НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Деревянко Е.В. Финансовая грамотность для детей старшего дошкольного возраста через работу с родителями

Библиографическое описание:
Деревянко Е.В. Финансовая грамотность для детей старшего дошкольного возраста через работу с родителями // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/70-2.pdf.

Финансовое образование полностью не изучено, исследователи работают над этим вопросом, ищут и подбирают методики.

Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Ребенок очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне.

Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка:

- бережливости (продление жизни готовой вещи);

- деловитости (практические навыки овладения);

- рационального поведения в отношении простых обменных операций (хорошо подумать, прежде чем что-то сделать);

- трудолюбия (качество, когда ребёнок не только знает, что все хорошо работают, но и проявляет своё отношение к этой деятельности);

- оценки любых результатов труда будь то товары или деньги;

- формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Большинство дошкольников старшего дошкольного возраста мыслит вполне конкретными категориями и успешно впитывает информацию от близких взрослых. Наилучшей формой обучения экономике являются игра, театр, сказки и иной фольклора.

Но впервые ребенок узнает о деньгах, покупках, магазинах в семье. В семье ребенка берут с собой за покупками, и именно там ребенок понимает, что для приобретения какой-либо вещи нужны деньги. Ребенок видит, как родители совершают покупки.

Семейная культура денег, может быть различной. Она выражается в следующем:

- что говорят друг другу члены семьи о деньгах;

- как члены семьи воспринимают деньги;

- как в семье принято тратить деньги;

- какие эмоции испытывают члены семьи при контакте с деньгами;

- каким способом склонны получать деньги;

- какими стратегиями или моделями отношений с деньгами пользуется семья.

С дошкольного возраста дети постепенно включаются в экономическую жизнь общества, финансовые отношения, направленные на производство, обмен, распределение и потребление материальных благ в семье. Поэтому очень важно уже с дошкольного возраста заложить основы таких качеств, как: трудолюбие, бережливость, расчетливость, инициативность, организованность, практичность, самостоятельность, деловитость – сформировать разумные экономические потребности, умение соизмерять потребности с реальными возможностями и убеждение в том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения потребностей.

Мир личных и семейных финансов наиболее эффективно позволяет дошкольнику осваивать социокультурные ценности, принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества. Ребенок начинает понимать, что его интересы и потребности не всегда могут быть реализованы из-за отсутствия материальных возможностей и финансовых средств в семье.

Ребёнку в семье должны объяснить, что потребности есть не только у него. Он живёт в семье, и ей в целом и каждому её члену по отдельности что-то бывает необходимо. Все потребности удовлетворяются, исходя из возможностей, в частности при наличии нужной суммы денег. Родители могут рассказать ребёнку, кто приносит деньги в семью и как называется этот вид дохода. Затем обозначьте регулярные семейные, частные, сезонные траты. Лучше оформить это в виде схемы или таблицы. Ребенок наглядно увидит, что источников дохода, например, три, а статей расходов десять. Это даст ему понять, что к деньгам надо относиться бережно.

Родители регулярно планируют и делают совместные покупки. Ребёнку нужно на практике осознать, что значит бережное отношение к деньгам. Определите сумму, которую планируете потратить в магазине, заложив в неё небольшой процент на то, что хочет ребёнок. Перед походом в магазин составьте вместе с ним список покупок, договорившись о том, что будет куплено лично ему. Уже в магазине не позволяйте ему менять решение и точно следуйте списку. Это довольно сложно, но педагогически правильно: ребёнок научится контролировать желания, соблюдать договорённости и действовать по плану. Дайте ребёнку самому что-то купить. Если ребёнок уже умеет считать хотя бы в пределах 10-30 рублей, то во время прогулки можно предложить ему самому купить себе лакомства. Дайте монетки, объясните, что такое цена, и позвольте ему выбрать лакомства. Сопровождайте его на кассе (чтобы ему не было страшно), но не мешайте рассчитываться. Если он уложился в данную сумму — отметьте это, похвалите. Он запомнит положительный опыт. Если ребёнку не хватит денег, то ему придётся решать, от чего отказаться. Это научит его делать более обдуманные покупки, расставлять приоритеты, понимать конечность денег и важность планирования.

Литература

1. «Как рассказать детям о деньгах» Сергей Биденко и Ирина Золотаревич, 2012 г.

2. «Дети и деньги» Тимур Мазаев и Елизавета Филоненко, 2020 г.

3. «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей» Елена Ульева, 2021 г.
2023