Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Востокова Д.О. Интерпретация творчества Сергея Есенина в рамках современного образовательного процесса

Оригинaл материала размещен в выпуске № 04 (06) https://f.almanah.su/06.pdf


Основной целью преподавания литературы в современной школе является приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой классики, формирования культуры художественного восприятия и воспитания на этой основе нравственности, эстетического вкуса, культуры речи, основой содержания литературного образования призвано чтение и изучение художественных тестов с учетом литературоведческого, этико-философского и историко-культурного компонентов. Понимание детьми корреляции жизненного пути писателя, социальных и политических событий и влияние последних на процесс творчества художника основывается на теоретической справке, данной в учебнике, на материале, предложенном учителем, а также на стереотипах, в последнее время все чаще закладывающихся в сознании современного школьника. Возникает вопрос: как сделать уроки литературы интересными? Как «потрогать» классику? Совсем недавно Владимир Сорокин сравнил русскую классику с музеем: «смотреть можно, трогать нельзя». Как преодолеть эту «музейность»? Как помочь современному школьнику понять вечного художника слова?
Изучение творчества Сергея Есенина входит в образовательную программу, как в средней, так и в старшей школе. Интерпретация его жизненного пути обучающимися основывается по большей части на сложившихся стереотипах. Сегодня мы можем встретить рекламы с якобы участием великих поэтов, однако содержание таких СМИ акцентирует внимание смотрящих на пагубных свойствах личности. Так, например, в рекламе славянского банка Есенин изображен в центре застолья; при этом поведение его можно охарактеризовать как буйное, аморальное. Кроме того, описываемое действо сопровождается одним из самых противоречивых произведений поэта «Сыпь гармоника». Естественно, такая реклама заинтересует школьника и создаст в сознании определенный образ Сергей Александровича. Также следует отметить, что в социальных сетях активно пропагандируется образ пьяного Есенина, Есенина-преступника, Есенина-любителя женщин, публикуются изображения с якобы цитатами поэта, зачастую содержащие обсценную лексику. Происходит обесценивание образа. Дети начинают интересоваться именно «аморальным» Есениным, все, что было до распада личности уходит на второй план.
Как появились такие стереотипы? Почему именно Есенин оказался носителем такой славы? Есть ли другой, «трезвый» Есенин?
В 1927 году Николай Иванович Бухарин пишет «Злые заметки», где, не стесняясь в выражениях, гордо именует Есенина голосом «быдла»: «Отвратительная, напудренная и нагло раскрашенная российская матершина, сильно смоченная пьяными слезами и оттого еще более гнусная» Варлам Шаламов в «Очерках преступного мира» посвящает Есенину целую главу, где называет Сергея единственным поэтом «принятым и освященным блатными». В шукшинском «Верую» пьяный поп нахваливает Есенина, Маринеско в 45 пьяным врывается в библиотеку и требует томик Есенина, без которого «не может выйти в море». Сейчас – рекламы с буйным поэтом, социальные сети наполнены изображениями поэта с противоречивыми подписями.. Конечно, все это и породило стереотипы. Да, Есенин стал близок к люмпенизированной части народа в двадцатых годах; а трезвого, здорового и действительно гениального поэта сейчас мало кто знает. Нашей задачей является показать детям другого Есенина, найти пути адаптации материала к современному школьнику, к его мировоззрению, к его жизненным ценностям, желаниям и мечтам, при этом учитывая возрастную психологию.
Вспомним Тарковского: «Человеку нужен человек». И современному школьнику тоже нужен человек, а не «памятник нерукотворный», безэмоциональный истукан, описанный в большинстве школьных учебников. Подростку необходимо найти схожие черты, «познать себя через другого». Так, в одном из учебников средней школы теоретическая справка начинается с фрагмента автобиографии «О себе», где повествуется о подросшем мальчике, уже переехавшем в Петербург и встретившим великих для него творцов слова – А. Блока и С. Клюева. Всё.
