предлагает нам стать сегодня необычными художниками-иллюстраторами. Нарисовать картинки к сказке на песке. Хотите? (Ответы детей)
Воспитатель: Но чтобы наши ручки хорошо работали, что надо сделать, как думаете,
Дети: сделать гимнастику для пальчиков.
Воспитатель: Давайте покажем ее Песочному человеку.
Пальчиковая гимнастика
Гуси
Гуси песню распевали — гагага, гагага.
(смыкаем большой с остальными пальцами на руке — изображаем клюв гуся)
Посидели
(кулачки сжали и положили на коленки)
Поклевали
(пальцы собираем в щепотку и стучим (тыкаем) ими по коленкам)
Маму с Димой пощипали — гагага, гагага
(щипаем ножки)
Но от них мы убежали.
(пальчики бегут по ножкам)
Воспитатель: Ручки готовы, а теперь надо вспомнить правила обращения с песком:
1) рисовать песком можно только на специальном столе, нельзя рассыпать песок на пол;
2) нельзя вытирать руки об одежду;
3) нельзя дотрагиваться руками до лица, глаз – мельчайшие песчинки могут попасть в глаза;
4) отряхивать руки надо над столом;
5) рисовать нужно спокойно, не мешать другим детям;
6) после работы надо привести рабочее место в порядок и, придя в группу, помыть руки с мылом.
- Итак, правила обращения с песком мы вспомнили, а теперь давайте вспомним приемы рисования песком. Подойдите к столам. (Дети подходят к столам.)
- Давайте «поздороваемся» с песком. Дотроньтесь до него пальчиками правой, а теперь левой руки. А теперь разровняйте песок ладошками. Какой песок на ощупь: теплый или холодный? Давайте «согреем» песок своими руками, отдадим ему частичку своего тепла.
- А теперь вспомним приемы рисования на песке. Расскажите, чем можно рисовать на песке. (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, рисовать можно одним или несколькими пальчиками, ребром ладони, кулачком, тыльной стороной ладони, вот этой частью (здесь и в дальнейшем одновременно показываю и объясняю детям). Если вам что-то не понравилось или вы захотели что-то изменить в своем рисунке, вы можете разровнять песочек и продолжить рисовать.
Воспитатель: Давайте начнем рисовать, а поможет вам придумать и нарисовать картинку к сказке на песке спокойная классическая музыка немецкого композитора Баха. Пока звучит музыка, вы рисуете свои картины, а когда она закончится, вы останавливаетесь, и мы вместе смотрим, что у вас получилось.
Рисование под музыку.
Релаксация.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие иллюстрации получились у ваших друзей. Но мы не сможем показать их никому, почему? (Ответы детей) Давайте подумаем, как можно их сохранить?
Дети: Сфотографировать.
Воспитатель фотографирует картинки. Предлагает привести рабочее место в порядок и попрощаться с песком.
Воспитатель: Понравилось вам у Песочного человечка в гостях? Что понравилось, а что не очень? Посмотрите вокруг себя. Как вы думаете, пригласит нас еще Песочный человек к себе в гости? Давайте скажем Песочному человеку до свидания и отправимся на прогулку, где можно поиграть тоже с песком.