Библиографическое описание:
Сергеева О.В. Особенности работы со слабоуспевающими обучающимися на уроках английского языка // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/77-2.pdf.
Одной из главных проблем, которую приходится решать учителю - это работа со слабоуспевающими учениками.
Можно выделить следующие признаки неуспеваемости по иностранному языку: незнание базовой лексики; непонимание вопросов; неумение составить фразу; обдумывание простейших фраз, как признак отсутствия речевых автоматизмов; неумение употребить знакомый материал в новой ситуации; нестабильность результатов, как следствие недостаточной осознанности действий; выполнение упражнений наугад, не руководствуясь правилом; пассивность на уроке; отвлекаемость, стремление перевести разговор на посторонние темы.
Как учить?
Как вызвать у ученика ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать ученика, необходимо использовать все возможности учебного материала:
- создавать проблемные ситуации;
- активизировать самостоятельное мышление;
- организовывать сотрудничество учеников на уроке;
- выстраивать позитивные отношения с группой;
- проявлять искренний интерес к успехам детей.
Особенно важным для учеников с низким уровнем активности является фактор успеха. Необходимо всегда хвалить ученика даже за самые незначительные успехи, чаще обращать внимание на успехи такого ученика так, чтобы он чувствовал своё движение вперёд. Подбадривая ученика, мы снимаем его страх перед ошибкой, предоставляем уверенность в своих силах. Наличие ошибок показывает, что учебный процесс проходит нормально, и ученики принимают в нем активное участие. Ошибки – это средство и условие успешного овладения коммуникативной компетенцией.
В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:
Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по-новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
Следующим шагом является оказание своевременной помощи слабоуспевающему ученику на определенном этапе урока:
- снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;
- предложение учащимся примерного плана ответа;
- разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;
- напоминание приема и способа выполнения задания.
Для работы со слабоуспевающими учениками необходим дифференцированный подход к обучению, который предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:
- схем для самоконтроля;
- карточек, в которых показаны образцы того, как следует выполнять задание;
- карточек для индивидуальной работы;
- заданий с выбором ответа;
- для развития монологической речи использовать «костыли», т.е. готовый текст с пропусками.
Для активизации слабоуспевающих учащихся на уроке, повышения мотивации к изучению иностранного языка в своей работе использую разнообразные формы и методы работы:
1. В первую очередь на начальной и основной ступени обучения использую игры. Формы ролевой игры на уроках различны: на начальном этапе обучения - это сюжетная ролевая игра сказочного содержания, для более старших детей - сюжетная ролевая игра бытового содержания. Для развития памяти, формирования навыка строить монологическую речь хорошо использовать игру «Снежный ком», например при изучении лексики по темам «My family», «Food», «Hobby» и др.
2. Игры - соревнования, в которых с удовольствием играют все учащиеся (кто скажет больше предложений, тематических слов и т.д.)
3. Игра в мяч, которая проводится в оптимальном темпе и помогает учащимся в закреплении слов. При многократном повторении ученики довольно быстро их запоминают.
4. Для закрепления грамматического и лексического материала использую речевые зарядки.
5. Использую опорные карточки, подстановочные упражнения.
Для хорошего усвоения материала хороший результат даёт пошаговый контроль знаний (тематический, лексический, грамматический) с последующей коррекцией.
6. Задания «Найдите лишнее слово»
Библиографический список
1. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. Москва. Центр педагогического образования, 2008.
2. Иванова О.А. Учёт психологических особенностей учащихся на уроке английского языка (Полимодальный подход в преподавании иностранного языка). «Английский язык» №1 (21), 2008.
Сергеева О.В. Особенности работы со слабоуспевающими обучающимися на уроках английского языка // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/77-2.pdf.
Одной из главных проблем, которую приходится решать учителю - это работа со слабоуспевающими учениками.
Можно выделить следующие признаки неуспеваемости по иностранному языку: незнание базовой лексики; непонимание вопросов; неумение составить фразу; обдумывание простейших фраз, как признак отсутствия речевых автоматизмов; неумение употребить знакомый материал в новой ситуации; нестабильность результатов, как следствие недостаточной осознанности действий; выполнение упражнений наугад, не руководствуясь правилом; пассивность на уроке; отвлекаемость, стремление перевести разговор на посторонние темы.
Как учить?
Как вызвать у ученика ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать ученика, необходимо использовать все возможности учебного материала:
- создавать проблемные ситуации;
- активизировать самостоятельное мышление;
- организовывать сотрудничество учеников на уроке;
- выстраивать позитивные отношения с группой;
- проявлять искренний интерес к успехам детей.
Особенно важным для учеников с низким уровнем активности является фактор успеха. Необходимо всегда хвалить ученика даже за самые незначительные успехи, чаще обращать внимание на успехи такого ученика так, чтобы он чувствовал своё движение вперёд. Подбадривая ученика, мы снимаем его страх перед ошибкой, предоставляем уверенность в своих силах. Наличие ошибок показывает, что учебный процесс проходит нормально, и ученики принимают в нем активное участие. Ошибки – это средство и условие успешного овладения коммуникативной компетенцией.
В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:
Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по-новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
Следующим шагом является оказание своевременной помощи слабоуспевающему ученику на определенном этапе урока:
- снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;
- предложение учащимся примерного плана ответа;
- разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;
- напоминание приема и способа выполнения задания.
Для работы со слабоуспевающими учениками необходим дифференцированный подход к обучению, который предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:
- схем для самоконтроля;
- карточек, в которых показаны образцы того, как следует выполнять задание;
- карточек для индивидуальной работы;
- заданий с выбором ответа;
- для развития монологической речи использовать «костыли», т.е. готовый текст с пропусками.
Для активизации слабоуспевающих учащихся на уроке, повышения мотивации к изучению иностранного языка в своей работе использую разнообразные формы и методы работы:
1. В первую очередь на начальной и основной ступени обучения использую игры. Формы ролевой игры на уроках различны: на начальном этапе обучения - это сюжетная ролевая игра сказочного содержания, для более старших детей - сюжетная ролевая игра бытового содержания. Для развития памяти, формирования навыка строить монологическую речь хорошо использовать игру «Снежный ком», например при изучении лексики по темам «My family», «Food», «Hobby» и др.
2. Игры - соревнования, в которых с удовольствием играют все учащиеся (кто скажет больше предложений, тематических слов и т.д.)
3. Игра в мяч, которая проводится в оптимальном темпе и помогает учащимся в закреплении слов. При многократном повторении ученики довольно быстро их запоминают.
4. Для закрепления грамматического и лексического материала использую речевые зарядки.
5. Использую опорные карточки, подстановочные упражнения.
Для хорошего усвоения материала хороший результат даёт пошаговый контроль знаний (тематический, лексический, грамматический) с последующей коррекцией.
6. Задания «Найдите лишнее слово»
Библиографический список
1. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. Москва. Центр педагогического образования, 2008.
2. Иванова О.А. Учёт психологических особенностей учащихся на уроке английского языка (Полимодальный подход в преподавании иностранного языка). «Английский язык» №1 (21), 2008.