Актуальные вопросы начального общего образования

Трибушинина Р.А. Бумагопластика как средство развития креативного мышления и творческих способностей учащихся

Библиографическое описание:
Трибушинина Р.А. Бумагопластика как средство развития креативного мышления и творческих способностей учащихся // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/73-3.pdf.

Именно сейчас, в век технологического процесса, общество остро нуждается в смелых, творческих, перспективных, инициативных личностях. Развитие творческих способностей можно развить только в рамках творческой деятельности. Способности не могут развиваться сами по себе, они формируются благодаря закреплению того нового, что несет в себе жизненный опыт. Чем раньше этот опыт придет к ребенку, тем будет лучше для развития творческого начала. Развитие творческих способностей детей – это одна из важнейших задач, которое обусловлено тем, что традиционное обучение - это репродуктивный процесс передачи информации, передача того, сто создано человеком в разных областях науки и культуры. Основная цель образования в условиях второго поколения ФГОС заключается в подготовке подрастающего поколения к будущему, уметь использовать новые возможности, которые предоставляет тебе жизнь. Продуктивные виды художественной деятельности является самым эффективным средством развития творческого потенциала детей. Среди огромного разнообразия путей развития детского творчества можно выделить бумагопластику. Бумагопластика – это искусство работы с бумагой. Бумага является одним из самых первых материалов, из которого дети начинают создавать неповторимые, уникальные поделки. Бумага известна всем с раннего детства. Это универсальный материал. Она легко рвется, скручивается, режется, сгибается, клеится, при правильной обработке способна длительное время сохранять форму и качество. Бумага дает большой простор к творчеству, именно поэтому это обусловлено таким устойчивым интересом к этому материалу. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, который питает источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобразительности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка». Занятия по бумажной пластике предполагают развитие ребенка в различных направлениях:

- художественно-эстетический вкус;

- конструкторское мышление;

- пространственно-образное мышление.

Значение бумагопластики в развитии детей:

- развивает у детей способность работать руками под контролем сознания;

- совершенствуется мелкая моторика рук. Происходит развитие глазомера;

- способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;

- развивает художественный вкус.;

- развивает конструктивное мышление детей;

- развивает творческое воображение;

- стимулирует и развивает память, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;

- способствует обогащению словарного запаса специальными терминами;

- активизирует мыслительные процессы.

Такие занятия способствуют развитию не только творческих способностей, но и физических характеристик, что также очень важно для ребенка.

Таким образом, система работы по бумагопластике с детьми среднего школьного возраста должна быть выстроена с учетом не только возрастных особенностей, но и интересов самих детей. Процесс детского творчества помогает развитию творческих способностей.

Методы развития творческих способностей подростков.

Методы - это способы взаимосвязи ученика и учителя, направленные на достижение целей обучения. С помощью методов реализуются образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

В определении метода нужно обратить внимание на три особенности:

1. Деятельность педагога.

2. Действие ученика.

3. Взаимодействие учителя и ученика.

Первой особенностью является деятельность педагога. Учитель объясняет, показывает, информирует, поощряет, наказывает и т.п.

Вторая особенность – это действия ученика. Ученик слушает, запоминает, записывает, читает, отвечает, выполняет и т.д. Это внешняя сторона его деятельности. И очень часто результат обучения и воспитания оценивается именно по ней. Ответил - молодец, решил - хорошо, не выучил - поставлю «два», не слушаешь – накажу, и др. При этом не учитывается другая, скрытая от глаз воспитателя внутренняя сторона поведения школьника, раскрывающая сам процесс познания.

Третья особенность метода обусловлена взаимодействием учителя и ученика. Она проявляется во внешней деятельности, организации ученика, управлении его развитием (обучение анализу, синтезу, упражнению силы воли, социально значимых мотивов поведения). Поэтому педагогическая ценность метода определяется не столько внешней формой его выражения, раскрывающей возможности развития творческой личности ребенка на уроке, но и внутренней.

В последнее время педагогическая общественность широко обсуждает вопросы «педагогики сотрудничества» и «педагогики сотворчества». Речь идет об активной позиции учителя и ученика в едином стремлении к достижению цели, а именно всестороннего гармонического развития личности.

Планируя урок согласно его задачам и содержанию, педагог должен правильно выбрать проблемно-поисковые методы для развития творчества, инициативы и самостоятельности подростков. Это может быть:

• вариативные упражнения;

• эвристическая беседа;

• исследование и др.

Для формирования творческой личности школьника можно использовать все методы, которыми располагает современная дидактика:

1. Объяснительно-иллюстративные - объяснение, рассказ, демонстрации, таблицы. Способствуют формированию у детей среднего школьного возраста первоначальных данных об основных материалах, техник, технологии, организации труда и трудовой деятельности человека.

2. Использование репродуктивных (воспроизводящих) методов способствует развитию у учащихся практических умений и навыков.

3. Проблемно-поисковые методы (проблемное изложение, частично-поисковые, исследовательские), вместе с предыдущими, служат развитию творческих способностей подростков.

Наиболее высокий уровень творческой деятельности школьников связан с постановкой и самостоятельным решением проблемы, возникающей на уроке при выполнении данного задания. Это достигается путем использования исследовательского метода. Он обеспечивает практическую направленность знаний, овладение методами научного познания, формирование свойств творческой личности, интереса и потребности ее в поисковой деятельности. Таким образом, для формирования творческих способностей у детей нужно прежде всего опираться на методы проведения занятий. Их правильный выбор во многом поможет как учителю, так и ученикам найти правильное решение задачи.

