Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом детской деятельности является игра. Именно поэтому ведущие педагоги-практики испытывают повышенный интерес к созданию предметно-развивающей среды, стимулирующей игровую, двигательную, познавательную исследовательскую активность детей. Современные учёные и педагоги Короткова Н.А., Михайленко Н.Я., Кравцова Е.Е и др. считают, что насыщение окружающего ребёнка пространства, должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую, познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. Роль взрослых заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребёнка. Учитывая все эти факторы, мы проанализировали предметно-развивающую среду нашей группы и пришли к выводу, что необходимы некоторые изменения.
В 2017 году педагоги нашего детского сада приняли участие в работе семинара «Развитие и поддержка игровой деятельности детей дошкольного возраста». Опыт работы на семинаре оказался для меня очень полезным. Вместе с коллегами из других дошкольных учреждений, входящих в сеть инновационных садов «Школы Росатома», глубоко погрузились в обсуждение условий для поддержки детской игры. Участниками семинара была разработаны рекомендации для экспертизы созданных условий для игровой деятельности. С помощью этого экспертного листа мы проанализировали предметно-развивающую среду нашей группы и, следуя рекомендациям, постарались создать условия, которые способствуют полноценному и разнообразному развитию игровой деятельности детей.
Следуя методическим рекомендациям, мы постарались предоставить детям возможность уединения, используя различные ширмы, зонты, большие коробки, игровые палатки и др., образующие закрытое пространство. Образовательную среду пополнили различными предметами-заместителями из разнообразных материалов (бумажных, деревянных, тканевых, природных и пр.). Вместе с детьми, изготовили макеты ограниченного пространства (лес, улица, дорога и пр.). В отдельные контейнеры мы сложили материалы для изготовления макетов, в дополнение к ним, мелкие фигурки людей и животных, машинки. Все материалы доступны детям в течение всего дня.
Для погружения детей в образную игру в группе представлено достаточное количество костюмов для переодевания (сказочных персонажей, людей разных профессий); реквизитов (головные уборы, каски, короны, береты, жилеты, пиджаки, галстуки, бабочки); аксессуаров (кошельки, сумочки). Элементы костюмов, изготовленные детьми, способствуют выражению выбранного образа в игре. Для обогащения представлений о различных образах, мы подобрали книги по различным тематикам, с яркими красочными картинками, иллюстрированный материал, альбомы. В пространстве группы, есть место – сцена, для демонстрации детьми выбранных образов и инсценировок, возможность использования звукового музыкального сопровождения (музыкальный центр, музыкальные игрушки, инструменты).
Для погружения в сюжетно-ролевую игру в среде группы используется структурированное и неструктурированное оборудование (полки, столы, стулья, ширмы, коробки), что позволяет детям смоделировать игровое пространство под собственный замысел. В группе достаточно игрового реквизита, однако иногда мы организуем его «некоторую нехватку», чтобы спровоцировать самостоятельное изготовление детьми материалов для игр. Мобильность и полифункциональность игрового оборудования позволяет развернуть несколько сюжетов одновременно.
Сюжетно-ролевая игра, развиваясь, выдвигает на первый план игровое правило, которое начинает исполнять ведущую роль, и на сцене появляется новый вид игры – игра с правилами. Она учит ребят общаться, помогает найти общий язык, является прообразом коллективной деятельности, учит нравственности и мужеству. Для обеспечения этого вида игр в группе есть достаточное количество настольно-печатных, дидактических игр в соответствии с возрастом воспитанников. Вместе с тем, детьми создаются самодельные игры-бродилки, например, «Зимушка-зима». Дети самостоятельно изготавливают игровое поле, придумывают правила игры, что, несомненно, повышает интерес детей к этому виду игровой деятельности. Для организации подвижных игр в группе есть атрибуты, и пространство, где дети небольшой подгруппой могут объединиться для игры с правилами.
Для развития самостоятельности, у детей есть возможность выбора места и вида игры. В большом прозрачном контейнере собраны предметы—заместители, способные дополнить или восполнить недостающее оборудование для игры по собственному замыслу, вспомогательные материалы (веревки, резинки, ленты, зажимы, прищепки, скотч, большие куски ткани разной фактуры, для использования в вертикальном и горизонтальном пространстве). В группе размещены предметы, помогающие трансформировать пространство (платформы, ширмы, подвижная мебель).
Нами были выделены маркеры среды, позволяющие установить, что игровая деятельность проживается детьми, как ведущая и осмысленная. О следах игровой деятельности можно судить если:
- пространство группы перестроено под игровой замысел детей;
- сохранены следы игровых замыслов, отражающие интересы детей;
- в игровом пространстве находятся предметы-заместители, которые внесены как недостающие для развития игры материалы;
- в группе есть хотя бы одно стационарное место, где развернута режиссёрская игра на макете или игровом поле, либо если игра свёрнута, а рядом с макетом хранятся различные материалы в контейнере;
- рядом с материалами для образной игры видны следы детского присутствия (костюмы для сегодняшней игры, куски ткани, стянутые для воплощения образа и пр.)
Так же в группе предусмотрена возможность передвижения построек (с помощью платформы на колёсиках); стоек для костюмов, повышающих доступность использования материалов для игры; промаркированы контейнеры для хранения атрибутов; есть знаки, отражающие правило: «не ломать постройки», «не убирать игрушки».
В группе имеются фотоматериалы, отражающие игру детей, которые часто помогают детям определиться с выбором вида деятельности. Нам предстоит ещё доработать детскую документацию (детские проекты по обогащению игры, в которой живут дети, модели иерархических отношений, перечень ролей, включаемых детьми в игру).
Таким образом, созданная нами игровая среда дает возможность детям проявить инициативу, выбрать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, возможность общаться со взрослыми и сверстниками.
e-mail: zvezdochka.detsk@yandex.ru +7(919)3144133