НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Федотова О.А. Конспект ОД в подготовительной группе. Образовательная область «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы «Животный и растительный мир родного края»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

Цель: Создание условия для закрепления знаний детей о природе родного края. Воспитание нравственно-патриотических чувств за край, где они живут, за свою малую Родину.

Задачи:

Содействовать закреплению знаний детей о животном и растительном мире: деревьев, которые растут на территории нашей области;

Совершенствовать речь, развивать умение обмениваться информацией, находить объяснения-обоснования;
упражнять в словообразовании слов;

Формировать умение работать в команде;

Воспитывать патриотические чувства, любовь к малой Родине, бережное отношение к природе;

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы: значки Эко-патруль на каждого; корзинки, набор мини-карточек с грибами: подберёзовик, масленок, лисичка, белый гриб, опята, подосиновик и мухомор, дождевик, белая поганка. Конверт с пазлами «Герб города Лысково»; конверты с набором картинок деревьев: ель, осина, рябина, дуб, клен.

Предварительная работа: беседы на природоведческие темы, рассматривание иллюстраций,

заучивание стихов о Родине, пословиц:

«Люби и знай свой родной край»;

«Лес - это дом для зверей и птиц»;

«Человек должен украшать землю»;

«Береги природу родного края»,

Чтение рассказов о природе, знакомство с правилами поведения в лесу, загадывание загадок о птицах, животных, рыбах, насекомых, грибах, д/игры: «Узнай по описанию животное», «Назови птицу», «С какого дерева лист?» «Чьи следы?», лото «Съедобные и несъедобные грибы», «Зимующие и перелетные птицы». Посещение Лысковского краеведческого музея, знакомство с Красной книгой, проведение подвижных игр: «Ручеёк», «Гори, гори-ясно».

Воспитатель- Ребята, давайте поздороваемся.

Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).

Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).

Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).

«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).

Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).

Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).

Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).

Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).

Воспитатель: Что мы называем Родиной?

Дети: Это место, где мы живем, где мы выросли.

Воспитатель: А живем мы с вами в маленьком городке. Конечно же в городе Лысково.

Ребята. Я приглашаю вас на экскурсию по родному краю. Посмотреть на наш удивительный и замечательный животный и растительный мир. Предлагаю сесть на стульчики.

Ребята, нам кто-то звонит, сейчас я выведу на экран звонок, и мы с вами узнаем кто это.

На экране видеообращение Дюдюки-злюки:

Разрешите представиться Дюдюка-злюка., вредина – прев вредина. Я увидела, что у вас очень красивая природа: реки, леса, поля. Терпеть не могу, когда все правильно, потому я навредничала, где только можно. Загрязнила воду, заколдовала животных, рыб. Перепутала все грибы в лесу и съедобные и несъедобные. Так что скоро от вашей чудной природы ничего не останется.

Воспитатель: Ребята, что натворила Дюдюка? Что нам делать?

Дети: Мы спасем нашу природу. Нам надо помочь лесу, лесным жителям.

Воспитатель: Ой, ребята, здесь лежит конверт. Давайте посмотрим, от кого пришло письмо. А письмо пришло от лесовичка: «Здравствуйте, ребята. Вы уже знаете, что натворила Дюдюка. Вы можете помочь природе и снять колдовство злой вредины. Для этого необходимо выполнить задания, которые находятся в конверте. За каждое выполненное задание вы будет получать часть пазла и, когда соберёте картинку вас ждёт сюрприз. Вы любите сюрпризы?

Дети: Да, конечно.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем командой спасателей. (выдаю всем значки Эко-патруль). Теперь у вас у всех значки Эко-патруль. Давайте вместе произнесем дружную речёвку.

Мы команда просто класс!

Трудность это не для нас!

Мы Дюдюку обхитрим -

Край родной наш сохраним!

Откуда нам начинать свой путь? Что вы слышите? (звуки реки) Какие реки протекают в нашем районе?

Дети: Реки: Волга, Валава, Сундовик.

Воспитатель: Какие озера вы знаете?

Дети: Подгорное, Плотское, Песочное.

Воспитатель: Кто же обитает в реках и озерах?

Правильно. Одни из самых многочисленных и интересных жителей воды – это рыбы.

Отправляемся к реке.

(на слайде замусоренный водоем).

Ребята, посмотрите, что же стало с нашей рекой? Это, наверное, Дюдюка засорила весь водоем. Вместо жителей речных – много мусора.

Воспитатель: Мы можем всё исправить. Нам Лесовичок предложил первое задание. Если мы правильно отгадаем загадки, то мусор исчезнет, и мы узнаем, кто живёт в наших реках.

С серебристой чешуёй,

Не плотва. Какой большой!

А копчёный – это вещь!

Догадались? Это - (Лещ)

От зубастой щуки скрылся,

В зарослях он притаился.

Выплыл с тины серебрясь...

Подскажите, кто?... (Карась)

На дворе зима ли, осень,

В глубине родной реки

Мы тельняшки гордо носим,

Как лихие моряки. (Окуни.)

Под водою проплыла

Рыба с пастью, как пила.

Всех пугала эта злюка.

Кто она, скажите? (Щука)

Вот усатое бревно

Прилегло поспать на дно.

Почему бревно с хвостом?

Потому что это... (сом)

Картинки рыб по мере отгадывания появляются на слайде. Загадки загадывает воспитатель.

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы очистили водоем. В нашей реке снова много рыбы. А вот и первая часть картинки. Следующее задание лесовичка.

Готовы двигаться дальше? Опять, какие- то звуки. Что же за задание нас ждёт?

Дети: Это звуки леса.

Воспитатель: Ребята, посмотрите мы пришли на опушку леса. Что вы видите? Чего не хватает? Что же здесь натворила Дюдюка?

