Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Кривенко Н. А. Из опыта работы с детьми с РАС

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf

Аутизм – это симптом и форма психических заболеваний, при которых мышление человека регулируется внутренними эмоциональными потребностями и не зависит от реальной жизни.
Это не общительность, стремление уйти от реальности.
Это нарушения, связанные с неумением понимать мотивы других людей и участвовать в жизни общества.
Трудно оставаться равнодушным, наблюдая за тем, как ребенок болен аутизмом пытается адаптироваться в скоротечном современном мире.
Я хочу поделиться опытом работы в группе кратковременного пребывания детей с РАС. Работаю я в этой группе с 2016 года.
Целью нашей группы является интеграция ребенка в адекватную для него образовательную среду, социализация в обществе, создание условий для развития и адаптации детей в различных сферах жизни: социальной, бытовой и максимальная компенсация отклоняющегося развития.
Адаптировать ребенка к коллективу сверстников, формировать социально –приемлемое поведение, вовлечение в процесс социальной интеграции и личностной саморегуляции детей.
Развитие у детей коммуникативных навыков, навыков самообслуживания.
Формирование доступных представлений об окружающем мире и ориентации в окружающей среде.
Развитие и коррекция познавательной деятельности, формирование базовых знаний и навыков.
В работе воспитателей предусматриваются различные формы взаимодействия с детьми с целью обеспечения непрерывности воспитания и обучения ребенка.
Три часа в день заполнены разнообразными делами, видами деятельности, которые организует воспитатель.
Это:
-индивидуальные и групповые занятия;
-пальчиковые, хороводные, подвижные игры;
-сюжетно-ролевые игры;
-игры с водой, с сыпучими материалами;
-игры с дидактическими игрушками;
-сенсорные игры;
-сюжетные игры;
-игры на развитие мелкой моторики с застегивающими и прилипающими элементами (пуговицы, шнуровки, кнопки);
-совместное рисование, конструирование.
Вся работа проводится в непринуждённой форме, что способствует
свободному общению с детьми.
Мы добились эмоциональных контактов детей с воспитателем, контакта детей друг с другом.
На лицах ребят стали чаще появляться позитивные эмоции.
Повысился рост включенности детей в совместные игры.
Дети стали более организованными.
Совместные игры детей помогли справиться с тревогой, страхами, агрессивным поведением.
Какие же особенности у детей с РАС.
У аутичных детей нарушены трудности коммуникации, присутствует стереотипное поведение, чрезмерная психомоторная возбудимость, присутствуют побочные реакции на сенсорные раздражители; нарушена речь, трудно выражают собственные эмоциональные переживания, и понимают состояние других.
Аутичные дети стараются избегать нововведений в свой привычный жизненный порядок и активно этому сопротивляются.
В отличие от всех других детей с психофизическими нарушениями и без них, аутичный ребенок не идет навстречу другому человеку и не радуется, когда любой, ребенок или взрослый, хочет, например, играть вместе с ней.
Недостаточное развитие языка, отсутствие речи.
Эти дети чрезмерно застенчивы, часто повторяют одни и те же слова по несколько раз подряд. Ребенок не понимает речь других людей, не стремится разговаривать, общаться с другими детьми. В речи ребенка, в основном, присутствуют эхолалия, ребенок иногда повторяет обрывки элементов речи, которые он услышал. Ребенок не понимает сложных языковых конструкций, только односложные слова-команды: «Ешь», «Сядь». Ребенок не может абстрактно мыслить, анализировать и обобщать. Чаще всего ребенок не понимает местоимений мой, твой, их и т.д. В то же время у него может достаточно интенсивно развиваться "автономная речь", "речь для себя".
Первоначально сложности в работе с детьми были в том, что ребенок не воспринимает окружающий мир, не реагирует на происходящее вокруг него, порой совершенно невозможно привлечь внимание ребенка, они не реагирует на свое имя и на звуки голосов взрослых. Благодаря проведению индивидуальных занятий, мы добились положительного результата. Ребенок стал фиксировать взгляд на лице воспитателя.
