Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Головина А.В. Героизация русской истории на уроках русского языка и литературы

Оригинaл материала размещен в выпуске № 03 (05) https://f.almanah.su/05.pdf

Что такое воспитание патриотизма? Можно ли воспитать это качество личности или это врожденное чувство? По поводу этих вопросов есть много мнений. Возможно, корни этого качества растут из чувства привязанности, которое прививается еще в младенчестве, возможно, любовь к родине прорастает из любви к своей семье. Как бы то ни было, развивать это чувство можно и в более старшем возрасте. И особенно благодатной почвой для этого могут быть уроки русского языка и литературы.
На мой взгляд, любовь к Родине рождается из чувства гордости за свою Отчизну, из гордости за людей, населяющих и населявших нашу страну. Поэтому героизация русской истории – это одно из основных направлений моей работы.
На уроках русского языка важен подбор текстов. Всегда отдаю предпочтение текстам о героическом прошлом нашей страны, о замечательных людях нашей земли, в том числе Пермской земли, и о тех, кто не знаменит и не прославлен, но чья жизнь целиком и полностью посвящена людям и является образцом высоконравственной личности. Это всегда пример для подражания, которого так не хватает современным детям.
Очень хороши для данной работы сочинения по картине. Всегда можно подобрать изображение яркой исторической личности, события и, помимо развития речи, открыть детям яркую страницу нашей истории.
В 7, 8 классах уже много лет я провожу сочинение по картине М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Эта работа подводит нас к тому, что необходимо открыть целый пласт русской истории, чтобы понять идею автора. Кроме этого, необходимо прочитать житие Сергия Радонежского и, конечно же, узнать об истории написания картины и о самом художнике. Это достаточно большая подготовка, но она дает очень хорошие результаты, ребята не только узнают много нового о нашей стране, но и начинают гордится тем, что живут на этой земле. Вот небольшая цитата из работы ученицы Нохриной Дарьи 7Б класс: «Россия! Картина эта посвящена тебе. От нее веет простым, родным, близким и дорогим сердцу, но в то же время там скрыта истинная мощь, красота и величие, широта и вольность русской души». В этом ключе идет разговор на подобных уроках.
Для выборочного сочинения в 6 классе можно взять отрывок из «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина, посвященный Куликовской битве. На этих уроках я использую созданное мною интерактивное средство http://svu.perm.ru/golovina/?p=53. Это текст отрывка, вставленный во фрагмент мультипликационного фильма «Пересвет и Ослябя». Благодаря интерактивному средству ребята лучше представляют себе сражение, лучше понимают достаточно сложный текст. Образ князя Дмитрия Донского не оставляет равнодушными никого, его речь о том, что князь должен сражаться в первых рядах, а не прятаться за спины простых воинов вызывает отклик в сердцах ребят, и Куликовская битва перестает быть абстрактным явлением, становится частью нашей общей истории, сближает нас с нашими предками.
Постепенно в сознании формируется тип русского героя, запечатлеваются имена наших героев, Суворова, Ушакова и многих других. Они становятся для ребят не пустым звуком, а чем-то близким и родным.
Уроки литературы дают еще более широкие возможности для данной работы. Сами тексты художественных произведений дают нам возможность гордиться своими соотечественниками. Такие произведения, как «Чудесный доктор» А.И.Куприна, «Памяти Вревской» И.С.Тургенева помогают узнать о конкретных личностях, об их подвигах, порой тихих и незаметных. Ведь не все то золото, что блестит. Конечно же, данные уроки наполнены не столько анализом литературного произведения, сколько данью памяти и разговором об осмысленности человеческого существования.
Произведения о безымянных героях, таких как Левша Н.С.Лескова, Лукерья из рассказа «Живые мощи» И.С.Тургенева, помогают нам понять суть русского национального характера, суть нашего менталитета, суть нашей духовности. Разговор в этом ключе в более старших классах продолжают произведения А.А.Блока «Скифы», И.А.Гончарова «Обломов», Л.Н.Толстого «Зачем жить-то» и подобные им.
Порой факты биографии многих писателей заставляют задуматься о ежедневном подвиге, совершаемом во имя ближнего. К примеру, вся жизнь А.П.Чехова, жизнь Н.Г.Гарина-Михайловского, факты биографии И.А.Крылова и многих других. Эти сведения становятся для ребят мерилом ценности человеческой жизни. Негативные сведения из биографий писателей стараюсь не давать или не акцентирую на них внимание, думаю, что подрастающему поколению это ни к чему, этого у современной молодежи в избытке.
Таким я вижу воспитание патриотического чувства. Очень хочется верить, что не все растеряется в житейской суете, что останется в душах ребят светлый ориентир – образы наших русских героев.
2018