Дети: Не хватает деревьев.

Воспитатель: Да, Дюдюка сделала деревья невидимыми.

А как нам их расколдовать?

Игра «Узнай по описанию». Один ребёнок задаёт вопрос другие отгадывают.

Дети сидят на ковре с конвертами. В конвертах изображение деревьев (ель, осина, рябина, дуб, клен) На поставленные вопросы дети поднимают соответствующую картинку изображения дерева. Обсудив правильный ответ, дерево показывается на слайде. Предложить детям показать лист для каждого дерева.

Вопросы:

Назовите дерево, у которого есть короткие иголки и большие продолговатые шишки? (ель)

Как называется дерево, у которого листочки дрожат даже в безветренную погоду? (Осина)

На этом дереве появляются ярко-красные плоды. Среди птиц и зверей столько много любителей этой ягоды, что ягоды ее будут объедены, склеваны, сжеваны прямо на дереве. А если какие ягоды на землю упадут, так тут же их подберут и съедят кабаны, лисы, зайцы. (Рябина)

Как называется дерево с толстым и могучим стволом, плоды которого похожи на орехи? (Дуб)

Как называется дерево, у которого листья похожи на пальцы? (Клен)

По мере отгадывания появляются деревья на слайде.

Воспитатель: Ребята, мы смогли расколдовать лес. И за выполненное задание получаем вторую часть картинки. (Картинку прикрепить на мольберт магнитом.) Дюдюка как всех напугала, что и звери испугались и спрятались. Посмотрите сколько много следов. Кто же живёт в лесу? Игра «Чьи следы?» Следы: белка, лось, заяц, медведь, лиса, кабан, волк. А какие еще животные проживают в наших лесах?

Воспитатель: Значит, мы смогли помочь животным наших лесов. И получаем следующую часть картинки для составления пазла. Молодцы!!!

Природу надо охранять: («рисуют» руками круг)

Зверей и птиц не обижать, (грозят пальцем)

Цветы напрасно не срывать, (приседают)

В лесу костры не разжигать. (топают ногами)

С природой будем дружно жить. (берут друг друга за руки)

Живое на Земле любить. (прижимают руку к груди) Присаживаемся на стульчики.

Звонок Дюдюки: (удивлённо) Что, глазам своим не верю. Водоем они очистили и заселили рыбой, даже зверей всех отыскали. Ну, а птиц вы точно не найдёте.

Воспитатель: Да и правда, что-то тихо в лесу. Не слышны голоса птиц. Мы должны вернуть птиц в наш лес. А вот и наше задание. Какую птицу мы должны вернуть в лес? Какая птица не полетит в лес? Почему?

Игра «Третий лишний. (на 1 слайде: цапля, выпь, глухарь; 2 слайд: чибис, трясогузка, сова; 3 слайд: куропатка, жаворонок, рябчик).

Воспитатель: Вот и птицы появились в нашем лесу. Так вот и лес у нас оживает. И мы получаем четвертую картинку. Прикрепляю её к мольберту.

Воспитатель: Что же еще в лесу натворила Дюдюка? Вспомните, она что- то говорила о грибах.

Дети: Дюдюка перепутала грибы и съедобные, и несъедобные.

Воспитатель: Для выполнения этого задания я приглашаю вас подойти к столам. Девочки к одному столу, а мальчики к другому.

Воспитатель: Все определились. Задание. У вас на столах лежат корзинки с грибами. Необходимо подумать, какие грибы съедобные? Мальчикам, перечислить, какие грибы ядовитые?

Ребята, какие вы молодцы!!! Посмотрите. наш лес ожил. С какими трудностями нам пришлось встретиться? Вы настоящий Эко-патруль.

Ой, ребята у меня снова звонок. Кто же это может быть?

На экране Дюдюка.

Я не верю своим глазам, вы что справились с моими проказами?

Со всеми? Я к вам еще вернусь, подготовлюсь и вернусь.

Ребята, Дюдюка придумает что- то новое и вернется. Вы будете готовы к ее новым проказам?

Результат. Ребята конверт пуст. Мы выполнили все задания.

А вот и сюрприз. Посмотрите на мольберт. Какая картинка у нас получилась?

Дети: Это герб нашего любимого города.

Воспитатель: Кто прочитает стихотворение о нашем любимом городе.

Ребёнок: Чтение стихотворения о городе Лысково.

1. Город есть с названием «Лысково»

Он на Волге широкой стоит.

Как сражался он с силой нечистою,

Каждый помнит и в сердце хранит.

Ольги Архиповой

2. Говорить о Лыскове можно бесконечно,

Но скажу я честно: «Я тобой горжусь!»

Процветай мой город и живи ты вечно…

Для меня ты, Лысково, маленькая Русь!

Если меня спросят, где бы жить хотел ты,

На чужбине дальней, иль в родном краю?

Я отвечу смело, я отвечу честно,

Только город Лысково, всей душой люблю.

В.Сычёв.

Воспитатель: У меня есть ещё один сюрприз. Это корзинка. А в ней голуби. Я предлагаю отпустить голубей с пожеланиями нашему городу. Дети прикрепляют голубков к мольберту с пожеланиями.

Пожелания городу: Я желаю, чтобы наш город процветал вечно.

Чтобы вода в реках и озерах оставалась чистой.

Чтобы в наших реках водилось много рыбы.

В лесах созревало много ягод и грибов.

Чтобы в городе было много парков и скверов.

Пусть наш город растёт и развивается.

Воспитатель: А вот и сюрприз от лесовичка. Это яблоки для вас.

Библиографический список.1.Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная группа. ФГОС». Издательство: Мозаика-Синтез, 2016

2. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду. Подготовительная группа. ФГОС». Издательство: Мозаика-Синтез, 2016
2022