Образы, в которых фиксируется форма, величина, пространственные соотношения фигур в целом или их частей- выстраиваются в сознании ребенка с самого раннего детства в результате манипулирования объектами или так называемыми сенсорными талонами, полученными в результате обобщения чувственных данных в процессе специально организованного общения ребенка с природой, окружающими людьми, объектами культуры и т.п. Учитывая то, что психологические характеристики познавательной сферы ребенка (восприятие, внимание, память, воображение, мышление) тесно связаны, то можно считать, что сам процесс развития ребенка обуславливает необходимость активизации формирующей работы педагога над тем или иным видом мышления в разные периоды жизни учащегося.

Пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач

Пространственное мышление формируется на всех этапах онтогенеза под влиянием различных обучающих воздействий, имеет ярко выраженную индивидуальную специфику, особенности ее проявления в разнообразных видах деятельности (игровой, учебной, профессиональной).

На уроках технологии учащийся впервые сталкивается с предметами, требующими от него оперирования пространственными образами – объемность, соразмерность, соотношение.

Содержанием пространственного мышления является оперирование пространственными образами на основе их создания с использованием наглядной опоры (предметной или графической, разной меры общности и условности).

Можно сказать, что пространственное мышление, как компонент в решении практических задач, связанных с ориентацией на местности, в мире вещей и природных явлений формируется гораздо раньше, чем образное мышление.

Основным условием развития пространственного мышления детей является целенаправленное их воспитание и обучение. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, учится самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

Развитие пространственного мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности.

Школьники, моделируя различные технические объекты, никогда в точности не придерживаются оригинала. Они интерпретируют его по-своему, внося новые, пусть незначительные изменения и дополнения.

Важно на каждом уроке технологии учить детей сравнивать предметы по различным параметрам, обобщать их в группы, соотносить свою работу с образцом, выделять особенности предмета с точки зрения устройства и изготовления, логически рассуждать, делать выводы.

Кроме того, членение предметов предъявляет требования к приемам абстракции: учащиеся должны мысленно выделить его существенные признаки. Так, например, учащиеся под руководством учителя рассматривают собаку сделанную из папье маше. Они констатируют, что эта модель представляет собой сочетание из следующих частей: четырех лап, туловища и головы. Ученики выделяют и показывают их существенные признаки (передние лапы больше задних, задние похожи на человеческие, голова круглая). Аналогично они рассматривают отдельные детали этих групп (на голове большие уши, косые глаза, усы).

Для развития пространственного мышления работа будет нацелена на то, чтобы учить детей сравнивать предметы по различным параметрам, выявлять соразмерность частей и соотношение пропорций, учить видеть изделия, обобщать их в группы, соотносить свою работу с образцом, выделять особенности предмета с точки зрения устройства и изготовления, логически рассуждать, делать выводы. То есть занятия будут нацелены на развитие всех умственных операций, необходимых для оперирования пространственными образами: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, индукция и дедукция;

В процессе развития пространственного мышления будут широко использоваться наглядные учебные пособия с изображениями объемных фигур: таблицы, модели, детали, различные изделия, чертежи и т.д.

В усвоении знаний и умений большую роль будет играть переход от фактических действий, или действий с наглядным материалом, к мысленным действиям, т.е. к действиям в уме.

Бумажная пластика является эффективным средством воспитания подростков. Занятия бумагопластикой в образовательном учреждении формируют такие нравственные качества, как коллективная деятельность, готовность оказать помощь, умение сопереживать, желание радовать окружающих результатами творчества

Бумагопластика как вид деятельности занимает промежуточную позицию между учебой и игрой и игровой деятельностью. Способствует эффективному развитию творческой активности подростков:

. делает возможным овладение школьниками опытом самостоятельной деятельности;

. обеспечивает совместную деятельность учителя и ученика;

. способствует активизации творческой учебной деятельности;

. оказывает благоприятное влияние на психическое развитие личности.

Таким образом, работа с бумагопластикой является эффективным средством развития творческих способностей детей среднего школьного возраста.

Бумагопластика. «Пруд Моне. Водяная лилия»

Для работы на уроке вам необходимо приготовит материалы и инструменты:

- цветная двусторонняя плотная бумага: розовая 3 листа 10х10см, розовая 1лист 9х9см, желтая 2листа 8х8см, зеленая 2 листа формат А5;

- клей ПВА;

- клей «Кристалл»;

- ножницы.

Работу выполнять последовательно по схеме.

Большую часть творчества Моне представляют полотна с изображениями лилий и кувшинок. Последнюю четверть жизни французский живописец провёл в маленьком местечке. Сейчас туристы могут пройтись возле пруда, который маэстро создал собственными руками.

Белые лилии стали предметом страсти художника на следующие несколько десятилетий. Моне изображает эти цветы не единожды, каждый раз добавляя новые цвета и оттенки, подаёт их в новом ракурсе и разном времени суток. Результатом его плодотворной работы стала серия из более чем 200 полотен с изображёнными на них водяными лилиями.

Композиция в технике бумагопластики «Водяные лилии» может быть выполнена как коллективная работа учащихся и украсить классный кабинет!

Библиографический список

1.Афонькин С.Ю., Афонькин Е.Ю. «Игрушки из бумаги». М., 1999.

2.Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2002.

3.Малков В.И. Бумажные фантазии. – М.: Просвещение, 2012.

4.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. «Психология» издательский центр «Академия» М-2009.

5.Черкасова И.А, Руснак В.Ю, Бутова М.В. От салфеток до квиллинга. Нетрадиционные техники работы с бумагой. – М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2014.

6.Шпикалова Т.Я. «Детям о традициях народного мастерства» М., 2001.
2023