Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf
Технологическое образование – это организованный процесс обучения и воспитания, направленный на формирование технологической, экологической, экономической культуры личности обучаемых через развитие творческого технологического мышления, комплекса технологических способностей, качеств личности: социальной адаптивности, конкурентоспособности, готовности к профессиональной деятельности. Результатом реализации содержания технологического образования должен стать устойчивый и успешный учащийся, подготовленный активно и самостоятельно действовать в среде, связанной с преобразовательной практикой.
В исследованиях известного специалиста в области профессиональной педагогики Ю.Л. Хотунцева подчеркивается, что технологическое образование является основополагающим средством достижения технологической культуры, являющейся всеобщим и непременным условием любой созидательной деятельности. Под технологической культурой можно понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в достижениях технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой.
Основной причиной низких технологических компетенций населения и низкой популярности соответствующих направлений среди хорошо успевающих школьников и студентов является растущее отставание школьной программы от радикальных технологических изменений. В большинстве школ уроки технологии не менялись десятилетиями. В дополнительном образовании всего 7% детей участвует в программах технологической направленности. Технологические компетенции, предлагаемые системой профессионального образования, не соответствуют требованиям актуального рынка труда (даже на региональном уровне). Форматы технологического образования в СПО и вузах также устарели — длинные негибкие программы неадекватны быстро меняющимся технологиям.
На сегодняшний день «Технология» - учебный предмет общеобразовательной школы, задачами которого являются расширение и углубление политехнического образования, а также выявление, раскрытие и развитие способностей учащихся в процессе создания изделий. Важную задачу «Технология» как учебный предмет решает в области межпредметных связей, создавая условия по применению знаний естественнонаучных учебных предметов, раскрывая организационно-экономические особенности промышленности в процессе проектной и творческой деятельности. Несмотря на долгий путь изменений учебного предмета «Технология» за время массовой школы, неизменным остались некоторые принципы его организации. Во-первых, политехнический характер – разнообразие сфер дизайнерско-технологической деятельности, получение как общетрудовых знаний и умений, так и специальных (профессиональных). Во-вторых, творческий характер – возможность раскрытия способностей, индивидуальности в создании материального продукта (изделий). В-третьих, отражение социально-экономического развития страны.
Предмет «Технология» рассматривается, как «область знаний о деятельности человека по преобразованию материалов, энергии и информации». В рамках предмета учащиеся знакомятся с миром профессий, различными сферами общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности, именно такой подход заложен в основу технологического образования с учетом государственного стандарта общего образования. Именно на уроках технологии обучающиеся учится самостоятельно мыслить, выявлять проблемы, подбирать различные варианты решения, прогнозировать и оценивать результаты, используя для этой цели знания из различных областей; находить способы совершенствования проектирования и изготовления изделий.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
При выполнении проектной деятельности у учащихся появляется внутреннее удовлетворение от самого процесса деятельности, содержания и значимости выполняемой работы, понимания того, что он может выполнить планируемую работу и внести в нее свои творчески находки.
Проектная деятельность школьников предполагает наличие у учащихся большой меры самостоятельности. Учащиеся должны уметь обосновывать замысел проекта, находить возможности его реализации, планировать и изготавливать приспособления и конструкции, разбираться в технологической и конструкторской документации.
С самого начала освоения проектной деятельности школьников для любых видов реализуемых проектов первостепенную роль выполняют процессы саморегуляции учебной деятельности школьника: вместо действий «по образцу», усваиваемых в процессе отработки и закрепления материала, ученик выполняет действия поиска, творческого созидания, коррекции выполненной работы. Главная задача учителя технологии добиться, чтобы в проект были внесены элементы творчества его исполнителя.
Проектная, исследовательская деятельность обучающихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда обучающихся.
В проектной деятельности в различных сочетаниях у школьников развиваются следующие общие и специальные способности:
– творческие: выбор темы проекта технической направленности, его разработка, нахождение технического противоречия, его разрешение, мысленный эксперимент работоспособности объекта, его усовершенствование с учетом новой формы и технического исполнения, способность самостоятельно творчески мыслить, решать нестандартные задачи, определять значимость, актуальность, новизну выполненной работы, производить ее самоанализ;
– технологические: умение составлять и читать простейшие чертежи, разбираться в технических устройствах, решать простейшие технологические задачи, составлять инструкционно-технологическую документацию;
– технические: развивает техническое мышление, техническую грамотность, конструкторские умения и навыки.
