Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Кириленко О. Л., Тулупова Л. В., Липисвицкая Г. А. Формирование эстетического отношения к окружающему миру как слышащего ребёнка, так и не слышащего

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (52) https://f.almanah.su/52.pdf


Эстетическое воспитание ребёнка начинается с первых лет жизни. Процесс этот целенаправленный, систематический, воздействующий на личность ребёнка с целью развития у него способности, видеть красоту окружающего мира и создавать её. Приобщение ребёнка к духовной культуре можно и нужно начинать как можно раньше. Даже самые маленькие дети способы воспринимать красоту в окружающем мире, проявлять интерес к музыке, произведениям изобразительного искусства, поэзии, театральным постановкам.
Ранние впечатления обогащают эмоциональную сферу ребёнка особыми переживаниями, ложатся в основу его эстетического мировоззрения, способствуют формированию нравственных ориентиров. Большое значение для общего развития имеет и собственное участие малыша в разных видах художественно-эстетической деятельности. При этом у него обостряется способность воспринимать и эмоционально откликаться на красоту в окружающем мире, в природе, человеческих отношениях, в мире вещей.
Дети начинают более внимательно вслушиваться, всматриваться в окружающее, учатся замечать своеобразие, уникальность предметов и явлений, осознавать и выражать свои чувства. В процессе художественной деятельности они получают широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования своих творческих способностей. Занятия изобразительной деятельностью, музыкой, танцами способствуют развитию зрительного, слухового, двигательного анализаторов и их координации, побуждают малыша осваивать новые сложные действия, получать новые знания, фантазировать, быть внимательным и усидчивым.
Воспитание эстетического отношения к окружающему миру является сложным и длительным процессом. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Для того чтобы понимать прекрасное в искусстве и жизни, ребенку необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.
Одним из таких средств является музыкальное искусство. Мир музыки для ребенка – это мир прекрасных звуков, мир радостных и счастливых переживаний. Чтобы он вошел в этот мир, необходимо развивать у него способности восприятия музыкального искусства. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его шумов, улавливает звуки. Он внимательно слушает мелодию, сосредотачивается, замирает на некоторое время, прислушивается, реагирует улыбкой, некоторыми движениями. Дети постарше способны осмыслить некоторые связи между явлениями, сделать простейшие обобщения – определить, например, характер музыки, назвать признаки, по которым сыгранную пьесу можно считать веселой, радостной, спокойной или грустной.
Музыкально-эстетическое воспитание – важная часть становления личности и развития ребенка как слышащего, так не слышащего малыша. Для таких детей, которые постоянно пользуются слуховыми аппаратами, с ними занимаются сурдопедагоги окружающий мир воспринимается по другому: они слышат его. Благодаря стремительному прогрессу за последние годы разработаны более совершенные модели слуховых аппаратов, а также дети имеют импланты. Если с глухим ребёнком систематически проводить занятия по развитию речевого слуха, то у него сформируется слуховая-слухоречевая система. Дети начинают на слух различать звучание слов. Глухой ребёнок становится говорящим и понимающим собеседников, то, что он не может воспринять на слух, он воспринимает с помощью зрения. Не слышащий ребёнок - это, в первую очередь ребёнок. Он должен жить в том же культурном мире, что и его слышащие сверстники. Нарушение слуха - это не причина исключения из жизни ребёнка музыки, литературы, физической культуры. В нашем центре не слышащие дети в полном объёме занимаются музыкой. Они с удовольствием танцуют, поют, выступают на сцене. Дети получают полноценное эмоциональное развитие.
Также высшим проявлением эстетического освоения человеком мира является художественная деятельность. Оно утверждает прекрасное в жизни. В изобразительной деятельности дети приобретают навыки и умения наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, всматриваться в них, они видят, как общие свойства, присущие многим объектам, так и характерные, индивидуальные, что помогает им потом при изображении наблюдаемого. Изобразительное искусство включает знания о книжной иллюстрации, живописи, скульптуре, аппликации, декоративно-прикладном народном искусстве, о пейзаже, натюрморте, о портрете и т. д.
Изобразительная деятельность для глухих и слабослышащих детей является важнейшим, более доступным средством эстетического воспитания. В процессе знакомства не слышащих детей с произведениями искусства решается задача эстетического воспитания. Рассматривая картины, народные игрушки, ремёсла, привлекая внимание детей к предметам интерьера, одежде у детей происходит формирование эстетических чувств. При правильном руководстве изобразительной деятельностью у детей с нарушением слуха развивается активность, инициативность, вырабатываются элементы самооценки, развивается эмоциональность окружающего мира. Всё это проводится и в нашем дошкольном центре на занятиях ИЗО. Не слышащих детей как и слышащих обучают: предметному, сюжетному, декоративному рисованию; лепке; аппликации предметной, декоративной, сюжетной; конструированию. Кроме того, развитие навыков изобразительной и конструктивной деятельности происходит в свободное время.
Роль взрослого в развитии эстетического отношения ребёнка к окружающей действительности также велика. Она заключается не только в
том, чтобы привлекать внимание ребенка к красивым вещам, явлениям природы, произведениям искусства, но и включать
его в процесс сопереживания по поводу воспринятого. Конечно взрослый должен сам уметь испытывать и выражать эстетические эмоции, откликаться на чувства малыша, особенно при работе с не слышащими детьми.
Предметом совместного эстетического переживания могут
быть не только произведения искусства, но и проявления
красоты в обыденной жизни: яркий коврик на полу или ваза
на столе, разноцветные чашечки для чая или нарядная одежда малыша.
Особое внимание следует уделять интерьеру помещения, в котором находятся дети. Известно, что для развития у
человека умения воспринимать и различать красивое и некрасивое чрезвычайно важное значение имеет ранний опыт
запечатления окружающего мира. Групповые помещения, лестницы, коридоры детского учреждения должны быть красиво, со вкусом оформлены. Их могут украсить детские рисунки, поделки, иллюстрации картин, экспозиции произведений народного творчества, которые следует периодически менять, обращая внимание детей на то, что нового и
красивого появилось в групповом помещении. Предметом
совместного наблюдения может стать только что распустившийся цветок на подоконнике, необычный букет в вазе, засушенные листья деревьев, их цвет, форма и др.
В завершении можно сказать, очень важно обращать внимание детей на красоту природы во всех ее проявлениях: деревья и травка осенью и весной; сверкающий снег или иней, узор ледяных лужиц, прозрачные сосульки; разноцветная радуга и т.д. Эстетическое воспитание не только развивает ребенка, но и способствует становлению его личности.
2022