Хочется отметить, что во все времена большинство художников начинают творить, «засматриваясь» на уже выточенные временем идеалы. И, если ориентироваться на справку, данную в учебном пособии, есенинские идеалы представляют из себя старших поэтов, позже ставших друзьями Сергея Александровича. Исследователи отмечают, что знакомство с Блоком и тесная дружба с Клюевым поставила на судьбе Есенина точку невозврата, породила вопрос, волновавший поэта на протяжении всей его жизни. Сергей Александрович стал искать свое место среди «старших» и «ровесников». Проводя параллель, заметим, что многие современные подростки живут соперничеством, им важно стать первыми, единственными, будь то дружба, будь то любовь, будь то конкурс научных проектов. Есенину также важно было не просто творить, а осознавать свою значимость, а позже и свое первенство. Эти факты находят свое отражение в дальнейшей судьбе поэта: в предреволюционных исканиях, грандиозных победах Октября и Февраля, а также в последующем угасании личности поэта. Начиная со стилевого и структурного копирования своих товарищей, Есенин постепенно оживляет свое слово, придает ему динамику и выводит на поэтический пьедестал, и в то же время заявляет о своем месте в толпе русских поэтов:
Разбуди меня завтра рано,
Завести в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.
Первым помощником Есенина на пути к пальме первенства выступила революция. Она вдохновляла, раззадоривала писателя, подталкивала к «верхам», заставляла не замечать, то, что происходит вокруг. Сергей Александрович в свою очередь подхватывал революционные мотивы, двигаясь к порождению новой Руси, с иными именами.
Затем, уже в послереволюционное время Есенин отмечает, что он уже «знаменитый», «лучший», не «один из первых», а единственный:
Бедные, бедные крестьяне!
Вы, наверно, стали некрасивыми,
Так же боитесь бога и болотных недр.
О, если б вы понимали,
Что сын ваш в России
Самый лучший поэт!
Вы ль за жизнь его сердцем не индевели,
Когда босые ноги он в лужах осенних макал?
А теперь он ходит в цилиндре
И лакированных башмаках.
Вспомним, как Маяковский сказал, что через год Есенин сменит театральный наряд на нормальную городскую одежду. Через год, увидев Есенина в пиджаке и галстуке, Маяковский кричал «Есенин, за вами долг!». А еще через какое-то время Есенина невозможно было представить без цилиндра. Здесь уже мы видим, как Сергей Александрович сам объявляет о нынешнем себе «в цилиндре и лакированных башмаках».
Важно объяснить обучающимся, что Есенин – автор своего поэтического космоса с индивидуально авторским стилем. И это не «деревня» и «белая береза», а свой сложный христиано-крестьянский космос с собственным раем, идеалами и счастьем. Напомним, что для Серебряного века была характерна ницшеанская идеология сверхчеловека. Христос для Есенина выступал идеалом, и Сергей Александрович был убежден, что каждый человек может стать Христом. Мало того, Есенин себя идентифицировал как божью дудку, поющую о красоте мира, о вселенском счастье, гармонии, любви. Думается, такое понимание тесно перекликается с понятием хилиазм, теории о тысячелетнем царстве божьем. Христианские образы у Есенина коррелируют с бытовыми, природными реалиями, воробей здесь «У лесного аналоя читает псалтырь», сосны и ели никнут и кричат «Осанна!». Вся природа освещена Христом.
В одном из писем Есенин признается, что верит в «межзвездные путешествия». Такой факт создает в нашем сознании образ поэта-ребенка, романтического героя, пропагандирующего веру в мечту. Также, как и Есенин, каждый подросток мечтает, верит в счастье, хочет любить и быть любимым. Лирический герой готов раздать всем по куску своей любви, обнять каждого и получить то же взамен: «Рад и счастлив душу вынуть».
И только после революции эта гармония сталкивается с действительностью.