Зрительное внимание детей с аутизмом крайне выборочно и очень кратковременно, ребенок смотрит как мимо людей, не замечая их и относится к ним как к неодушевленным предметам. В то же время им характерна повышенная впечатлительность, реакции детей на окружающее часто непредсказуемы и непонятны.
Очень сложно дети с аутизмом переносят эмоционального контакт как со взрослыми так и с детьми. Были такие дети, которые сначала избегали прикосновений к себе: не позволяли обнять, взять за руку. Но в процессе долгой и плодотворной работы мы достигали положительных результатов.
Не все дети, которые посещали группу, играют с игрушками, и даже не проявляют к ним интереса. Так же не обращают внимание на других детей, не играют с ними, не имеют простейших игровых навыков.
Их игровая деятельность носит своеобразный характер, обычно ребенок играет сам, преимущественно используя не игровой материал, а предметы домашнего обихода: играть с обувью, шнурками, бумагой, выключателями, проводами, включает
набор простых движений – это дергать кусок одежды, крутить веревку, сосать или нюхать части игрушек.
Дети выбирают себе место в комнате, где проводят свое время и занимаются с педагогом.
Все дети разные, не похожие друг на друга: кто-то любит слушать детские песенки, кто-то в это время закрывает уши. И у каждого свои «необычные» интересы.
Кто-то составляет на магнитной доске из букв слова; кто-то увлекается счетом. Так один мальчик считает до 200 в прямом и обратном порядке.
Кто-то рисует и конструирует из бумаги, кто-то может часами сидеть и пересыпать каштаны, перебирать карандаши и слушать какие звуки получаются при этом.
Особенностью этих детей является то, что они привязываются к некоторым значимым взрослым.
И если происходит смена взрослого, то ребенок ведет себя неадекватно: психует, капризничает, уходит в себя.
Сначала коррекционную работу мы проводим индивидуально с каждым ребенком. Затем смотрим, каких детей можно объединить в группу.
Дети хорошо занимаются на музыкальных, физкультурных групповых занятиях.
Играют в подвижные игры, конструируют вместе.
Направления нашей работы следующие:
 развитие ощущений и восприятий;
 развитие навыков самообслуживания;
 развитие зрительно-моторной коррекции;
 формирование общей осведомленности.
Не все дети имеют простейшие навыки самообслуживания.
Таким детям порой невозможно научиться одеваться самим, самостоятельно ходить в туалет, умываться, принимать пищу и пользоваться столовыми приборами.
Ребенок с аутизмом требует постоянного контроля, он не понимает и не может оценить опасности окружающего мира. Такой ребенок не понимает опасность, исходящую от падения с высоты, игры с электроприборами, острых предметов и т.д.
Несмотря на безразличие к окружающему миру, ребенок с аутизмом может очень часто проявлять вспышки гнева и агрессии. В основном, эта агрессия направлена на самого себя. Ребенок до крови кусает свои руки, бьется головой о мебель и пол, бьет кулаками себя по телу и лицу. Иногда эта агрессия возникает против других людей, и ребенок при любой попытке контакта царапает, кусает или бьет взрослых и бывает и детей.
Мы стараемся предотвращать вспышки агрессии, увлекая ребенка игрой или определенным видом деятельности.
На любое запрет или попытку связаться ребенок - аутист может внезапно проявить безудержную агрессию. Ему обязательно нужно дать то, что он требует. И в этом случае на помощь приходит игровая деятельность.
В коррекции детского аутизма исключительно важной является возможность регулировать с помощью игры эмоциональное состояние аутичного ребенка. Игровые занятия помогают справиться с проблемами, сопровождающими детей аутистов: тревогой, страхами, иногда агрессивными проявлениями, возникающими на почве страха. Для этого мы вводим в игру элементы неожиданности, приключения, переживания опасности. Всегда, когда по нашей воле или по желанию ребенка в игре происходит какое-то непредвиденное событие, нечто опасное или не приятное, наша задача – дать ребенку образец благополучного разрешения ситуации, сделать так, чтобы «все закончилось хорошо». Например: если сломалась игрушечная машина –«вызываем мастера», который ее чинит; если разрушился дом – «делаем ремонт»; если игрушечный персонаж упал, «ушибся» или «заболел» -лечим больного. Так мы закрепляем в сознании ребенка с РАС представление о том, что трудности преодолимы, что в тяжелой или опасной ситуации необходимо действовать, искать помощь, что всегда можно найти способ справиться с проблемой.