– коммуникативные: обсуждение проекта, работа в группе при выполнении коллективного проекта, его защита перед всем классом; способность работать в коллективе при выполнении группового проекта;
– организаторские: определение функций каждого в процессе выполнения группового проекта, организация совместной деятельности по его реализации, выявление лидера в группе, планирование и организация своей работы при выполнении индивидуального проекта, приобретение инструментов и материалов, умение организовывать и планировать свою работу;
– литературно-лингвистические: описание идеи проекта, литературное оформление пояснительной записки, выступление в процессе защиты;
– экономические: расчет экономической эффективности выполненной работы, разработка рекламного проспекта, маркетинговые исследования и др.; развитие экономической грамотности, способности экономно расходовать материалы, электроэнергию;
– математические: расчет затрат, построение геометрии формы и объема, технические расчеты выполняемого устройства;
– предпринимательские: развитие инициативы, способности оценить рыночную стоимость изделия, деловые и личностные качества работника нового типа: предприимчивость, уверенность в своих силах, работоспособность, ответственность, практичность, и другие качества;
– художественные: дизайн изделия, разработка его эскизов, рисунков, оформление в цвете;
– мыслительные: наглядно-образная память, абстрактно-логическое мышление и др.;
– двигательные: координация движений, умение пользоваться инструментами и приспособлениями;
– мануальные: ручная ловкость и в целом кинестетический аппарат
ребенка.
Анализ содержания деятельности учащихся при выполнении проектного задания позволяет сделать вывод о том, что проектная деятельность содержит в себе большие возможности для развития творческих способностей.
Работа над проектом способствует повышению их эстетического, культурного и образовательного уровня, аккумулированию и систематизации знаний, помогает найти пути для самореализации в обществе как личности.
Метод проектов оказывает на учащихся большое воспитательное воздействие, активизирует техническое мышление, творческое воображение, способствует формированию технологической культуры, целеустремленности, коммуникативных способностей, является одним из средств формирования социальных качеств личности.
Выполняя проект индивидуально или в составе группы, учащийся попадает в атмосферу заинтересованной творческой деятельности, и не только непосредственно во время работы над ним. Эта работа заставляет школьника возвращаться к проблеме, постоянно думать о ней, искать интересные неординарные решения, изучать необходимую литературу, расширять свой кругозор, объединяться в группы учащихся по интересам и, наконец, после долгих усилий находить верное решение.
Только предметная область «Технология» позволяет наиболее полно раскрыть заложенное в каждом ребенке творческое начало, наметить пути его совершенствования. Многолетний опыт работы в учебном заведении убеждает в том, что практически не бывает детей «без изюминки», только творческий потенциал одних детей находится на поверхности, дети активно проявляют себя даже не в одном каком-либо направлении, а для некоторых обучающихся учителю приходится прилагать значительные усилия, чтобы помочь им самореализоваться. Ведь каждый обучающийся индивидуален и творческий потенциал у каждого разный, поэтому учителю необходимо найти эффективные методы для его развития. Формирование и развитие творческих способностей обучающихся требует продолжительной и целенаправленной работы со стороны учительского корпуса. Особенно ярко творческие способности обучающихся проявляются и развиваются в исследовательской и творческой деятельности. И здесь творческое проектирование играет ключевую роль как средство раскрытия творческого потенциала детей. Поэтому для реализации этих целей возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение обучающихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключении. Другими словами - то, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
В соответствии с требованиями Стандарта становится актуальным не только создание эффективных условий формирования и развития УУД, но и оценка метапредметных результатов обучающихся. А овладение составляющими проектно-исследовательской деятельности и является одним из метапредметных образовательных результатов, следовательно, включение такого типа деятельности в образовательный процесс является одним из средств достижения нового качества современного образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Библиографический список
1. Литова З. А. Методика разработки творческих проектов в общеобразовательной школе: учебное пособие. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2011 2-е издание с грифом Президиума УМО по спец. пед. образ., прот. № 2 от 15 июня 2010 г. – С. 163.2. Литова З. А. Основы обучения школьников творческой деятельности (учебное пособие) Курск: Изд-во Курск. гос. пед. ун-та, 2000 – С. 173.
3. Новиков Н. Н. Творческое развитие учащихся на уроках технологии / Н. Н. Новиков // Молодой ученый. – 2015. – №7. 838-840.
4. Технология. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы /научная редакция сборника Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко. – М.: «Просвещение», 2010.