«И что же дальше? А теперь...Я стал гнилее» – признается Есенин в письме к Иванову-Разумнику в 1920 году. Больше нечего было желать, некому молиться, не во что верить. Мемуаристы в один голос свидетельствуют: «слава была для Есенина – все», «слава ему дороже жизни», ей поэт и «принесет в жертву свою жизнь». «Все больше жажда, все меньше удовлетворение» – эта жажда требовала от Есенина обновления славы, покорения новых рубежей. Но массы все еще молчали, Есенин продолжал быть первым, но такое первенство уже не доставляло того удовольствия. Взгляд Есенина устремился на Айседору, но не на женщину, а на «освещающее ее сияние мировой славы». И даже она, будучи незнакома с поэтом, сразу заметила дихотомию личности, контраст есенинских настроений: «Ангел! Черт!». Позже такие настроения приводят к началу распада личности поэта. Его часто сравнивают с героем повести Стивенсовна «Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда», благородным врачом, который силой зелья иногда превращался в мистера Хайда, удовлетворял свои порочные потребности и превращался обратно. Следует отметить, что есенинские превращения могли и не сопровождаться зельем. Кроме того, ради стихов своих, Сергей Александрович практически моментально мог возвратиться в нормальное состояние. Например, перед выступлением в ленинградской капелле 14 апреля 1924 года Есенин послал Романовскому записку о своем местонахождении, где благородно распивал водочное зелье. Романовский обыскал все пивные и столовые, и, наконец, нашел в каком-то ресторане большую компанию, в которой и выступал Есенин. Время уже перешагнуло начало концерта, Романовский торопил Сергея, на что тот учтиво ответил: «Приду. Не беспокойтесь. Все будет в порядке. А теперь, пожалуйста, не мешайте нам, у нас важный разговор. Сейчас кончим». Время шло, Есенина не было. Кто-то крикнул «Пора», и в этот момент на сцене появляется Сергей, начинает читать стихи:
Годы молодые, с забубенной славой
Отравил я сам вас горькою отравой.
Постепенно поэт распрямляется, голос крепнет, прорывается через хрипоту и уже следующие строчки звучат с задорной силой, с громкой уверенностью. Ради чего Есенин вводил себя в такое состояние? «Он сжигал свою жизнь для того, чтобы видеть себя в огне самосожжения и петь певучее и убедительнее. Про него можно сказать, не рискуя впасть в преувеличение, что он сознательно приносил себя в жертву своему творчеству. Жег, коверкал, сжигал себя для того, «чтобы ярче гореть» – пишет Рюрик Ивнев, цитируя самого Есенина. Таким образом, стереотип вечно пьющего, гуляющего и преступающего закон поэта разбивается о строки самого творца:
И похабничал я, и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.
Таким образом, Есенин-поэт, оратор, артист всегда трезв. Его хайдовские состояния не влияют на его выступления, напротив, они подкидывают дров для того, чтобы пламя славы разгоралось ярче. Выстраивая уроки литературы по творчеству Есенина, необходимо учитывать пропагандируемые стереотипы, опираясь на возрастную психологию школьника. На учебных занятиях следует объяснять обучающимся причины их появления, а также давать представление о роли революции в жизни поэта. Кроме того, Здесь можно говорить о метапредметных связях. Ведь большинство художников слова встретили мятеж осторожным, порой даже враждебным молчанием. Кроме того, революция дала начало первой волне эмиграции. «Смертная казнь свободного слова уже началась», – писал Иванов-Разумник. Для Есенина же это испытание стало толчком к действиям, мотивацией к покорению вершин. Проводя параллель, можно отметить поучительный характер есенинского поведения. В различных жизненных ситуациях мы часто сталкиваемся с преградами и важной задачей на пути к цели выступает правильная реакция, способность к самообладанию и достойное продолжение назначенного пути. Так, изучая творчество Сергея Александровича Есенина, учителю следует продемонстрировать обучающимся его положительные качества, заострить внимание на концепции счастья, проследить влияние политических событий на жизнь и творчество поэта, а также создать условия для формирования собственного мнения о личности рязанского гения. Если мы покажем сквозь Есенина человека, в нашем случае подростка, то это обязательно заинтересует обучающихся. Важно сменить ракурс: от «нерукотворного памятника» до «своего» Есенина.

Библиографический список

1.       Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / под ред. Г.С. Меркина. 4-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Русское слово, 2008.
2.       Есенин С. А. Стихотворения. В 3-х т. / сост. Н. Кораблева. – М.: Русский Раритет, 1994. – 220 с.
3.       Бухарин Н. И. Злые заметки: [О творчестве С. Есенина] / Н. И. Бухарин. – М.: Гос. изд-во, 1927. – 19 с.
dashbekker@mail.ru 8(911)5752458
2018