Игровые коррекционные занятия с детьми, имеющими РАС, позволяют решать множество задач, необходимых для нормализации их психического и социального развития: повышать психический тонус и снижать сверхчувствительность, развивать произвольное внимание и поведение, стимулировать инициативу во взаимодействии с окружающими людьми и в речи, преодолевать дискомфорт, страхи, проявления агрессии, формировать более гибкую коммуникацию и поведение в целом. Этот далеко не полный список возможностей игровой терапии с аутичным ребенком дает нам право говорить о ее необходимости, первичности по отношению к другим формам работы. Понятно, что эта работа может длиться не один год, но, по нашему мнению, при аутизме и РАС она незаменима, так как формирует основные механизмы эмоционального развития ребенка, создает необходимую базу для усвоения социальных навыков.
Особую развивающую функцию выполняет участие детей в театрализованной деятельности.
Приобщение детей к театру, способствует общему развитию, эстетическому воспитанию, развитию памяти, речи, познавательной активности. Участие в
театрализованных играх, разыгрывание песенок, потешек, сказок. Все это способствует творческому развитию.
Развитию творчества и воображения так же способствуют музыкально-ритмические движения.
Дети учатся элементарным танцевальным движениям, развивается чувство ритма. Принимая участие в танцах, дети преодолевают стеснительность, развиваются дружеские взаимоотношения.
Через творчество дети познают окружающий мир. Мир театра поможет понять, что такое добро и зло. Изобразительное искусство привьет детям эстетический вкус, чувство прекрасного.
Большая работа проводится с родителями. Мы даем советы, рекомендации.
Только совместная деятельность родителей и детей способствует развитию доверительных отношений между ними и положительно влияет на ребенка. Помогает понять ребенка и приучает его к сотрудничеству.
В процессе сотрудничества у детей развиваются моторные навыки, формируется воображение, происходит всестороннее развитие. Если ребенок проявляет творческую инициативу – поощряйте его.
Пусть дома все будет для творчества. От 10-30 минут достаточно уделить ребенку. Можно сделать тряпичную куклу, это источник эмоционального переживания радости, приобщает к традициям русской народной культуре, воспитывает ласковое отношение к миру.
Развивать мелкую моторику можно не только посредством игр, но и в быту. Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи, внимания, памяти.
Шишечку катаю, ладошку упражняю.
Шишечку катаю, пальцы упражняю.
Шишечку катаю, к плечу поднимаю, к ладошке опускаю.
Можно предложить игру с крупой (прячем игрушки, пересыпаем),
покормим птичек, варим кашу. Различные игры с водой, мыльными пузырями. Занятия с карточками, лепка.
Предлагаем родителям схему занятий: 5 минут работа с карточками, 5 минут – чтение книг, 5 минут пальчиковые игры. Сделать перерыв и новый блок занятий. Идти от простых упражнений к более сложным.
Предлагаем родителям поручать ребенку выполнение простейших домашних обязанностей, которые могут стать источником радости,
маленькие дети активно стремятся привлечь внимание поучавствовать в домашних делах. Обязанности по дому – это способ сформировать и повысить самооценку, может сделать ребенка независимым в будущем.
Это также занятия, которые можно разделить с дедушкой и бабушкой, родственниками и друзьями, которые, возможно, не понимают, как им общаться с ребенком аутистом.
Со временем, ребенок может научиться выполнять некоторые дела полностью самостоятельно, а некоторые дела он всегда будет делить с кем-то из родителей. В любом случае, ваш ребенок будет чувствовать себя успешным и компетентным, и ему будет приятно проводить с вами побольше времени!
