НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Кузнецова Н.М. Современная образовательная технология «Клубный час» как средство поддержки инициативы детей старшего дошкольного возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 07 (09) https://f.almanah.su/09.pdf


Одна из главных задач воспитания, которую ставит перед собой любой воспитатель – поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.). Процесс этот долгий, но у его истоков стоит детский сад. От того, насколько успешно будет решена эта задача, зависит эффективность самореализации наших малышей в школе и в дальнейшей жизни. Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада, соблюдая определенные правила поведения.
Целью использования технологии «Клубный час» является поддержка индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности и участников совместной деятельности.
Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют:
Во-первых, тематику «Клубных часов». Это необходимо сделать т.к. «Клубный час» может проводиться в различных формах; как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время, как одна из форм проведения прогулки или как форма проведения досуга.
Возможно, выделить следующие типы «Клубного часа»:
«Свободный» - когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам;
«Тематические», которые включены в ситуацию месяца. Например, в ситуацию «Космос», это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавт»;
«Деятельностный», когда в основу К. Ч. положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т. е. например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т. д.
Во-вторых, педагоги определяют периодичность и длительность «Клубного часа».
В-третьих, определяют правила поведения детей во время «Клубного часа. ( Рисунок 1)
В четвёртых – обсуждаются организационные моменты.
Проведению «Клубного часа» предшествует большая подготовительная работа, прежде всего среди родителей( если они будут являться участниками) и педагогов. Родители на собрании заранее предупреждаются о том, что в дошкольной организации будет проводиться данное мероприятие. Их информируют о том, как это повлияет на детей и каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Все сотрудники детского сада предупреждаются о времени и дне проведения. На время проведения «Клубного Часа», закрываются входные двери в сад. Сотрудники находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с гостями, показывают, рассказывают о своих занятиях. По окончании «Клубного часа» ответственный проходит во всем этажам (группам), с колокольчиком, подавая сигнал о том, что пора возвращаться в группы.
В подготовительной группе дошкольники имеют возможность выйти за пределы своей группы, чтобы заняться в течение часа, тем видом деятельности, который выберут сами. Педагоги в это время организуют площадки (станции) на территории детского сада:
· в группах,
· в холлах,
· в музыкальном зале,
· в физкультурном зале,
· в кабинете специалистов,
· летом – на улице.
В течение часа дошкольник может посетить несколько площадок, а может побывать только в одном месте – это право выбора каждого ребенка. Участвовать в "Клубном часе" могут те дети, которые согласны соблюдать определенные правила. Для поддержания выполнения правил, в подготовительной группе может быть введена система красных кружков. Каждому ребёнку на время клубного часа выдаётся по три красных кружка, (фишки, любого отличительного знака, выбранного группой). Если взрослый видит, что ребёнок нарушает правила, во время «Клубного часа», то имеет право забрать кружок у ребёнка. Если ребёнок лишается всех фишек, то по решению коллектива группы отстраняется на некоторое время от посещения клубов (станций). Таким образом, это дисциплинирует дошкольника, формируя у него такие качества, как самоконтроль, ответственность, самостоятельность.
По окончании, проводится «Рефлексивный круг», где дети делятся своими впечатлениями. По интеллект – карте дети рассказывают о своей деятельности на станции. (Рисунок 2) Так формируется правильная речь ребёнка-дошкольника. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга, тем самым предоставляя возможность всем высказаться. Если ребёнок затрудняется высказаться, воспитатель поддерживает его беседу наводящими вопросами:
Предполагаемые вопросы к детям:
- Как называется станция, которую ты сегодня посетил?
- А кто сегодня делился с вами своими знаниями на станции где ты был?
- Чем вы занимались на вашей станции?
- Что тебе сегодня понравилось больше всего?
- Что нового ты узнал сегодня?
- Как ты думаешь, соблюдались ли правила поведения на вашей станции?
- Какую станцию ты бы хотел посетить в следующий раз?
После проведения каждого клубного часа воспитатель фиксирует проблемы, возникающие у ребёнка в процессе « Клубного часа»,обсуждает их с родителями и сотрудниками (участниками мероприятия),находя пути их решения. На сегодня, технология «Клубный час» с успехом применяется в дошкольных учреждениях.
Данная технология позволяет зафиксировать следующие изменения у детей:
- проявление детской инициативы в выборе видов деятельности;
- дети ориентируются в помещении ДОУ;
- освоили нормы и правила общения друг с другом и со взрослыми;
- дети умеют коллективно трудиться и получают от этого удовольствие;
- дети стали отзывчивее друг к другу;
- дисциплинирует детей;
- способны к саморегуляции своего поведения;
- способны осуществлять самооценку своих действий.

Библиографический список

1 Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов ДОО. (Работаем по ФГОС дошкольного образования) – М.: Просвещение, 2015.
2 Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. ФГОС. /Автор ст. научный сотрудник ИС РАН Гришаева Наталья Петровна//Редактор Сухова Е.А.: Издательство Вентана-Граф, 2015. http://www.labirint.ru/books/463129
natulya_kuznetsova_1981@mail.ru, +7 (930) 8024043
2018