Можно предложить полить цветы
Это самое популярное домашнее занятие. Кому не понравится лить воду и вдобавок радовать комнатные цветы? Также можно предложить протереть листья.
На занятиях в группе эти задания дети выполняют. И когда дома они с родителями закрепляют свои умения и навыки, это очень хорошо.
Второе поручение – это предложить сложить белье после стирки.
Совет: начинать лучше с маленьких предметов вроде носков или нижнего белья. Иногда проще вовлечь детей, если они складывают поначалу только собственные вещи. Позвольте вашему помощнику самому придумать систему организации сложенных вещей – по размеру, по цвету.
Я рекомендую привлечь ребенка к раскладыванию ложек и другой небьющейся посуды по своим местам. Сортировка столовых приборов и раскладывание посуды может быть увлекательным занятием, а умение справляться с посудой – это отличный набор навыков для дальнейшей жизни. Освоив ложки и вилки медленно переходите к тарелкам. Главное здесь – добиваться маленьких успехов и постепенно развивать уверенность в себе.
Можно предложить ребенку пылесосить, если он не боится шума.
Попробуйте определить, может ли ваш ребенок заинтересоваться этим устройством, а потом, для начала, поручите ему пропылесосить маленький участок пола или ковра.
Пытайтесь научить ребенка заправлять свою кровать.
Привлекайте детей к приготовлению пищи. Дети любят возиться с тестом. Большинство детей смогут освоить хотя бы какую-то часть, нужную для приготовления блюда.
Проводилось множество исследований о влиянии животных на людей с аутизмом и другими видами инвалидности. Кормление и уход за питомцем – это еще один способ для ребенка с аутизмом установить связь с животным и почувствовать ответственность за него. Если ребенку страшно и некомфортно с животным, то участие в ритуале кормления – это отличный способ наладить отношения, но не подходить слишком близко.
Самое главное – это общение с ребенком. Выражение лица доброжелательное, приветливое, теплое, нераздраженное. В разговоре с ребенком старайтесь быть доброжелательны, приветливы в любых ситуациях.
Нужно избегать употребление всех частиц не, приказных фраз, таких слов, как возьми, сделай, должен, обязан.
Смотреть телевизор только с ребенком. Это способствует снятию напряжения, волнения, восстанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Если вы огорчены чем-то, постарайтесь объяснить ребенку, что это связано не с ним. От Вас ребенку необходимо как можно больше тактильных контактов: обнять, погладить, приласкать.
Не говорите с иронией или насмешкой, не делайте постоянных замечаний,
не ругайтесь и не кричите на ребенка, вы должны быть всегда вежливым и теплым по отношению к своим детям.
Как можно чаще высказывать одобрение, похвалу, эмоциональное принятие вашего ребенка, и не за что-то, а только потому, что это ваш ребенок, несмотря на все проблемы;
Не говорите ребенку, что не любите его;
Не давать ребенку чувствовать себя плохим (плохими могут быть его поступки, но не он сам).
От неправильного поведения или занятия старайтесь ребенка отвлекать, предлагая не менее 2-3 вариантов деятельности или занятий.
Постоянно хвалите, старайтесь подбодрить вашего ребенка.
Молодец! Правильно! У тебя это здорово получилось! Ты сегодня хорошо потрудился! Я знала, что ты справишься! Неплохо! Отлично! Ты быстро научился! Это то, что надо! С каждым днем у тебя получается лучше!
Коррекционно- развивающая работа совместно воспитателей и родителей приносит плодотворные результаты.
В сентябре, в начале учебного года, мы проводим диагностику познавательного развития детей группы, содержательными критериями которой стали:
- уровень запаса представлений об окружающем мире;
- особенности восприятия;
- пространственно-временные представления;
- особенности мышления, внимания и памяти;
- исследование уровня элементарных математических представлений;
- состояние моторики.
В январе проводится промежуточная диагностика познавательного развития детей, с целью отслеживания положительной динамики и редактирования индивидуальных маршрутов развития.
Работать с детьми аутистами очень сложно.
Работа требует большого терпения, эмоциональных затрат от педагогов и родителей и носит долгосрочный характер.
2021